Развитие способностей одаренных детей через олимпиадное движение (из опыта работы)
Автор: Пережогина Елена Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 26.09.2018
Статья просмотрена: 769 раз
Библиографическое описание:
Пережогина, Е. В. Развитие способностей одаренных детей через олимпиадное движение (из опыта работы) / Е. В. Пережогина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14508/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современная жизнь требует от человека способности быстро ориентироваться в ситуациях неопределенности, находить новые нестандартные решения проблем в условиях дефицита или избытка информации. Современное общество динамично, условия жизни быстро меняются, человек не всегда может воспользоваться уже усвоенными и неоднократно апробированными способами действия. Ему нужно заново искать способы решения возникающих в быстро меняющемся мире проблем, и только найдя такие способы, т. е. творчески подойдя к проблеме, человек может ее решить.
Компетентный человек, которого призвана воспитать школа, должен быть способен решать как стандартные, так и нестандартные проблемы, которые ставит перед ним жизнь. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.
В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 им.К.Минина»г. Балахны Нижегородской области на протяжении нескольких лет ведется работа с одаренными детьми через олимпиадное движение.
Почему возникает необходимость участия волимпиадном движении и введение его в систему обучения и воспитания одаренных учащихся?
– у наших детей ощущается нехватка патриотизма, гордости за свою школу, город, страну, ответственности перед собой и обществом.
– участие в олимпиадном движении играет большую роль в деле воспитания. Ответственность за начатое дело, целеустремленность, трудолюбие, патриотизм. Учащиеся являются первыми помощниками учителя во всех делах. Это опора учителя, проводники его идей.
Наряду с предметными олимпиадами мы широко используем межпредметные олимпиады, особое место в которых занимает открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада школьников «Наше наследие», основной целью которой является нравственное воспитание подрастающего поколения
Несмотря на то, что участниками Олимпиады могут стать учащиеся со 2 класса, свою работу начинаем с первоклассниками. Заинтересовать учащегося, вовлечь в олимпиадное движение, распознать уникальность мышления, развить и привить определенные навыки, это задача учителя.
Младший школьник любознателен, интересен, непосредственен. Важно поддержать этот интерес и увлечь.
– Принцип № 1: ненавязчивость идобровольность. Учитывая возраст и багаж знаний, возникает необходимость в правильном подборе заданий и упражнений на первом этапе.
– Принцип № 2: высокая мотивация обучения. Желание заниматься напрямую связано мотивацией учащегося.
– Принцип № 3: продуманность и систематичность занятий. Задания должны быть продуманы. Систематичность занятий обязательна.
– Принцип № 4: Наряду с принципом «Пусть победит сильнейший» при подготовке и проведении олимпиад необходимо руководствоваться и другим принципом: «В олимпиаде есть победители, но нет побежденных», так как важно и просто участие.
Есть несколько подходов при решении данной проблемы:
– Успешная подготовка — это решение как можно большего числа олимпиадных задач.
– Успешная подготовка — это более подробное дополнительное изучение тем.
Система работы с детьми предполагает взаимосвязь трех составляющих: семья, дети, педагоги, каждая из которых вносит свой вклад в создание развивающей среды.
Начинаем мы нашу работу с семьи.
На первом этапе предлагаем родителям тест-вопросник для родителей, определяющий одаренность и направленность школьника к той или иной области деятельности и тест «Мой ребенок способен», выявляющий способность к творчеству.
Далее предлагаем цикл консультаций для заинтересованных родителей, в ходе которых показываем роль семьи в работе со способными детьми, необходимость насыщать ребенка не только знаниями, но духовно-нравственными понятиями.
На следующем этапе мы предлагаем семьям, совместно с учителем, поучаствовать в региональном конкурсе творческих работ для младших школьников «Как хорошо уметь читать» (Организатор факультет дошкольного и начального образования Арзамасского филиала ННГУ).
Таблица 1
Победители конкурса «Как хорошо уметь»
№п/п |
Фамилия, имя участника |
Класс |
Учитель |
1 |
Гобачева Мария |
3 |
Каврижкина О.Б |
2 |
Каретников Артем |
3 |
Саратовкина Н. Е. |
3 |
Курочкин Всеволод |
3 |
Мартынова Е. Н. |
4 |
Пелевина Полина |
4 |
Конова С. В. |
5 |
Прахов Данила |
1 |
Мартынова Е.Н |
Обратите внимание, среди победителей конкурса есть учащиеся 1 класса — это наш «золотой запас», пополнение.
Один из интереснейших приемов, который помогает привлечь детей и родителей к олимпиадному движению — электронное тестирование, которое мы широко применяем, используя приложение «Дневник.ру».
Таким образом, уже на начальном этапе мы видим детско-родительский потенциал для дальнейшей работы.
Со 2 класса работа ведется более углубленно.
Мы ставим перед собой долгосрочную цель: обеспечить качественную подготовку школьников к участию в Открытой Всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие».
Определяем задачи для реализации цели:
- Познакомить детей с содержанием и структурой интеллектуальных заданий олимпиады и научить некоторым способам выполнения интеллектуальных действий запоминания, мышления, чтения, сопоставлений.
- Организовать участие детей в школьном туре олимпиады «Наше наследие».
- Развивать познавательные процессы детей: внимание, память, мышление, воображение.
- Воспитывать патриотизм и уважение к национальным традициям и героическому прошлому нашей Родины.
Наша работа строится как последовательное знакомство со спецификой заданий каждого блока олимпиады и выполнение упражнений по каждому виду заданий. В качестве упражнений и заданий используются тексты олимпиады «Наше наследие» прошлых лет. Блок соревнований на эрудицию проводится по теме предстоящей олимпиады.
В начале учебных занятий педагогом проводится вводная диагностика для определения начального уровня умений учащихся работать в режиме теста и решать логические задачи. Для этого им предлагается выполнить два задания олимпиады — «Тест на эрудицию» и «Логические задачи» — по теме прошлого года для определенной возрастной категории.
Итоговый контроль — результаты школьного тура олимпиады по теме этого учебного года.
Количество баллов, набранных учеником в школьном туре олимпиады, сравнивается с количеством баллов, набранных за вводную диагностическую работу.
Положительная динамика свидетельствует о высоком уровне подготовки ребенка, равное количество баллов — о среднем уровне, отрицательная динамика — о низком уровне подготовки к Олимпиаде.
Опишу несколько методических приемов, которые использую при подготовке олимпиадников.
- Погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи.
- Обмен опытом: работа в двойках, обмен и критика возникших идей.
- Мозговой штурм: обсуждение решений четверкой.
- Подсказка: беглое знакомство с авторским решением, с последующим самостоятельным решением.
- Консультации: консультация у старших и более опытных товарищей.
- Консультация преподавателя.
Важным моментом является подведение итогов участия в олимпиаде. Школа поддерживает своих победителей:
– оформляется стенд «Наши достижения» с поздравлениями и пожеланиями с указанием фамилий детей-участников
– проводятся общешкольные линейки, на которых ребят награждают.
Рис. 1. Подведение итогов участия в олимпиаде
Но главное учащиеся младших классов осознают, насколько важную работу они проделали, защищая честь класса, школы, стараясь не подвести ожидания одноклассников, учителей.
Можно сокрушаться по поводу того, как перегружены сегодня ученики, и рассматривать любую дополнительную работу как совершенно лишнюю нагрузку. А можно отнестись к этому иначе: педагоги и родители еще и еще раз ищут прекрасный повод конструктивно пообщаться с ребенком, проникнуться его интересами, вместе искать способы решения возникающих в ходе проблем, испытать на прочность нашу дружную команду.
Каковы же результаты нашей работы?
Благодаря слаженной работе учителя, ребенка и родителей нашей школы коллектив смог достичь немало побед.
Ежегодно ребята становились призерами муниципального уровня в отдельных конкурсах Олимпиады «Наше наследие». В этом году произошел прорыв — из 9 учащихся Балахнинского района четверо из МБОУ «СОШ № 6 им. К.Минина» стали обладателями дипломов 2 и 3 степени.
Таблица 2
Призеры муниципального этапа
Ваткушев Тимофей |
4Д |
Диплом 2степени |
Учитель: ПережогинаЕ.В. |
Пережогина Елизавета |
2Г |
Диплом 2 степени |
Учитель: Чистоткина Е. Г. |
Лаврентьева Мария |
2Д |
Диплом 2 степени |
Учитель: Савельева Э. К. |
Хорькова Анастасия |
4Д |
Диплом 3 степени |
Учитель: Пережогина Е. В. |
Используя различные формы в работе с учащимися, вовлекая в олимпиадное движение, прививая и воспитывая определенные качества, мы делаем одно общее дело, растим патриота, гражданина, личность.