Исследовательская деятельность — одна из форм работы с одарёнными детьми
Авторы: Малыгина Александрина Владимировна, Айрумян Гаянэ Сергеевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 21.09.2018
Статья просмотрена: 66 раз
Библиографическое описание:
Малыгина, А. В. Исследовательская деятельность — одна из форм работы с одарёнными детьми / А. В. Малыгина, Г. С. Айрумян. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 38-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14492/ (дата обращения: 16.11.2024).
Учебное исследование — образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Основные характеристики учебного исследования:
1) выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность;
2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий или гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников;
4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке.
Исследовательская деятельность способствует прежде всего
а) углублению и расширению знаний по конкретному предмету;
б) развитию интереса учащихся к предмету;
в) привитию интереса к самостоятельным знаниям, поисковой работе, элементам литературоведения;
г) развитию творческих возможностей учащихся;
д) воспитанию и развитию инициативы и творчества;
е) знакомство с методами научного исследования.
Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста-руководителя исследовательской работы.
Исследовательский проект учащегося- проект исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем. Главная цель исследовательского проекта учащегося -получить представление о том или ином явлении. Исследовательская деятельность учащихся- образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование.
Организация исследовательской деятельности школьников основывается на следующих принципах:
а) добровольность участия: ученик выбирает предмет и тему, с которой связана его исследовательская деятельность;
б) общественно- полезная направленность коллективной и индивидуальной исследовательской (использование материалов на уроках литературы, на заседаниях научного общества, при проведении литературных гостиных)
в) учёт психологических особенностей школьников, включённых в исследовательскую деятельность. Реализация этого принципа помогает школьнику почувствовать вкус к самостоятельным занятиям, научному поиску, осознать свои возможности.
г) успешное включение школьников в исследовательскую деятельность, достижении ими реальных результатов зависит нередко и оттого, насколько тесно увязано содержание исследовательской деятельности с предполагаемыми профессиями школьников.
Исследовательская деятельность условно делится на три этапа. Каждый из них имеет свои компоненты, содержание, задачи, методы и средства.
На первом этапе выявляются интересы и возможности ребят.Определить выбор учащихся в том или ином направлении помогают предметные кружки, участие во внеклассной работе по предмету.
На этом этапе разрабатываются темы исследований для учеников. Они должны отвечать следующим требованиям:
а) показывать целесообразность изучения того или иного материала;
б) учить ребят работать с учебной и научной литературой, конспектировать;
в) формировать у школьников умение делать обобщения, выделять главное;
г) учитывать индивидуальные особенности школьников.
Практика показала, что ребята с большим желанием работают над темами, которые вызывают интерес, будят любознательность, стремление ответить на интересующий вопрос.
Второй этап включает в себя подбор материала, поиск и сопоставление данных, исследование материала, достижение результата, ответ на вопрос, вынесенный в название темы.
Для решения задач второго этапа используются как уроки, так и специальные формы проведения (факультативы, заседания НОУ (научного общества учащихся), научные конференции школьников).
Применение на уроках результатов исследовательской работы вызывает у других учащихся потребность в более глубоком, чем это требуется по программе, изучении материала и вызывает желание самим заняться исследовательской деятельностью.
Научные конференции, проводимые в школе, и заседания Малой академии наук реализуют следующие задачи:
а) сообщить о результатах исследований, полученных учениками;
б) обучить представлению и защите своих результатов;
в) ознакомиться с результатами деятельности каждого ученика;
г) создание ситуаций успеха;
д) представление новых тем исследований, которыми могут заняться школьники;
е) представление материалов, которые включаются в портфолио.
На третьем этапе школьников,участвующих в исследовательской работе, можно привлекать к выполнению заказов школы. Это может быть изготовление наглядных пособий, тематических презентаций, привлечение к занятиям с младшими школьниками, проведению олимпиад.
Некоторые трудности в работе вызывает создание и использование художественного оформления результатов. Оно требует особенно внимательного подхода, так как нередко оказывается наиболее востребованным заказом школы. С его помощью можно отобразить итоги исследования, использовать изобразительный материал для экспонирования на конкурсах, в информационном пространстве.
Навыки в художественном оформлении материалов исследования положительно сказываются на учебных навыках обучающихся, расширяют их представления о презентации своей работы, идей, опыта исследовательской деятельности.
Выполнение художественных и оформительских работ повышают ответственное отношение школьников к представлению информации.
Художественное оформление позитивно влияет на усиление восприятия, раскрывает объективный характер проведённых работ. К способам и приёмам художественно — графического оформления, используемым в исследовательских работах по литературе, относятся создание презентаций, фотоальбомов.
Использование средств мультимедиа придаёт исследованию большую выразительность, убедительность, побуждает к расширению поиска.
Литература:
- Н. И. Зильберберг. Этапы включения школьников в исследовательскую деятельность. «Школьные технологии», № 5,2008г.
- А. С. Обухов. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении. «Школьные технологии», № 5,2006г.
- Г. В. Черемных. Художественно-графическое представление результатов исследовательской работы школьников. «Школьные технологии», № 5,2006г.