Особенности педагогических конфликтов
Авторы: Калиткина Елена Викторовна, Петрунькина Лариса Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 21.08.2018
Статья просмотрена: 2300 раз
Библиографическое описание:
Калиткина, Е. В. Особенности педагогических конфликтов / Е. В. Калиткина, Л. С. Петрунькина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/307/14467/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: конфликт, педагогический конфликт, особенности педагогического конфликта.
Взаимное непонимание субъектов педагогического процесса является неотъемлемой частью педагогического общения, в котором конфликты проявляются в качестве закономерностей педагогического взаимодействия субъектов. Когда учитель работает с классным коллективом, он находится в постоянном эмоциональном напряжении, потому что должен контролировать не только своё поведение, но и поведение учащихся. Параллельно с этим очень часто проблемы педагога не понимаются администрацией школы, да и отношения с родителями бывают «натянутые». Проблема педагогического конфликта настолько актуальна, насколько остро существует необходимость снятия конфликтности педагогического общения.
Отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между участниками педагогического процесса: учениками, родителями, учителями — в своих исследованиях наблюдала Т. В. Врачинская. Самыми типичными являются противоречия между учителями и учениками в процессе общения, что обусловлено характером их взаимоотношений. [1].
Конфликтность общества провоцирует возникновение противоречий и в сущностных, и в динамических признаках педагогического общения. К таким противоречия Н. В. Гришина относит:
1) внутриличностные столкновения стремлений сохранить себя в неизмененном виде и параллельно с этим расширить границы своего влияния;
2) разнохарактерная связь субъектов педагогического общения;
3) различия уровней образования и общей культуры между учителями и родителями. [2].
Для того, чтобы осмыслить проблемы педагогического общения необходимо разобраться с определением понятия «конфликт».
В отечественной науке конфликту дают разные определения:
А. В. Петровский, Н. Г. Ярошевский понимают конфликт как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. [3].
А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов дают следующее определение конфликта: «наиболее острый способ развития и завершение значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия». [4].
Э. А. Уткин трактует понятие конфликта как «столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций». [5].
Конфликт в педагогическом общении можно определить, как необходимый способ разрешения противоречий педагогического взаимодействия, который обусловлен следующими характеристиками: различный статус субъектов педагогического общения, жизненный опыт, различие индивидуальных особенностей субъектов.
С. В. Баныкина в своих трудах дает следующее определение педагогического конфликта — возникающая в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно–воспитательного процесса форма проявления обострившихся субъект-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающая конструктивный перевод
Столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. [6].
Основной особенностью педагогического конфликта как разновидность конфликтов вообще, прежде всего, является сферой его протекания, особенность субъектов и эмоциональный фон протекания. Поэтому педагогический конфликт является формой выражения усугубившихся субъект — субъектных противоречий, что весьма существенно для определения способа его предупреждения и преодоления.
В качестве структурных характеристик педагогического конфликта выделяются следующие составляющие:
1) субъекты / участники/ стороны конфликта — ученик / класс, педагог (педагогический коллектив), родители (семья), администрация школы;
2) причины возникновения и условия протекания конфликта;
3) предмета и объект конфликта;
4) действия участников;
5) исход (результат) конфликта.
М. М. Рыбакова выделяет особенности педагогических конфликтов, по сути отличающих их от каких — либо других видов конфликтов: семейных, этнических, государственных и т. д. Самая важная отличительная черта — это воспитательный смысл педагогического конфликта, т. к. он происходит в присутствии других учеников и делает их из свидетелей — участниками. [7]. Также школа, являясь моделью общества, отвечает за усвоение учениками норм отношений между людьми; поэтому, участвуя в школьных конфликтах, он учится вести себя в конфликтах и разрешать их в жизни. Другая характеристика — участники конфликтов заведомо имеют разный социальный статус, чем и определяется их поведение в конфликте. Отсюда вытекает и следующая возможность — различное понимание конфликта и его причин. В педагогическом конфликте ответственность за конструктивное его разрешение всегда возлагается на учителя, как на профессионала.
При определении педагогического конфликта важно обратить внимание на сферу его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов, эмоциональный фон протекания.
Литература:
- Врачинская Т. В. Конфликт в педагогическом взаимодействии в отечественной педагогике XIX — середины XX веков: Дис…док. пед. наук. — Калининград, 2011.
- Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — Спб.: Питер, 2008.
- Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2- е изд..М.: Академия, 2001.
- Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — 4-е изд. — М.: Эксмо, 2009.
- Уткин Э. А. Конфликтология: теория и практика. — М., 2000.
- Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте мира. — Москва, 2001.
- Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение,1991.
Похожие статьи
Основы управления конфликтами в образовательной организации
В статье раскрывается сущность управления педагогическими конфликтами в образовательной организации. Уточняются особенности управления конфликтами.
Конфликт и его социально-психологические свойства
В статье анализируются такие проблемы, как конфликты, типы конфликтов, конфликты и социальная напряженность, психологические факторы воздействия вызывающие конфликты. Отражены классификации конфликтов и их причины с теоретической точки зрения.
Социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте
В статье проводится теоретический анализ проблемы конфликтного взаимодействия в современном обществе. Рассматриваются социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте.
Протестное поведение как объект социологического анализа
В статье автор рассматривает протестное поведение как объект социологического анализа, социологические теории протестного поведения.
Конфликт в системе «педагог — педагог»
В статье раскрывается понятие «конфликт», дается перечисление причин, влияющих на возникновение межличностных конфликтов у педагогов ОУ, перечисляются методы управления конфликтами, делается вывод и даются рекомендации.
Похожие статьи
Основы управления конфликтами в образовательной организации
В статье раскрывается сущность управления педагогическими конфликтами в образовательной организации. Уточняются особенности управления конфликтами.
Конфликт и его социально-психологические свойства
В статье анализируются такие проблемы, как конфликты, типы конфликтов, конфликты и социальная напряженность, психологические факторы воздействия вызывающие конфликты. Отражены классификации конфликтов и их причины с теоретической точки зрения.
Социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте
В статье проводится теоретический анализ проблемы конфликтного взаимодействия в современном обществе. Рассматриваются социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте.
Протестное поведение как объект социологического анализа
В статье автор рассматривает протестное поведение как объект социологического анализа, социологические теории протестного поведения.
Конфликт в системе «педагог — педагог»
В статье раскрывается понятие «конфликт», дается перечисление причин, влияющих на возникновение межличностных конфликтов у педагогов ОУ, перечисляются методы управления конфликтами, делается вывод и даются рекомендации.