Формирование у современных детей этнической идентичности
Авторы: Герман Милана Яновна, Воробьёва Екатерина Александровна, Колениченко Наталья Владимировна, Полётова Татьяна Анатольевна, Шабанова Ирина Михайловна
Рубрика: 13. Народное образование и педагогика за рубежом
Опубликовано в
Дата публикации: 05.09.2018
Статья просмотрена: 394 раза
Библиографическое описание:
Формирование у современных детей этнической идентичности / М. Я. Герман, Е. А. Воробьёва, Н. В. Колениченко [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 54-59. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/307/14463/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье изложены подходы к формированию и определению понятий «этническая идентичность», «эмоционально-когнитивный процесс», а также описаны приемы формирования нестандартного отношения педагога к обучению и воспитанию современных школьников по ФГОС.
Ключевые слова: образовательные стандарты, личностное развитие, маргинальность, этнос, национальность, идентичность.
This article describes the approaches to the formation and definition of the concepts of «ethnic identity», «emotional and cognitive process», and describes the methods of formation of non-standard teacher's attitude to learning and education of modern students in the GEF.
Key words: educational standards, personal development, marginality, ethnos, nationality, identity.
Вопрос этнической идентичности очень важен для современной России в силу многих социальных, экономических, политических причин. Исторически сложилось так, что Россия — многонациональное, полиэтническое государство; поэтому терпимость, уважение к чужим обычаям, чужой культуре — одна из аксиом воспитания русского человека. Однако в настоящее время, когда «рвётся связь времён», обостряются национальные конфликты во всём мире, проблемы толерантности и национальной идентичности становятся особо актуальными. Общеобразовательные учреждения, чутко реагируя на социальные настроения, стараются использовать различные формы работы для формирования этнической идентичности личности самих русских, с одной стороны, и воспитания терпимости к представителям иных национальностей, культур — с другой.
Этническая идентичность — это результат эмоционально-когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко личностно значимое переживание своей этнической принадлежности.
Выделяются следующие типы этнической идентичности: позитивная этническая идентичность, которая даёт ощущение безопасности человека; негативная этническая идентичность, которая может сопровождаться ощущением неполноценности, ущемлённости и даже стыда за представителей своего этноса [2]; биэтническая идентичность в полиэтническом обществе, которая характеризуется тем, что индивид имеет отношение к нескольким нациям. Данная идентичность бывает двух видов:
1) органичная: индивид способен приобретать новые культурные признаки, не нарушая своих традиций.
Согласно этой модели, в процессе успешной адаптации индивид проходит три этноцентристских этапа (отрицание различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий) и три этнорелятивистских этапа (принятие различий; адаптация к культурным или групповым различиям, т. е. способность не только их признавать, но и действовать соответствующим образом; интеграция, т. е. применение этнорелятивизма к собственной идентичности) [5]. Позицию индивида на высшем этапе личностного роста Беннетт называет конструктивной маргинальностью, что соответствует таким понятиям, как человек посредник между культурами, человек мультикультуры.
Сочетание нескольких культур сразу как нельзя лучше воздействуют на личность. Прекрасно сказала об этом Н. Н. Берберова, армянка по отцу и русская по матери: «Я давно уже не чувствую себя со стоящей из двух половинок, я физически ощущаю, как по мне проходит не разрез, но шов. Что я сама есть шов. Что этим швом, пока я жива, что-то сошлось во мне, что-то спаялось, что я-то и есть в природе один из примеров спайки, соединения, слияния, гармонизации, что я живу недаром, но есть смысл в том, что я такая, какая есть: один из феноменов синтеза в мире антитез» [1];
2) маргинальная: индивид ничего не получает ни от одной культуры, ни от другой, хотя имеет к ним обеим отношение.
По мнению автора книги «Маргинальный человек» Э. Стоунквиста, дезорганизованность, отчуждённость, отчаяние, бессмысленность существования, агрессивность, ощущение «неприступной стены», не приспособленности, неудачливости являются типичными характеристиками данного типа личности [4]. Маргиналы часто могут показывать себя ярыми приверженцами той или иной культуры, при этом таковыми не являясь; в крайней степени проявления склонны к национализму. Нулевая идентичность, при которой личность не ощущает в себе никаких этнических порывов, что про является в отрицании «значимости этнического фактора и этнической принадлежности как в собственной жизни, так и в обществе в целом» [3]. Определение уровня идентичности современных школьников — одна из задач нашей научной работы, однако оно предполагает значительное многоэтапное исследование. В рамках же данной статьи мы расскажем об одном интересном эксперименте, проведённом нами в МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода, который может послужить моделью такого масштабного исследования.
Целью эксперимента было выяснение определения особенностей одного из этносов (русского). Респондентам — двадцати восьми ученикам 8х и 10х классов в возрасте 14–16 лет, двадцать два из которых русские, один азербайджанец, один таджик, один украинец, один дагестанец и два армянина — был задан вопрос: «Что значит быть русским?» Надо было ответить в форме небольшого сочинения, используя следующие предложенные преподавателем критерии:
1) быть православным;
2) иметь славянскую внешность;
3) всегда помогать ближним;
4) жить и созидать в России;
5) любить своё отечество — Россию;
6) уважать культуру и традиции России;
7) другое.
Критериев могло быть выбрано не сколько, и после каждого ответа должны быть следовать пояснения, почему выбран именно этот критерий, а не другой.
В результате были получены следующие данные: быть православным — 9 чел. (32 %); иметь славянскую внешность — 7 чел. (25 %); всегда помогать ближним — 11 чел. (39 %); жить и созидать в России — 12 чел. (45 %); любить своё отечество — Россию — 9 чел. (32 %); уважать культуру и традиции России — 9 чел. (32 %); другое (владеть русским языком) — 2 чел. (7 %).
Итак, как мы видим, большинство школьников (45 % от общего количества) ответили, что русский — это прежде всего тот, кто живёт и созидает в России. Приведём выдержки из текстов работ учащихся (здесь и далее в целях удобства восприятия речевые и грамматические ошибки исправлены): «Жить в России — это значит уважать свою страну и гордиться ею, бережно от носиться к её культуре»; «У человека, живущего в России, появляется осознание русской культуры и русской природы»; «Нерусский человек, живущий в России, должен понимать, что здесь свои законы, правила, другое общество»; «Жить в России — это значит делать страну лучше; поддерживать и соблюдать нравственные нормы». Как мы видим, быть русским — это значит не просто жить в России, но и помогать своей Родине, активно участвовать в общественной жизни, не оставаться равнодушным к насущным проблемам страны. Следующим по количеству ответов стало утверждение «всегда помогать ближним» — 39 % опрошенных.
Приведём цитаты из работ: «Русский человек всегда помогает ближним, никогда не бросает товарища, так было и так будет, пока жива Россия»; «За своё отечество надо уметь постоять, чтобы быть свободными»; «Русский чело век любит свою Родину. Я знаю многих людей, кто будет защищать Родину при любых обстоятельствах». На наш взгляд, это говорит о том, что дети готовы помогать своим товарищам, а ведь Россия испокон веков славилась помощью братским народам — значит, традиция не прерывается. Ответы «быть православным», «любить своё отечество — Россию» и «уважать культуру и традиции России» получили одинаковое количество голосов. Стоит отметить, что эти ответы непосредственно соотносятся с ответом «жить и созидать в Рос сии». Меньше всего ученики писали о «славянской внешности» (25 %), и то уточнялось, что по внешности они могут определить русского человека, но никак не судить о том, «хороший он или плохой». Особняком стоит ответ «другое»: 7 % отвечавших посчитали, что русский — это тот, кто разговаривает на русском языке.
Исходя из описанных данных, можно сделать заключение, что для опрошенных русский — это человек, который живёт в России, уважает её культуру и традиции, старается сделать мир вокруг себя лучше и всегда помогать ближним, невзирая на их национальную принадлежность. Хотелось бы отметить, что большинство учеников, судя по их высказываниям, считают, что им эти качества прививают с детства: «Любовь к Родине прививается с детства. Если этого не делать, русские просто забудут, что у них есть Родина, и это приведёт к краху и вымиранию».
Кроме того, нам было очень важно, как же ответили на предложенный вопрос представители нерусской национальности, попавшие в русскую среду (выборка — 6 респондентов представителей нерусской национальности): быть православным — 5 чел. (83 %); иметь славянскую внешность — 3 чел. (50 %); всегда помогать ближним — 3 чел. (50 %); жить и созидать в России — 3 чел. (50 %); любить своё отечество — Россию — 2 чел. (33 %);уважать культуру и традиции России — 2 чел. (33 %); другое — 0. Как мы видим, большинство этих нерусских школьников считают, что быть русским — значит быть православным (83 %).
Приведём примеры: «Русский человек верит в Бога и любит свою страну»; «Если русский любит страну, он будет исповедовать свою религию, ведь она помогает не терять силу духа». Можно сделать вывод, что представители других национальностей считают, что настоящий русский человек — православный, что говорит, возможно, о значимости религии для самих нерусских людей. Сравним с данными ответов русских школьников (выборка — 22 русских респондента): быть православным — 4 чел. (18 %); иметь славянскую внешность — 4 чел. (18 %); всегда помогать ближним — 8 чел. (36 %); жить и созидать в России — 9 чел. (41 %); любить своё отечество — Россию — 7 чел. (32 %); уважать культуру и традиции России — 7 чел. (32 %); другое (владеть русским языком) — 2 чел. (9 %). Как мы видим, большинство русских школьников считают, что русский человек — это человек, проживающий и созидающий в России (41 %).
Очевидно, что взгляды самих русских и представителей других национальностей на понятие «русский человек» расходятся. Например, для русских школьников религия не так важна, как для их нерусских сверстников. Всего 18 % русских учащихся считают, что русский должен быть религиозным. Обобщая все полученные мнения, можно сделать вывод, что настоящий русский, по мнению опрошенных, — православный, живущий на своей родине, соблюдающий традиции и обычаи России, стремящийся созидать. Конечно, это исследование не даёт полной картины того, как учащиеся понимают, кто такой русский человек, но оно может стать фундаментом для реализации более масштабного исследования в этом направлении.
Литература:
- Берберова, Н. Н. Курсивмой: автобиография / Н. Н. Берберова. — М.: Согласие, 2006.
- Дробижева, Л. М. Образы и демократизация национализма в Российской Федерации / Л. М. Дробижева, А. Р. Аклаев, В. В. Коротеева, Г. У. Солдатова. — М.: Мысль, 1999.
- Шлягина, Е. И. Этнопсихологический статус личности и его актуальная зависимость от характерологических черт / Е. И. Шлягина, Э. У. Данзаева // Этническая психология и общество; под ред. Н. М. Лебедевой. — М.: Старый сад, 2007.
- Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. — М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999, с. 219. 5. Bennett, M. J. A developmental approach to training for intercultural sensitivity / M. J. Bennett // International J. of Intercultural Relations — 1986. Vol. 10 (2).
Ключевые слова
этнос, идентичность, личностное развитие, образовательные стандарты, маргинальность, национальностьПохожие статьи
Специфика формирования личностных универсальных учебных действий на уроках английского языка
В статье рассматриваются требования современной образовательной программы к обучению, которая нацелена на то, чтобы «научить учиться» учащихся, также рассматривается важность личностных УУД и методы их формирования согласно ФГОС второго поколения.
Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников
В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешени...
Изучение русского языка в иностранных группах
В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.
Пути и способы развития методологической культуры обучающихся
Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...
Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...
Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.
Этнопедагогические аспекты в формировании интеллектуальной нации
В научной статье рассматриваются этнопедагогические аспекты современной системы образования и важная роль привития национальных духовных качеств в воспитании подрастающего поколения.
Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО
В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...
Формирование языковой компетенции обучающихся на современном этапе: методико-технологические аспекты
В статье автор определяет содержательно-смысловое наполнение понятия «языковая компетенция обучающихся», а также описывает методико-технологические аспекты ее формирования в условиях современной школы.
Формирование социально ориентированного поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема
В статье авторы раскрывают актуальность и необходимость формирования социально ориентированного поведения учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Похожие статьи
Специфика формирования личностных универсальных учебных действий на уроках английского языка
В статье рассматриваются требования современной образовательной программы к обучению, которая нацелена на то, чтобы «научить учиться» учащихся, также рассматривается важность личностных УУД и методы их формирования согласно ФГОС второго поколения.
Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников
В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешени...
Изучение русского языка в иностранных группах
В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.
Пути и способы развития методологической культуры обучающихся
Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...
Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...
Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.
Этнопедагогические аспекты в формировании интеллектуальной нации
В научной статье рассматриваются этнопедагогические аспекты современной системы образования и важная роль привития национальных духовных качеств в воспитании подрастающего поколения.
Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО
В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...
Формирование языковой компетенции обучающихся на современном этапе: методико-технологические аспекты
В статье автор определяет содержательно-смысловое наполнение понятия «языковая компетенция обучающихся», а также описывает методико-технологические аспекты ее формирования в условиях современной школы.
Формирование социально ориентированного поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема
В статье авторы раскрывают актуальность и необходимость формирования социально ориентированного поведения учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы.