Духовно-нравственное воспитание младших школьников как педагогическая проблема
Авторы: Логинова Юлия Александровна, Сокольская Екатерина Александровна, Макушкина Наталья Владимировна, Петрова Нина Валериевна, Гацаева Раиса Геннадьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 07.08.2018
Статья просмотрена: 1967 раз
Библиографическое описание:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников как педагогическая проблема / Ю. А. Логинова, Е. А. Сокольская, Н. В. Макушкина [и др.]. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 23-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14461/ (дата обращения: 19.12.2024).
Понятие «духовность» и «нравственность» относится к разряду трудно определяемых, личностно сокровенных, как сокровенна душа человека. В современной педагогической науке, скажем, как и в обществе в целом, нет полного понимания, осознания и определения данных понятий. Однако духовность и нравственность как устремленность к высшему, как высоконравственный ориентир, который олицетворяет мощь духа человечества, его веру в высшее и земное, вбирает в себя всю полноту и гармонию житейского бытия.
В связи с тем, что исторически понятие духовно-нравственного воспитания получило два основных смысла: религиозное и светское, оба толкования имеют место в жизни нашего общества, оба несут на себе печать истории, культуры, обычаев и традиций, вбирая библейскую мудрость и высокий житейский смысл человеческого бытия [4, с. 37].
Все, что имеет связь с душой, идет от души и сердца, необходимо нам для души — именно это и есть духовно-нравственная культура, как писал Д. С. Лихачев. Огромное влияние на духовно-нравственное развитие человека производит «душа народа», те обычаи, традиции и культура, которые наследуются от поколения к поколению, создавая высоконравственный ценностный потенциал, возвышая и сохраняя чистоту, красоту и святость духовного откровения личности [1, с. 35].
Высшая духовно-нравственная способность человека — это его способность любить. Потому что именно любовь может помочь человеку раскрыть свои жизненные силы и делает человека Человеком. Я. А. Коменский считал, что стремление к всеобщей гармонии добродетелей возможно лишь тогда, когда сердца людей будут наполнены «божественной любовью».
Гуманистические идеи духовно-нравственного воспитания ссылаются на то, что человек начинает путь становления и развития, когда пробуждается его душа, потому что воспитание есть доверие души, ее открытость доброму и светлому образу окружающего мира. В процессе творческого отношения к окружающей действительности, добросердечного, милосердного и уважительного отношения не только к близким, но и к окружающим людям, к открытию радости познания, знания, созидания, творчества духовно-нравственные способности возникают, раскрываются и обретают мощь. Высота духовного поиска, вдохновение делают отношения ученика и учителя наиболее доверительными, а знание — живым, действенным, согревающим ум и сердце, потому как путь к душе человека лежит через любовь [7, с. 44].
В исследованиях И. Гарина показано, что духовность как вершина педагогической действительности способна наполнить новым светом весь образовательный процесс, внести гармонию мыслей и созвучий в другие педагогические измерения, такие, как наследственность, воспитание, среда. Путь приобщения к высоконравственным ценностям, понятный и близкий сердцу любого, потому что у каждого из нас есть выбор — кто-то приходит к доброте через материнскую ласку и любовь к земле, кто-то через отцовский наказ и любовь к отечеству, Родине, кому-то выпадает путь через молитву и поклонение божественным началам — это и есть путь обретения себя в воспитательном пространстве образования. [8, с. 21].
Понятия «душа», «дух» и «духовность» входят в педагогическое пространство, обычно связывая духовность с единствoм трех основополагающих ценностей житейского бытия (Истины, Дoбра, Красоты), следовательно, выделяют три сферы духовно-нравственной деятельности — познание, искусство, нравственность. «Я верю, что у человека есть душа, притом это не такая душа, которую можно размельчить по частям научным исследованием, — сообщает педагог-новатор Ш. А. Амонашвили: Душа — это целостное, глобальное явление, а если есть душа, то психолого-педагогический проблемой является исследование качества и состояния этой души в человеке. Но у человека есть и плоть. Зачастую мы путаем тело с душой. Вот здесь и возникает педагогика как наука, которая содействует возвышению души, духовности и нравственности человека» [2, с. 103].
Традиционная отечественная педагогика опирается на православную антропологию — учение о тройственном составе человека в единстве духа, души и тела. Богословие, которое преломлено в педагогике, дает практическую установку: как в процессе обучения охватить личность целостно, чтобы она была гармонически сформирована во всех ее направлениях [11, с. 108].
Испокон веков для русской педагогической мысли характерно осознание приоритета духовно-нравственного начала человека. Без этого аспекта вся учебно-воспитательная работа утрачивает весь смысл. В 1996 году Ш. А. Амонашвили писал, что педагогика — это «наука, которая содействует возвышению души, духовности и нравственности человека» [2, c. 103].
Существует несколько педагогических определений духовности и нравственности, которые мы рассмотрим:
Феномен сохранения преемственности поколений, положительных тенденций в развитии и воспитании человека, продолжение общественного способа жизни — это и есть духовность» [17, с. 47].
Словарь «Общая психология» Д. А. Леонтьева и А. В. Петровского трактует это понятие двояко:
«Духовность — это высший уровень становления и саморегуляции зрелой личности, на котором ключевыми мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности выступают высшие общечеловеческие ценности.
А вне теологической трактовки духовность в обыденном сознании понимается как высокоразвитая форма психического, как высоконравственное начало в психической жизни, как стремление к эталону, способность к самоанализу действий и переживаний и т. д». [15, с. 56].
По мнению В. А. Сухомлинского, «духовность — это усвоение высоконравственных, интеллектуальных (умственных) и эстетических потребностей в процессе активной жизнедеятельности человека» [21, c. 4].
Внутреннее, духовное качество, которым руководствуется человек, общепризнанных этические нормы; правила поведения, характеризуемые этими качествами называется нравственностью (по Ожегову).
Зачастую этот термин употребляется в речи и литературе как синоним слова мораль, а также иногда — этика.
Воспитание духовности и нравственности выражается в потребности демонстрации возможностей своего «я», вслушивания во «внутренний голос», следования собственному предназначению. Способность и необходимость человека путем внутренних усилий устанавливать и сохранять связь с над индивидуальным, а также с над человеческим миром — называется духовностью, другими словами, со сверхсистемой, которая вписана в бытие человека как разумная часть живой природы, которая концентрируется всей человеческой жизнью [13, с. 50].
В своих работах В. М. Кларина, В. А. Петрова предоставляется наиболее обобщенное понятие духовности, определяющееся как некое свойство личности, ряд определенных функций, которое осуществляется человеком и выражается в его жизни. И при этом прослеживается закономерное желание человека сосредотачиваться на таких базовых абсолютных ценностях, как истина, добро, красота, причем не только с позиций утилитарных взаимоотношений. Так как не только для человека, но и даже для животного мира свойственны эти утилитарные взаимоотношения, которые связанны с такими трудностями как существование, размножение, сохранение жизни, обеспечение питания. Человек раскрывает смысл жизни только тогда, когда он выходит за эти пределы, и именно это делает его существом духовно и нравственно развитым [12, с. 15].
В настоящее время в России появились научные и теоретические предпосылки для развития и становления духовно-нравственного воспитания в педагогике. Подходы к духовно-нравственному воспитанию различны, но все же они сводятся к одному мнению, что возрождение духовно-нравственного воспитания в рамках общеобразовательной организации необходимо.
Исторически сложились два направления в понимании духовно-нравственного воспитания: религиозное и светское. Испокон веков смысл религиозного понимания духовности и нравственности проявлялся в переживании человеком непосредственной взаимосвязи с высшим божественным началом, стремление к которому изначально было заложено в каждом человеке. В светском мировоззрении феномены духовность и нравственность используются в предельно широком спектре значений, но в исследовании известного физиолога, академика П. В. Симонова, а так же его коллег П. М. Ершова и Ю. П. Вяземского в работе «Происхождение духовности», показано, что религиозная и светская формы духовно-нравственного воспитания в условиях нашего общества вырастают из одного корня — стремления делать добро и нести благо другим людям. [18, с. 134].
Русские мыслители 19–20 вв., такие как М. А. Булгаков, Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, В. С. Соловьев и др. соотносят понятие духовность с понятием ценность. Другими словами, уровень приобщения личности к высшим ценностям, а также основам православной культуры называется духовностью.
Исследователи В. А. Беляева, Т. И. Власова, Л. М. Федорова в своих трудах характеризуют духовность как высшее начало в человеке, стремление к духовному идеалу, связанные с высшими ценностями человеческого бытия. Для каждой личности характерны те ценности, которые выступaют связующим звеном между духовным миром личности и культурой общества [20, с. 733].
Т. И. Власова предлагает, исходя из определения «воспитания как процесса становления системы ценностей у ребенка», определить духовные и нравственные ценности того общества, в котoром происходит данный процесс и «организовывать ситуации психологического переживания объективированных ценностей» для того, чтобы общечеловеческие ценности стали системой ценностей ребенка [6, с. 31].
Зачастую понятие духовность рассматривается как объединение эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека (Л. Н. Толстой) [19, с. 43], но по мнению В. Д. Шадрикова: «…Духовность лучше развести с интеллектуальными способностями человека. Хотя гениальность фактически неотделима от духовности. Светская духовность не может быть сведена только к интеллектуальным (умственным) возможностям человека, в какой-то мере можно предположить, что духовность в светском ее понимании — это работа по освоению смысла, и не только по освоению, но и по производству этих смыслов. Как только мы подходим к смыслу, мы сразу обращаемся к личности. Духовность и нравственность всегда отражает взаимоотношения людей между собой, затрагивает проблемы добра и зла, характеризует поведение человека в отношении добра и зла, все это оформляется в личностные смыслы, они-то и определяют, в конечном счете, поведение человека. И здесь нет непроходимой границы между религиозным и светским пониманием духовности и нравственности, потому что и религия может стать личностным смыслом каждого человека, и тогда он становится по-настоящему верующим. Такой подход к духовно-нравственному воспитанию позволяет объединить религиозные и светские взгляды на эту проблему» [9, с. 9–10].
Духовность соприкасается с интеллектуальностью, но она не есть сами интеллектуальные способности человека, это та сила, которая связывает эти возможности. Можно сделать вывод о том, что в воспитательном процессе мы должны активизировать эти интеллектуальные возможности учеников: учить находить не только общечеловеческий смысл поступков, но и стараться подвести ребенка к нахождению в нем личного смысла; с различных сторон подходить к таким понятиям как добро и зло. Кроме того, духовность сопричастна с такими понятиями как нравственность и мораль. По мнению М. С. Кагана: нравственность — это «почва, на которой вырастает духовность», «сердцевина духовности» (А. А. Какурин) [10, с. 90].
Развитие духовности, по мнению В. А. Сухомлинского происходит через усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в процессе активной жизнедеятельности человека. Он писал: «Важно отметить, что в признании ведущей роли нравственных начал в духовной культуре человека сходятся и светская и религиозная педагогика, тем самым создается благоприятная основа для укрепления усилий всех здоровых сил общества и создания национальной системы духовно-нравственного воспитания и становления подрастающего поколения» [14, с. 3].
В настоящее время духовность и нравственность часто соприкасается с таким понятием как культура, которую наработало человечество, и со всем, что направлено на освоение культуры, на создание культуры личностью [5, с. 17].
Вместе с ростом уровня культурности народа, его образованности, воспитанности, развитости и овладения передовыми технологиями, в творчестве и деятельности, по мнению А. Е. Кулаковского развивается и духовность [13, с. 6].
Духовность — это историческое сознание человека, как говорит об этом М. А. Барг [5, с. 27], не только внутренне существенное состояние духа народа, «но еще и его внешне закономерное проявление, выраженное в нравственно-правовом, эстетическом и религиозном образе жизни» (В. И. Мурашов) [16, с. 19]. «Нравственность свойственна всем людям без исключения, как и все другие общечеловеческие потребности» (П. М. Ершов) [18, с. 256].
Н. А. Бердяев считает, что именно через потребность в самoпознании, в познании мира, в поиске смысла жизни и своего предназначения определяет понятие духовности, так как человеческое должно господствовать над природным [3, с. 34]., что Наиболее ярко данная потребность проявляется в подростковом и юношеском возрасте, как указывает на это автор. Можно предположить, что это связанно с тем, что именно через удовлетворение потребности в самопознании мы можем целенаправленно воздействовать на процесс формирования духовности и нравственности в этом возрасте.
Таким образом, при рассмотрении понятий «духовность», «нравственность», мы сделали вывод о том, что данные понятия включают в себе такие ключевые моменты как самосознание, ценность, потребность, мораль, эмоциональные и интеллектуальные возможности человека, творческую деятельность и культуру.
Понятие духовность рассматривается как интегральная характеристика ценностно-смысловой сферы личности, которая означает приоритетность духовных ценностей, отмеченных высоконравственной доминантой, которая отражается в жизненных смыслах, стремлением совершенствовать себя как личности, на основе углубляющегося самосознания, ориентации на высшие ценности человеческого бытия (добро, истину, красоту, любовь и др.) в их национально-культурном выражении. В связи с этим, в педагогике духовность и нравственность понимается нами как «высший уровень развития, становления и саморегуляции зрелой личности, когда ключевыми ориентирами ее жизнедеятельности становятся человеческие ценности», «ориентированность личности на действия во благо всему, что ее окружает, поиск ею моральных абсолютов», «особая характеристика личности, содержащая ее духовные интересы и потребности». В духовно-нравственном воспитании интегрируются эмоциональные и интеллектуальные потенциалы личности, которые выражаются в творческой деятельности, ценностных ориентациях и нравственных установках.
Литература:
- Амонашвили, Ш. А. Вера в ребенка рождает гениев // Мир психологии, 1996 № 2.
- Беляева, В. А. Теория и практика духовно — нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Автореф. доктор пед. наук. — М., 1999. — 35 с.
- Бердяев, Н. А. Дух и реальность // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. -- М., 1994
- Бердяев, Н. А. Философия свободного духа. — М.: Республика, 1994. — 470 с.
- Бом, Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре// Человек. — № 1. — 1993.
- Власова, Т. И. Воспитание духовности школьников в пространстве русской культуры // Инновационная школа. — 1998. — № 1. — С. 17–19.
- Власова, Т. И. Теоретико — методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Автореф. дисс. док. пед. наук. — Ростов-на-Дону. — 1999. — 44 с.
- Гарин, И. Воскрешение духа. — М.,2000.
- Додонов, В. И. Теоретико-методологические основы духовно–нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX вв. — М.: РАО, 1994.–139 с.
- Духовность, художественное творчество, нравственность // Материалы круглого стола «Вопросы философии». — 1996. — № 2. — С. 3–35.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.- Т. 1. Психология развития ребенка. -320 с.
- Ильин И. А. Душа ребёнка. // Очаг. — 1993. — № 9 Ильин И. А. Душа ребёнка. // Очаг. — 1993. — № 9.
- Кларин В. М., Петров В. А. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX — XX вв. — М., 1996. — 124 с.
- Кудрявая Н. В. Духовно — нравственные основы развития личности в педагогике Л. Н. Толстого (научн. доклад. док. пед. наук). — М, 1994. — 50 с.
- Кулаковский А. Е. и современность. // Школа духовности. — 2002. — № 2. — С.6.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 1975. -304 с.
- Мурашов В. И. Духовные ресурсы мира: преодоление глобализации. // Школа духовности. — 2001. — № 5. — С.18–25.
- Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. — 1999. — № 4.
- Роль художественной литературы в формировании духовного мира школьника. — Тамбов, 1985. — 120 с.
- Рувинский Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. — 128 с.
- Светова Т. Природа и человек // М., 2005. № 8.