Использование современных информационных технологий как средства оптимизации образовательного процесса при обучении английскому языку в школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, октябрь 2018)

Дата публикации: 02.10.2018

Статья просмотрена: 307 раз

Библиографическое описание:

Муллаголова, Э. Ш. Использование современных информационных технологий как средства оптимизации образовательного процесса при обучении английскому языку в школе / Э. Ш. Муллаголова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14518/ (дата обращения: 17.10.2024).



Жизнь современного общества уже немыслима без получивших самое широкое распространение в различных сферах человеческой деятельности информационных технологий. Сферы коммуникаций, обслуживания, производства уже буквально не могут функционировать без применения самых современных компьютерных средств обработки информации.

Этот процесс оказывает существенное влияние и на сферу школьного образования, поскольку требует реализации существенных изменений в педагогике, внесения соответствующих корректив в содержание обучающих технологий, приведения их в соответствие современным техническим возможностям.

В свете этого совершенно очевидным становится тот факт, что и современная система образования, выдвигающая на передний план идеи и принципы личностно-ориентированного обучения, нуждается в инструментах, способных обеспечить стабильность получения необходимых результатов образования учащимися на всех этапах школьного обучения. К числу таких инструментов, вне всякого сомнения, следует отнести различные по составу и содержанию информационные технологии, применяемые в образовательном процессе, в частности, в процессе обучения школьников английскому языку.

Компьютерные технологии неизбежно становятся обязательной составной частью целостного процесса образования, способной в значительной степени повысить его эффективность. При этом большинство исследователей сходятся во мнении, что развитие тенденций информатизации и компьютеризации образования будет становиться только быстрее [1, c.24].

В обучении иностранному языку также все большую популярность приобретает использование современных информационных технологий. Данный метод является довольно эффективным способом организации учебной деятельности учащихся, позволяющим в процессе выполнения обладающих субъективной новизной заданий получать необходимые знания.

Поскольку главная цель обучения иностранному языку в школе — это развитие умений извлекать из иноязычного текста основную информацию и высказывать по той или иной проблеме собственное мнение, самостоятельная деятельность учащихся должна быть в первую очередь направлена на те виды речевой деятельности, которым их обучают.

Лингводидактический потенциал современных информационных технологий, применяемых в процессе обучения школьников иностранным языкам, весьма высок, поскольку компьютерных средства и режимы можно варьировать в зависимости от видов учебной деятельности. Это может быть как индивидуальная, так и коллективная работа, различные варианты аудиторных и внеуадиторных самостоятельных занятий, осуществление контроля текущего уровня знаний учащихся и т. д.

Например, тестирование с использованием компьютерных средств и информационных технологий, является одним из самых эффективных способов осуществления входного, текущего и итогового контроля уровня знаний учащихся. Оно может использоваться не только для определения способностей учащихся в тех или иных видах деятельности, но и для выявления возникающих в процессе обучения пробелов в знаниях, а также для поиска наиболее адекватных подходов к преодолению выявленных проблем.

В отличие от других форм контроля, компьютерное тестирование имеет очевидные преимущества [3, c.51]:

– получаемая учащимся в результате решения тестового задания оценка выставляется объективно, вне зависимости от личных симпатий или антипатий учителя;

– учащиеся испытывают в процессе решения теста эмоциональное напряжение, гораздо менее существенное, чем при устном ответе учителю;

– результат тестирования предоставляется по завершению работы мгновенно;

– использования средств компьютерного тестирования учащихся дает возможность проверить уровень владения материалом одновременно у всего класса или группы учащихся, что экономит отпущенное учебной программой время на изучение иностранного языка;

– результаты тестирования дают педагогу возможность провести диагностику трудностей, возникших у учащихся в процессе изучения иностранного языка, с тем чтобы впоследствии внести в свою методику преподавания соответствующие корректировки.

Таким образом, тестирование с применением передовых информационных технологий представляет собой современный метод контроля знаний учащихся в процессе обучения иностранному языку, дающий объективную оценку достигнутых результатов и позволяющим повысить эффективность образовательного процесса.

Еще одной инновационной формой организации обучения иностранным языкам в школе, получающей все большее распространение, является проведение вебинаров — онлайн-семинаров, предоставляющих учителю возможность передавать знания и информацию, а участникам вебинара — получать их и обучаться с помощью виртуального класса, в котором есть возможность видеть и слышать друг друга в любой точке мира.

В процессе ведения вебинара учитель может показывать презентации, делать активные опросы, рисовать на виртуальной доске, общаться с учениками в онлайн-чате. Использование данного формата обучения в значительной мере позволяет увеличить интерес учащихся к проводимым занятиям и семинарам, поскольку является полноценной альтернативой очным занятиям, что всегда является крайне важным при изучении иностранных языков.

Таким образом, проведение учебных занятий по иностранному языку в режиме онлайн позволяет не только охватить большую аудиторию учащихся (несколько классов или даже несколько параллелей из разных школ и городов), но и благодаря богатым демонстрационным средствам использовать максимум возможностей «электронного» обучения.

У преподавателей иностранного языка все больший интерес вызывает такая форма организации обучения, как учебный форум, предназначенный для ведения дискуссий на иностранном языке, обсуждения различных тем, развития речевых навыков у школьников, активизации использования ими языковой лексики [2, c.116].

С помощью учебных форумов у учителя появляется возможность создания различного рода коммуникативных ситуаций общения и выведения приобретенных речевых клише в устную или письменную речь. Кроме того, общение на учебном форуме позволяет развивать у учащихся способности к извлечению и обработке прочитанной информации, и тем самым готовить их к ведению на иностранном языке дискуссий.

Самостоятельная работа учащихся на форуме дает им возможность заранее подготовить свой текст по той или иной теме, проверить с использованием возможностей Интернета правописание и структуру предложений. Учитель же имеет возможность выделить ту или иную речевую ошибку, подсказать пути ее исправления, а также порекомендовать тот или иной материал.

Итогом работы на учебном форуме является четкое формирование у учащихся компетенций письменной речи на иностранном языке.

Особый интерес представляют также так называемые сетевые журналы (блоги), основным содержанием которых являются регулярно добавляемые записи, публикуемые в открытом доступе с возможностью оставлять к ним комментарии. В процессе обучения школьников представляется наиболее эффективным использовать так называемые классные блоги (the class blogs), где учителем и самими учащимися может размещаться необходимая информация.

По своей сути подобный классный блог в наибольшей степени подходит для ведения совместной внеаудиторной работы и выступает в роли внеучебной классной комнаты. Как асинхронный вид коммуникации, тематический классный блог позволяет существенно расширить временные рамки учебного курса обучения, а также реализовать принцип индивидуального подхода в обучении, дать каждому ученику возможность принять активное участие в коммуникационном процессе.

В процессе работы с классным блогом у учащихся активно формируются компетенции в таких областях, как [2, c.118]:

– письменная речь на иностранном языке и аудирование аутентичного иноязычного материала по различным темам;

– создание блога на иностранном языке и его ведение;

– самостоятельный поиск информации на иностранном языке по заданной теме.

Таким образом, внедрение в учебный процесс технологии ведения классного блога с применением современных информационных технологий значительно повышает у детей интерес к учебе, дает отличные результаты и способствует развитию у учащихся познавательной активности.

Важной методической составляющей обучения иностранным языкам стали также видеоконференции. Наряду с вебинарами и форумами, они позволяют вести на иностранном языке содержательную беседу, расширяя временные рамки школьных занятий.

Основная функция видеоконференций аналогична функциям форумов — развитие навыков ведения дискуссий на иностранном языке. В процессе обсуждения той или иной темы в формате видеоконференции у учащихся снимается психологический барьер при общении, они перестают бояться иностранного языка и впоследствии используют в реальной речи все более развернутые и сложные конструкции.

Итак, для школьников условия современной образовательной среды дают широкие возможности для самостоятельной работы с языком с использование широкого спектра электронных ресурсов. Это дает возможность каждому ученику выбрать собственную траекторию обучения, повысить мотивацию к обучению, постоянно совершенствоваться и творчески реализовываться, что в сравнении с традиционной методикой дает отличные результаты по формированию коммуникативных навыков.

Для учителя иностранного языка использование в работе информационных технологий является весьма трудоемким процессом, поскольку обучение должно включать в себя не только элементы методик преподавания иностранных языков, но и элементы культурологии, лингвистики, социологии, культуры изучаемого языка, психологии, когнитологии, компьютерных технологий и т. д.

Тем не менее, педагоги в полной мере осознают все преимущества, которые дает в сфере образование умелое использование современных информационных компьютерных технологий. С их помощью становится возможным решение таких проблем, как [3, c.54]:

– повышение мотивации учащихся и их образовательных результатов;

– выполнение совместных проектов и общение в сети;

– совершенствование процессов обучения;

– совершенствование организации учебного процесса и управления им.

Таким образом, в настоящее время в России идет процесс становления новой образовательной системы, ориентированной на глубокую интеграцию с мировым информационно-образовательным пространством. Важная роль в этом процессе принадлежит информационным компьютерным технологиям, предоставляющим широкие возможности для организации учебной деятельности школьников при изучении ими иностранных языков.

Их использование позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, развивает их способности оперировать значительными объемами информации, позволяет в обучении применять индивидуальный подход, формировать в освоении материала практические навыки и умения, а также в целом повысить уровень знаний учащихся.

Литература:

  1. Минькова Е. В. Сущность, функции и потенциал использования инфокоммуникационных технологий в гуманитарном образовании http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3373
  2. Назарова Н. Б., Мохова О. Л. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24564 (дата обращения: 29.09.2018).
  3. Саргсян А. Л. Информационные технологии как наиболее прогрессивные современные образовательные технологии при преподавании иностранного языка // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Международной научной конференции (г.Казань, март 2018г.). URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13896/ (дата обращения: 29.09.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, возможность, письменная речь, процесс обучения школьников, учащийся, учебный форум, индивидуальный подход, классный блог, образовательный процесс, результат тестирования.

Похожие статьи

Использование IT-технологий для формирования навыков говорения при обучении английскому языку

Использование интерактивных технологий обучения при формировании навыков говорения на английском языке

Использование дискуссии как метода формирования коммуникативных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе

Применение технологии подкастинга в обучении английскому языку в старших классах

Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку младших классов

Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся в средней школе

Использование новых технологий при обучении иностранному языку на начальном этапе

Использование электронных образовательных ресурсов при индивидуализации обучения математике

Использование современных информационных технологий в маркетинговой деятельности образовательных учреждений

Похожие статьи

Использование IT-технологий для формирования навыков говорения при обучении английскому языку

Использование интерактивных технологий обучения при формировании навыков говорения на английском языке

Использование дискуссии как метода формирования коммуникативных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе

Применение технологии подкастинга в обучении английскому языку в старших классах

Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку младших классов

Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся в средней школе

Использование новых технологий при обучении иностранному языку на начальном этапе

Использование электронных образовательных ресурсов при индивидуализации обучения математике

Использование современных информационных технологий в маркетинговой деятельности образовательных учреждений