Использование современных информационных технологий как средства оптимизации образовательного процесса при обучении английскому языку в школе
Автор: Муллаголова Эльмира Шамильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 02.10.2018
Статья просмотрена: 316 раз
Библиографическое описание:
Муллаголова, Э. Ш. Использование современных информационных технологий как средства оптимизации образовательного процесса при обучении английскому языку в школе / Э. Ш. Муллаголова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14518/ (дата обращения: 16.11.2024).
Жизнь современного общества уже немыслима без получивших самое широкое распространение в различных сферах человеческой деятельности информационных технологий. Сферы коммуникаций, обслуживания, производства уже буквально не могут функционировать без применения самых современных компьютерных средств обработки информации.
Этот процесс оказывает существенное влияние и на сферу школьного образования, поскольку требует реализации существенных изменений в педагогике, внесения соответствующих корректив в содержание обучающих технологий, приведения их в соответствие современным техническим возможностям.
В свете этого совершенно очевидным становится тот факт, что и современная система образования, выдвигающая на передний план идеи и принципы личностно-ориентированного обучения, нуждается в инструментах, способных обеспечить стабильность получения необходимых результатов образования учащимися на всех этапах школьного обучения. К числу таких инструментов, вне всякого сомнения, следует отнести различные по составу и содержанию информационные технологии, применяемые в образовательном процессе, в частности, в процессе обучения школьников английскому языку.
Компьютерные технологии неизбежно становятся обязательной составной частью целостного процесса образования, способной в значительной степени повысить его эффективность. При этом большинство исследователей сходятся во мнении, что развитие тенденций информатизации и компьютеризации образования будет становиться только быстрее [1, c.24].
В обучении иностранному языку также все большую популярность приобретает использование современных информационных технологий. Данный метод является довольно эффективным способом организации учебной деятельности учащихся, позволяющим в процессе выполнения обладающих субъективной новизной заданий получать необходимые знания.
Поскольку главная цель обучения иностранному языку в школе — это развитие умений извлекать из иноязычного текста основную информацию и высказывать по той или иной проблеме собственное мнение, самостоятельная деятельность учащихся должна быть в первую очередь направлена на те виды речевой деятельности, которым их обучают.
Лингводидактический потенциал современных информационных технологий, применяемых в процессе обучения школьников иностранным языкам, весьма высок, поскольку компьютерных средства и режимы можно варьировать в зависимости от видов учебной деятельности. Это может быть как индивидуальная, так и коллективная работа, различные варианты аудиторных и внеуадиторных самостоятельных занятий, осуществление контроля текущего уровня знаний учащихся и т. д.
Например, тестирование с использованием компьютерных средств и информационных технологий, является одним из самых эффективных способов осуществления входного, текущего и итогового контроля уровня знаний учащихся. Оно может использоваться не только для определения способностей учащихся в тех или иных видах деятельности, но и для выявления возникающих в процессе обучения пробелов в знаниях, а также для поиска наиболее адекватных подходов к преодолению выявленных проблем.
В отличие от других форм контроля, компьютерное тестирование имеет очевидные преимущества [3, c.51]:
– получаемая учащимся в результате решения тестового задания оценка выставляется объективно, вне зависимости от личных симпатий или антипатий учителя;
– учащиеся испытывают в процессе решения теста эмоциональное напряжение, гораздо менее существенное, чем при устном ответе учителю;
– результат тестирования предоставляется по завершению работы мгновенно;
– использования средств компьютерного тестирования учащихся дает возможность проверить уровень владения материалом одновременно у всего класса или группы учащихся, что экономит отпущенное учебной программой время на изучение иностранного языка;
– результаты тестирования дают педагогу возможность провести диагностику трудностей, возникших у учащихся в процессе изучения иностранного языка, с тем чтобы впоследствии внести в свою методику преподавания соответствующие корректировки.
Таким образом, тестирование с применением передовых информационных технологий представляет собой современный метод контроля знаний учащихся в процессе обучения иностранному языку, дающий объективную оценку достигнутых результатов и позволяющим повысить эффективность образовательного процесса.
Еще одной инновационной формой организации обучения иностранным языкам в школе, получающей все большее распространение, является проведение вебинаров — онлайн-семинаров, предоставляющих учителю возможность передавать знания и информацию, а участникам вебинара — получать их и обучаться с помощью виртуального класса, в котором есть возможность видеть и слышать друг друга в любой точке мира.
В процессе ведения вебинара учитель может показывать презентации, делать активные опросы, рисовать на виртуальной доске, общаться с учениками в онлайн-чате. Использование данного формата обучения в значительной мере позволяет увеличить интерес учащихся к проводимым занятиям и семинарам, поскольку является полноценной альтернативой очным занятиям, что всегда является крайне важным при изучении иностранных языков.
Таким образом, проведение учебных занятий по иностранному языку в режиме онлайн позволяет не только охватить большую аудиторию учащихся (несколько классов или даже несколько параллелей из разных школ и городов), но и благодаря богатым демонстрационным средствам использовать максимум возможностей «электронного» обучения.
У преподавателей иностранного языка все больший интерес вызывает такая форма организации обучения, как учебный форум, предназначенный для ведения дискуссий на иностранном языке, обсуждения различных тем, развития речевых навыков у школьников, активизации использования ими языковой лексики [2, c.116].
С помощью учебных форумов у учителя появляется возможность создания различного рода коммуникативных ситуаций общения и выведения приобретенных речевых клише в устную или письменную речь. Кроме того, общение на учебном форуме позволяет развивать у учащихся способности к извлечению и обработке прочитанной информации, и тем самым готовить их к ведению на иностранном языке дискуссий.
Самостоятельная работа учащихся на форуме дает им возможность заранее подготовить свой текст по той или иной теме, проверить с использованием возможностей Интернета правописание и структуру предложений. Учитель же имеет возможность выделить ту или иную речевую ошибку, подсказать пути ее исправления, а также порекомендовать тот или иной материал.
Итогом работы на учебном форуме является четкое формирование у учащихся компетенций письменной речи на иностранном языке.
Особый интерес представляют также так называемые сетевые журналы (блоги), основным содержанием которых являются регулярно добавляемые записи, публикуемые в открытом доступе с возможностью оставлять к ним комментарии. В процессе обучения школьников представляется наиболее эффективным использовать так называемые классные блоги (the class blogs), где учителем и самими учащимися может размещаться необходимая информация.
По своей сути подобный классный блог в наибольшей степени подходит для ведения совместной внеаудиторной работы и выступает в роли внеучебной классной комнаты. Как асинхронный вид коммуникации, тематический классный блог позволяет существенно расширить временные рамки учебного курса обучения, а также реализовать принцип индивидуального подхода в обучении, дать каждому ученику возможность принять активное участие в коммуникационном процессе.
В процессе работы с классным блогом у учащихся активно формируются компетенции в таких областях, как [2, c.118]:
– письменная речь на иностранном языке и аудирование аутентичного иноязычного материала по различным темам;
– создание блога на иностранном языке и его ведение;
– самостоятельный поиск информации на иностранном языке по заданной теме.
Таким образом, внедрение в учебный процесс технологии ведения классного блога с применением современных информационных технологий значительно повышает у детей интерес к учебе, дает отличные результаты и способствует развитию у учащихся познавательной активности.
Важной методической составляющей обучения иностранным языкам стали также видеоконференции. Наряду с вебинарами и форумами, они позволяют вести на иностранном языке содержательную беседу, расширяя временные рамки школьных занятий.
Основная функция видеоконференций аналогична функциям форумов — развитие навыков ведения дискуссий на иностранном языке. В процессе обсуждения той или иной темы в формате видеоконференции у учащихся снимается психологический барьер при общении, они перестают бояться иностранного языка и впоследствии используют в реальной речи все более развернутые и сложные конструкции.
Итак, для школьников условия современной образовательной среды дают широкие возможности для самостоятельной работы с языком с использование широкого спектра электронных ресурсов. Это дает возможность каждому ученику выбрать собственную траекторию обучения, повысить мотивацию к обучению, постоянно совершенствоваться и творчески реализовываться, что в сравнении с традиционной методикой дает отличные результаты по формированию коммуникативных навыков.
Для учителя иностранного языка использование в работе информационных технологий является весьма трудоемким процессом, поскольку обучение должно включать в себя не только элементы методик преподавания иностранных языков, но и элементы культурологии, лингвистики, социологии, культуры изучаемого языка, психологии, когнитологии, компьютерных технологий и т. д.
Тем не менее, педагоги в полной мере осознают все преимущества, которые дает в сфере образование умелое использование современных информационных компьютерных технологий. С их помощью становится возможным решение таких проблем, как [3, c.54]:
– повышение мотивации учащихся и их образовательных результатов;
– выполнение совместных проектов и общение в сети;
– совершенствование процессов обучения;
– совершенствование организации учебного процесса и управления им.
Таким образом, в настоящее время в России идет процесс становления новой образовательной системы, ориентированной на глубокую интеграцию с мировым информационно-образовательным пространством. Важная роль в этом процессе принадлежит информационным компьютерным технологиям, предоставляющим широкие возможности для организации учебной деятельности школьников при изучении ими иностранных языков.
Их использование позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, развивает их способности оперировать значительными объемами информации, позволяет в обучении применять индивидуальный подход, формировать в освоении материала практические навыки и умения, а также в целом повысить уровень знаний учащихся.
Литература:
- Минькова Е. В. Сущность, функции и потенциал использования инфокоммуникационных технологий в гуманитарном образовании http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3373
- Назарова Н. Б., Мохова О. Л. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24564 (дата обращения: 29.09.2018).
- Саргсян А. Л. Информационные технологии как наиболее прогрессивные современные образовательные технологии при преподавании иностранного языка // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Международной научной конференции (г.Казань, март 2018г.). URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13896/ (дата обращения: 29.09.2018).