Инновационные подходы к организации деятельности воспитателя и музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС ДО
Авторы: Глуменко Наталья Игоревна, Иванова Екатерина Александровна, Прокофичева Лола Назаровна, Федченко Виктория Олеговна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 03.08.2018
Статья просмотрена: 2717 раз
Библиографическое описание:
Глуменко, Н. И. Инновационные подходы к организации деятельности воспитателя и музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС ДО / Н. И. Глуменко, Е. А. Иванова, Л. Н. Прокофичева, В. О. Федченко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14460/ (дата обращения: 16.11.2024).
В связи с ускоряющимся с каждым днем ритмом жизни, общей модернизацией в современном обществе обозначился нравственно-культурный кризис, выходом из которого должны заниматься на государственном уровне. Начинать следует с уровня дошкольных образовательных учреждений, ведь именно в раннем детстве следует «сеять зерно», которое даст «новые плоды». Поэтому особую актуальность приобретает вопрос инновации образования.
Понятие «инновация» с латинского языка переводится как «обновление, новшество или изменение». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в: цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Таким образом, педагогическая инновация — намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики и повышение качества образовательного процесса.
Инновационная деятельность — комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы.
Все мы знаем, что с 2013 года в соответствии с ФЗ «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Появилось понимание важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина — где бы он ни проживал в нашей огромной стране — качественного образования. Одной из инноваций было введение ФГОС ДО, в соответствии с которым мы с вами и работаем. Целевыми ориентирами дошкольного образования являются: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, развитое воображение, развитые творческие способности, способность к волевым усилиям в разных видах деятельности, любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.
Часто людей всегда пугает все неизведанное и новое, мы негативно относимся к любым изменениям. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время. Но именно инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование — способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. И поэтому поиск, и применение инновационных методов и форм, техник и технологий в музыкальном воспитании стало целью моей работы.
Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием — растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.
Музыка — источник особой детской радости, и применение на занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей — развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации.
В связи с этим хотелось остановиться на некоторых инновационных моделях, применяемых на практике в деятельности дошкольного образовательного учреждения.
- Квесты (Тематические занятия);
Квест — это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для дальнейшего продвижения по сюжету. Основное содержание квестов заключается в поэтапном решении головоломок, которое приводит к общей цели. Каждая разгадка — ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть и творческими, и интеллектуальными.
Квесты проводятся как в помещении, так и на площадке, как с одной группой, так и со всеми дошкольниками, как с детьми, так и с родителями.
‒ Взаимодействие с педагогами;
Профессиональная взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми является ключевой для полноценного раскрытия в каждом ребенке заложенных способностей. Все педагоги работают в тесном контакте друг с другом и стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. В каждой группе должны проходить проекты, они могут быть краткосрочным, или долгосрочным. Тематика и момент окончания зависит от детей, а все специалисты должны выстраивать своё планирование на основе заявленной идеи.
‒ Импровизация;
Создание произведения одновременно с его исполнением. Одна из наилучших форм работы с детьми для образования условий свободы выражения, внутреннего состояния раскрепощения. Можно применять как во время образовательной деятельности, так и на развлечениях и утренниках.
‒ Работа с родителями;
Организация работы с семьей предполагает использование различных форм и методов общения с родителями как традиционные (собрания, консультации, анкетирование, изготовление атрибутов, совместные музыкально-спортивные досуги), так и инновационные (мастер-классы, литературные гостиные, использование ИКТ для взаимообогащения педагогического мастерства, акции, выездные конкурсы, проекты, интерактивные досуговые мероприятия).
‒ Анимационные танцы и флешмобы;
Достоинство таких танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится. Практически все дети любят танцы с элементами черлидинга, спортивного танца с помпонами. Он сочетает элементы гимнастики, хореографии и танцевального шоу. Доступность такого танца основывается на простых шагах, прыжках и элементарных хореографических движениях, где задействованы разные группы мышц. Анимационные танцы развивают творческие и двигательные способности дошкольников.
Для постановки таких танцев нужны несколько условий. Первоначально нужно выбрать музыку со средним и очень чётким ритмом. Выбранная мелодия должна лечь на восьмитактовый счет. Не допускать большого нагроможднения движений! Педагогу необходимо запомнить и продемонстрировать весь набор движений. Они должны быть удобными. Если вы испытываете дискомфорт, то и детям тоже будет неудобно их исполнять.
А вот флешмоб, в отличие от анимационных танцев, требует хорошей подготовки! Т. к. это заранее спланированная массовая акция, то здесь важно отработать каждое движение. Такие хореографические постановки нацелены на зрелищность, эстетику, привлечение внимания зрителей. За несколько минут танцевальной композиции может меняться и музыка, и темп. В таких постановках можно смешивать стили, жанры и другие. Музыка обязательно должна быть зажигательной, чтобы не только танец, но и мелодия настраивала танцующих на позитивный лад. Важно выбирать простые движения (прыжки, повороты, хлопки и т. д.).
‒ Музыкотерапия;
Метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает раздражительность и напряжение, восстанавливает дыхание, так же способствует профилактике и лечению нервно-психических заболеваний.
‒ Применение ИКТ
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение информационно-образовательных технологий в образование — логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях является, по сути, универсальным средством наглядности, которое помогает расширить кругозор воспитанников, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. Применять ИКТ на музыкальных занятиях можно различными способами: демонстрировать презентации, показывать видеофрагменты мировых шедевров опер, балетов, совершать виртуальные путешествия, использовать музыкально-дидактические игры.
ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества воспитателя, педагога и дошкольников, что, безусловно, положительно влияет на эмоциональную атмосферу, делает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечивает оптимальное музыкальное развитие детей.
‒ «Поколение NEXT выбирает LEGO»;
Конструкторы LEGO широко применяют в дошкольных образовательных учреждениях, они представляют собой разнообразные тематические серии, которые педагог может использовать во всевозможных видах деятельности. В нашем детском саду реализуется комплексный инновационный проект «Поколение NEXT выбирает LEGO». Одной из задач данного проекта является создание единого социально-образовательного пространства, включающего ДОО и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют использование абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических идей в развитии способностей детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную цель –общение, а педагогам следует возбуждать желание изучать и накапливать свой опыт для дальнейшего развития гармоничной личности.
Литература:
- Ветлугина Н. Музыкальное воспитание в детском саду. –Просвещение, М., 1981 г. — 240 с.
- Леонтьева О. Ответственность перед будущим // Советская музыка. — 1964, № 8. — С. 3–8
- Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования // Просвещение, М., 2012 г. — 304 с.
- Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы // Просвещение, М., 2012 г. — 206 с.
- Учитель и ученик. Проблемы современного образования / Материалы Областной научно-практической конференции (29 сентября 2010 года). — Воронеж, 2010. — 208 с.