Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей
Авторы: Брюханова Татьяна Геннадьевна, Быкова Евгения Демьяновна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 16.08.2018
Статья просмотрена: 875 раз
Библиографическое описание:
Брюханова, Т. Г. Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей / Т. Г. Брюханова, Е. Д. Быкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 8-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/307/14465/ (дата обращения: 19.12.2024).
На современном этапе тема взаимодействия дошкольного учреждения и родителей воспитанников является особенно актуальной. Так, во ФГОС дошкольного образования указывается необходимость поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность [3, с. 4]. Одна из распространенных форм организации взаимодействия с родителями -родительское собрание. В литературе указывается, что по содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
К текущим родительским собраниям относятся те, в ходе которых решаются вопросы актуальной повестки дня: отчет о результатах образовательно-воспитательной работы, проведенных мероприятий различного рода (праздники, проекты, утренники).
К тематическим собраниям относятся собрания, посвящённые актуальным для большинства родителей темам (возрастные особенности детей, вопросы развития, актуальные для возраста). В конце учебного года педагогами организуются итоговые родительские собрания –собрания, посвященные подведению результатов развития воспитанников, итогам года в целом.
В литературе определены признаки организации успешного собрания:
– четкая направленность на решение поставленных задач;
– внимание к эмоциональному состоянию участников собрания;
– обобщение высказываний участников собрания педагогом, пояснение смысла сказанного ими, обращения с вопросами-уточнениями: «Правильно ли понимаю сказанное?». Содержание собрания должно прежде всего быть направлено на просвещение родителей, а не на констатирование неудач детей. Немаловажным является вопрос приглашения родителей на собрание. Оптимальный период времени -две недели до намеченной даты мероприятия. В ГБДОУ «Детский сад № 11 Выборгского района г. Санкт-Петербурга» принято использовать в работе приглашения, изготовленные в типографии (буклеты, объявления), а также изготовленные воспитанниками.
Перед составлением конспекта родительского собрания чётко определяются тема и основные проблемы, продумываются ход и форма проведения, выставочный материал. Организуется, по необходимости, выставка работ детей, фотовыставка, полезная литература для родителей, тщательно продумывается расстановка мебели в групповом помещении.
Современные тенденции развития общества предопределяют развитие новых, нетрадиционных форм родительских собраний. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение в силу недостаточной эффективности, почти полного отсутствия обратной связи. Все шире используются новые формы работы, которые призваны обеспечить активное участие и взаимодействие. Они направлены на создание активной позиции участников. Как правило, в традиционных формах предложения организаторов собрания (от воспитателя, специалистов узкого профиля к родителям) «выскажите свое мнение», «предложите собственные варианты» -остаются безответны. Современные формы позволяют сделать родителей активными участниками проводимых встреч. С их помощью родительское собрание становится особым пространством.
Специалист, организующий новейшие и интересные собрания, вызывает несомненное уважение и интерес, вызывает желание посещать его мероприятия. Н. И. Дереклеева отмечает, что к нетрадиционным видам родительских собраний относятся: родительские чтения, родительские вечера, родительские ринги, родительские тренинги [2, с. 27]. Родительские чтения представляют собой достаточно интересную форму работы, схожую с семинаром. Данная форма позволяет родителям самостоятельно изучить литературные источники по различным вопросам воспитания и представлять собственный опыт на собрании. Методика организации такой работы в нашем дошкольном учреждении представляет собой следующее. В начале учебного года родители представляют вопросы педагогики и психологии, особенно актуальные для них. Педагог определяет литературу, в которой имеется необходимый для изучения материал. Задача родителей изучить данные источники и на собрании представить ответы на поставленные в начале года вопросы. Спецификой и несомненным плюсом такой формы работы является то, что участники проявляют повышенную активность: представляют мнения исследователей педагогики и психологии, при этом высказывают собственное мнение, организовывать полемики с другими участниками.
Родительские вечера –одна из форм нетрадиционных собраний, проводимых в ГБДОУ 11 Выборгского района г.Санкт-Петербург. Данная форма работы направлена прежде всего на сплочение родительского коллектива, организацию непринужденного общения с педагогами группы. Педагог готовит сценарии совместного отдыха с родителями и детьми: это могут быть прогулки по Шуваловскому парку, посещение достопримечательностей родного города и др.
Родительские ринги готовятся в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы, обсуждаемые на ринге, готовятся родителями. В процессе участвуют и ведут активную полемику две или более семей. Они раскрывают собственные позиции и мнения. Остальная часть аудитории поддерживает дискутирующих аплодисментами. Экспертами в родительском ринге, как правило, выступают педагоги, и решающее слово, своеобразный итог подводится именно ими. На каждом собрании педагогу важно выразить благодарность участникам, подчеркнуть, что тем самым они повышают эффективность воспитания своих детей через собственную активную деятельность.
Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают и решают проблемы взаимодействия со своими детьми, проявляют желание приобретать новые знания и практические умения в воспитании и развитии ребёнка. В качестве примера приведем родительский тренинг «Учимся общаться со своими детьми» (Разработка Т. Г. Брюхановой). Цель: Формирование психолого- педагогических знаний и умений у родителей по созданию благоприятных условий общения с детьми.
Задачи: способствовать укреплению и улучшению межличностных отношений в семье между родителями и ребенком; научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации; сформировать представления о грамотных и эффективных способах поощрения и наказания; помочь осознать самостоятельность ребенка 3 лет, важность признания его успехов и достижений.
Состав участников: родителей детей 2 младшей группы.
Оборудование и материалы: мяч, карточки «Условия благоприятного общения в семье», картинки с изображением солнца, анкеты «Мои впечатления».
Формы работы: мини-лекция, игровые упражнения, решения ситуационных задач.
Структура:
– Приветствие, мини -лекция «Важность благоприятного стиля общения в семье» (5 мин.)
– Упражнение «Никто не знает, что…» (7 мин.)
– Решение ситуационной задачи «Причина агрессивности ребенка» (3–5 мин.)
– Игра «Мое предположение» (7 мин.)
– Решение ситуационной задачи «Что важно не упустить, помогая ребенку в обучении чему-либо?» (3 мин.)
– Беседа «О поощрении и наказании» (5 мин.)
– Упражнение «Лучистые солнышки» (5 мин.)
– Заполнение анкеты «Мои впечатления» (5 мин.)
Ход: Здравствуйте, уважаемые родители, очень приятно видеть вас. Тема нашей сегодняшней встречи — эффективное общение с детьми. (Мини-лекция «Важность благоприятного стиля общения в семье»; цель: создание мотивации на изучение предлагаемой темы). Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны — случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, — привел ученых к выводу: причина — неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого. Исследования психологов, посвященных изучению влияния общения на психическую жизнь ребенка, показали, что младенец изначально живет в непосредственной общности со взрослым. Доказано, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается создать благоприятный стиль общения в семье. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые»— всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. К 3 годам ребенок завершает свой первый этап знакомства с человеческим миром. Поэтому именно от нас, родителей, будет зависеть, какие средства общения мы сумеем ему дать, и, конечно, самое главное — обсудим важность установления благоприятного стиля общения в семье. Вы сами обсудите, с помощью каких условий возникнет глубокое взаимопонимание с ребенком. Для настроя на эффективную совместную работу предлагаю поучаствовать в упражнении. (Упражнение «Никто не знает, что…»; цель: сокращение дистанции в общении, создание работоспособности, групповой атмосферы). Участники сидят по кругу. У педагога в руках мяч. «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, заканчивает такую фразу: «Никто из вас не знает, что я (или — у меня)…» Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания». Спасибо всем за участие в упражнении, теперь мы отдохнули, и объединились для совместной работы! Условия, от которых будет зависеть благоприятный фон в семье, обозначены на карточках, которые лежат у вас в конвертах. Вынимаем карточку № 1. Зачитайте условие и поясните, пожалуйста, его важность.
Условие № 1: Не игнорировать ребенка. (Высказываются родители). Педагог: Игнорируя малыша, не замечая его настроения и чувств, которые он в какие-либо моменты испытывает, мы таким поведением сообщаем ему, что равнодушны к его маленькому душевному миру. Как часто они просят: «Поиграй со мной», «Пойдем, погуляем», «Давай повозимся», «Возьми меня с собой», «А можно я тоже буду...» И если у вас нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один: «Да!». А что бывает, когда родители регулярно отказывают? Приведу в качестве примера разговор педагога и мамы. (Ситуационная задача «Причина агрессивности ребенка»)
МАТЬ: У меня ребенок какой-то странный, наверное, ненормальный. Недавно сидим мы с мужем на кухне, разговариваем, а он открывает дверь, и прямо на нас с палкой идет, и прямо бьет!
ПЕДАГОГ: А как вы с ним обычно проводите время?
МАТЬ: С ним-то? Да никак не провожу. А когда мне? Дома все кручусь по хозяйству. А он хвостом ходит: поиграй да поиграй со мной. А я ему: «Да отстань ты, сам играй, тебе что, игрушек не хватает?»
ПЕДАГОГ: А муж ваш, он с ним играет?
МАТЬ: Что вы! Муж как придет с работы, так сразу на диван и телевизор смотрит...
ПЕДАГОГ: А ваш сын к нему подходит?
МАТЬ: Конечно, подходит, но он его прогоняет: «Не видишь, я устал, иди к матери!».
Вопрос к родителям: Почему ребенок так себя ведет? Так ли уж удивительно, что отчаявшийся мальчик перешел «к физическим методам воздействия»? Его агрессия — реакция на ненормальный стиль общения (точнее, не-общения) с ним родителей. Подобный стиль не только не способствует развитию ребенка, но порой становится причиной его серьезных проблем. А как бывает приятно внимание от окружающих, когда они чутко замечают наше настроение, видят и радуются нашим улыбкам, или сочувствуют, когда мы устали, напряжены…Для того, чтобы вы сами на себе проверили радость от заботливого внимания окружающих, предлагаю игру «Мое предположение». (Игра «Мое предположение»; цель: развитие умения сопереживать ребенку). Участники садятся по кругу. «Пусть кто-то из нас первым скажет своему соседу слева о его состоянии. Например, «Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходящим» или «Мне кажется, что ты утомлен» и т. д. Тот, кому это сказали, в свою очередь, скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии соседа слева, и тот уточнит свое состояние и т. д.»
Условие № 2: Дружелюбно разговаривать с ребенком.
(Высказываются родители)
Педагог: Прислушайтесь к тому, как вы общаетесь с ним. Мне кажется, что будут полезны для размышления следующие примеры. Ситуационная задача «Что важно не упустить, помогая ребенку в обучении чему-либо?». «Я очень хочу выучить дочку играть на фортепьяно, — рассказывает мать девочки Оли. Купила инструмент, наняла учителя. Сама когда-то училась, да бросила, теперь жалею. Думаю, хоть дочка будет играть. Просиживаю с ней за инструментом часа по два каждый день. Но чем дальше, тем хуже! Сначала не засадишь ее заниматься, а потом начинаются капризы и недовольства. Я ей одно — она мне другое, слово за слово. Кончается тем, что она мне говорит: «Уходи, без тебя лучше!». А я ведь знаю, стоит мне отойти, как у нее все кувырком летит: и руку не так держит, и не теми пальцами играет, и вообще все быстро заканчивает: «Я уже позанималась». Вопрос к родителям: что упустила мама, помогая девочке в обучении? Конечно, она упустила главное — дружелюбный тон общения.
Условие № 3: Наказывать лишением удовольствий. (Беседа «О поощрении и наказании»; цель: сформировать представления о грамотных и эффективных способах поощрения и наказания.) Педагог: Да, бывают ситуации, когда ребенка необходимо наказать. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Приведите, пожалуйста, примеры, когда вы наказывали ребенка, ограничением или временным запретом разных удовольствий? (запрет в сладком, в просмотре любимых мультиков, в сказке на ночь, в поездке в парк развлечений, и т. п.) Наказание ли это? Конечно, и довольно ощутимое! И главное —не оскорбительное. А какое поощрение самое важное для ребенка, а главное, каким образом оно повлияет на дальнейшее развитие его личности, мы узнаем, когда зачитаем следующее условие!
Условие № 4: Признавать успехи ребенка. (Высказываются родители).
Педагог: В детстве мы узнаем о себе только из слов к нам близких. Ребенок 2–3 лет еще не может анализировать свою личность: «Какой я?». Если ребенку часто говорить о том, что он неумеха, упрямец, как вы думаете, к чему это приведет? (ответы родителей: вырастет упрямым, ничего не будет делать с желанием). Вспомните, как часто ваше чадо подбегает к Вам и, глядя в глаза, спрашивает: «Мама, я ведь хороший?». Конечно, что бы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов. Изобразим это признание в виде «солнышка». У вас в конвертах находится изображение этого самого солнышка, только без лучиков. (Упражнение «Лучистые солнышки»; цель: осознание родителями самостоятельности 3 летнего ребенка, важности признания его успехов и достижений). Педагог предлагает изобразить лучики, которые будут состоять из слов. Каждое слово — это достижение ребенка (научился собирать пазлы, сам умывается, сам заправляет кровать и т. д.). А теперь посмотрите на свои лучистые солнышки. Проанализируйте, многому ли научился ребенок за небольшой период прожитой им жизни? Конечно, многому! И не забывайте говорить малышу об этом, хвалить его! Это самое важное, самое главное поощрение для ребенка! Не конфета, не новая игрушка, а именно — похвала. Тогда он и в дальнейшем будет с желанием, с верой в себя стремиться к достижениям! (Педагог благодарит родителей за участие в занятии, предлагает конверты с содержимым оставить у себя как памятку — помощницу в правильном, эффективном общении с ребенком). Для получения обратной связи родителям предлагается заполнить анкету «Мои впечатления».
Литература:
- Гиппенрейтер,Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?- М.: Сфера, 2003.
- Дереклеева, Н. И. Новые родительские собрания. — М.: ВАКО, 2016.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».