Создание на уроках английского языка обстоятельств, в которых ученик сам себя мотивирует | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, октябрь 2018)

Дата публикации: 06.10.2018

Статья просмотрена: 149 раз

Библиографическое описание:

Литвинцева, А. В. Создание на уроках английского языка обстоятельств, в которых ученик сам себя мотивирует / А. В. Литвинцева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14537/ (дата обращения: 16.11.2024).



Даже имея за плечами огромный опыт педагогической деятельности, каждый учитель задумывается о том, как мотивировать ученика на изучение своего предмета. Что работает в одном классе, то абсолютно не подходит для другого, не говоря уже об индивидуальном подходе к каждому ученику. Поэтому моя статья — еще одна попытка найти решение, как ученики могут сами себя мотивировать на изучение того или иного предмета.

Однажды в руках у меня оказался обрывок газеты, содержание которого так и осталось в памяти как мантра, как прописная истина: «Меня мобилизует договор между учителем. Требования ясны, потому что я участвую в их определении…» Эти слова заставили задуматься над тем, что же, на самом деле мотивирует учеников поступать так или иначе.

Никто не будет опровергать истину, что учение — это естественный процесс, и все мы, хотим того или нет, подчиняемся общим законам, однако соответствующие инструменты и достаточная мотивация помогают сэкономить массу энергии и противостоять многим проблемам. Изучив немало литературы по психологии управления, о мотивации в разных сферах деятельности (Мак — Нейф Ф. Заставьте их работать. Пер. с англ. М.: Издательство «Добрая книга», 2006г., Дейл Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Пер с англ. Издательство «Ана-Тiлi», 1991г., Лещинский В. И., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. Практикум. — М.: Просвещение:Владос, 1995г.), а также наблюдая за взрослыми и за детьми, я пришла к выводу, что на самом деле мотивация в обучении иностранным языкам — очень простая вещь. Она сводится к тем же трем идеям, что и в бизнесе и любой сфере деятельности.

  1. Невозможно мотивировать человека что-то сделать.

Мотивация рождается в сердцах и умах людей. А мы не в состоянии влезть в их сердца и умы: мы для них — «другие» и всегда такими останемся. Что же говорить об учениках и учителе! Ведь их могут разделять и временные рамки в системе обучения и воспитания, возраст, бум социальных сетей, интернета, ценностные установки. Нам приходится учиться каждый день заново многим вещам. Поэтому человека невозможно мотивировать — мотивация возникает внутри. Но….

  1. Но можно создать обстоятельства, вкоторых человек мотивирует себя сам.

То есть, в нашем случае, помочь ученику понять, что он может получить то, чего хочет, если я, учитель, дам ему то, чего хочет он. Мы «заключаем» договор и действуем, довольные друг другом. Когда же ученик и при каких обстоятельствах может сам себя мотивировать?

1) Дайте ученикам возможность почувствовать себя соавтором иуспеха, ипоражения.

На шкафу в библиотеке стояла коробка с набором для домашнего кукольного театра. Ребята попросили поиграть. Разыгрывая различные сценарии с персонажами, дети были так увлечены, что и не заметили, как прозвенел звонок на урок. Проскользнула мысль: «А неплохо было бы поставить сказку на английском языке. Сейчас мы проходим тему «Животные», как раз закрепят лексический материал, а поскольку скоро Рождество, то можно придумать счастливый конец, может, ребята сами и придумают. В итоге, у нас получилась сказка «Pretty little cottage» («Теремок»), которая заканчивается тем, что появляется рождественский эльф и совместно со сказочными героями они строят новый дом. А поскольку сказочных персонажей было гораздо меньше, чем желающих участвовать, то мы придумали присказку, где внучка просит бабушку и дедушку рассказать сказку. А волк в сказке проводил зарядку для всех ребят.

Рассмотрим другой пример соавторства — игру «Квест». Каждый ученик работает в команде, и от каждого участника зависит успех всей команды. Вот оно, соавторство. В команде каждый чувствует себя сильнее, потому, как берет на себя ответственность за сделанный выбор. Если же рассматривать урок с точки зрения психологии, то урок в форме квеста помогает ребенку побороть свои комплексы, неуверенность в себе, некоторые страхи, потому как он принят, его слушают и слышат… Дети учатся использовать наработанные умения, искать выход из ситуации, пользоваться помощью. И здесь педагоги выступают в роли помощника, которые только в нужное русло направляют деятельность детей.

2) Слушайте: ученики сами скажут Вам, что их мотивирует.

Дейл Карнеги говорил: «Если вы стремитесь быть хорошим собеседником, будьте внимательным слушателем, а чтобы быть интересным, нужно быть заинтересованным» [1]. Что это означает? Рассмотрим на примерах.

С утра математика, потом русский, литература, биология, география — да учеников просто бомбардируют целыми днями разной информацией. А что хотят они сами? Иностранный язык — это просто шедевр, где можно воплотить в реальность многое из задуманного Вами и создать обстоятельства, в которых ученики сами себя мотивируют. Сегодня они Вам говорят: «Так уроков много задали, ну давайте Вы нам не зададите». Как быть, нужно же проверить, как они усвоили тему. Идем на хитрость, зная, что, сколько бы не было задано уроков, большинство будут в социальной сети «ВК».

Teacher: Children! Today I don`t want to give you home task in your activity books or students books. Let`s meet in social net «Vk». Write! What will be weather on the next week from Monday to Sunday! What will you do?

Учитель: Ребята! Сегодня я не задам вам задание ни в учебнике, ни в рабочей тетради. Давайте с вами встретимся в социальной сети «ВК». Напишите о погоде на следующей неделе и том, чем вы будете заниматься.

В итоге: 100 % выполняемость домашнего задания. А помимо этого ребята задавали еще и другие вопросы на английском языке.

3) Наблюдайте: ученики сами покажут Вам, что их мотивирует.

Наблюдаю за 2 классом: праздники — поют, перемены — поют, после уроков — снова поют. Значит, будем петь и одновременно изучать английский язык. Начинаем урок.

Teacher: «Children! I have a new song for you! Let`s listen! Be attentive! Answer the question: How should we read “oo”, “a” in opened syllable, “a” in closed syllable.

Учитель: Ребята! У меня для вас новая песня. Давайте послушаем! Будьте внимательны. Ответьте на вопрос: Как мы должны читать сочетание букв “oo”, букву “a” в открытом слоге и закрытом слоге.

Ученики слушают песню, разбираем правила чтения, пробуем петь караоке.

Интерес и мотивация обеспечены.

Однажды ребят 6 класса застала за интересным занятием. Они снимали на телефон рекламу. Суть рекламы заключалась в том, что они рекламировали учебные кабинеты. По английскому языку как раз предстояло изучение нового раздела на тему «Черты характера». В начале урока ребята посмотрели рекламу средства от простуды. Спрашиваю:

Teacher: «Tell me, please. What are we going to talk about?»

Учитель: «Скажите, о чем сегодня мы будем говорить?)

Предложения были разные:

Children: «About health, illness, advertisement»

Дети: «О здоровье, болезни, рекламе.

Атакуем:

Teacher: «Do you know that this advertisement shows us the character not only this man but also the character of the nation».

Учитель: «А вы знаете, что по этой рекламе мы можем говорить о характере не только одного человека, но и всего народа».

Teacher: «Look at these photos! These are typical Englishman and American. Describe them! What are they like? Let`s guess!»

Учитель: «Посмотрите на эти фотографии! На одной — типичный англичанин, на другой — типичный американец. Опишите их характер, что любят, что нет. Давайте угадаем!

Ученые пришли к выводу, что у каждого народа есть свои отличительные черты….

А теперь давайте вернемся к рекламе. Кому же принадлежит эта реклама: англичанам или американцам?»

4) «А что ябуду сэтого иметь?»

Чтобы мы не делали, давали урок, или были в качестве ученика, организовывали и выполняли какую — либо деятельность, нами движет одно — собственная выгода. В нашем подсознании звучат вопросы: «Что я буду с этого иметь? Что мне это даст? А будет ли мне от этого польза?»

Представим ситуацию. Вы организовываете олимпиаду по английскому языку. Сложный предмет. На предложение поучаствовать в олимпиаде согласились только два ученика из класса. Вы рассчитывали на большее количество участников. Пускаем в ход:

За участие поставлю по «пятерке».

Желающие — весь класс. Но вопрос? Будут ли они стремиться выполнить все предлагаемые задания, приложив все свои усилия и старания. Конечно, нет. Большинство будет думать:

Посижу, чего-нибудь как-нибудь сделаю, все равно «пять» получу.

Вспомните о том, что каждый ищет выгоду для себя:

Ребята! У меня к вам интересное предложение. Знаете, что оно вам готовит? Вы сами сможете оценить ваши успехи в английском языке, вы сможете достичь успеха с самым главным вашим соперником — собой вчерашним, и доказать, что поднялись еще на одну ступеньку. А я буду рядом с вами».

  1. Сам делай то, чего требуешь от других.

Наверняка, в памяти каждого из нас есть тот учитель, к которому мы стремились на уроки, с которым и вне урока хотелось оставаться как можно дольше, слушать его, сотрудничать с ним. А почему? Да потому, что «любой достигший успеха учитель считает, что научить можно только тем вещам, которыми сам живешь» (М. Лернер) [3]. Если вам подходит жизненное кредо «Творить, пробовать, искать и развиваться», то и ученики будут развиваться вместе свами. Только если учитель предан своему делу, цели, развивает свои способности, постоянно находится в поиске, а так же доволен самим собой, заинтересован в том, чтобы пробудить в учениках тягу к знаниям, «находится с ними в эмоционально-психологическом единстве» [4] и способствует тому, чтобы обе стороны были удовлетворены, только тогда будут созданы обстоятельства, в которых ученики сами себя мотивируют.

Надеюсь, уважаемы коллеги, что моя статья будет полезна вам и вдохновит на поиск новых способов, как создать те обстоятельства, в которых ученики будут сами себя мотивировать.

Литература:

  1. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Дейл Карнеги, Пер с англ. Издательство: «Ана-Тiлi», 1991г., с.82
  2. Мак-Нейр Ф. Заставьте их работать! http://dps.smrtlc.ru/Disc/Motivation.htm
  3. Практическая психология. Уроки 21- 22 на русском языке. — Издательство «ЕШКО», с. 31
  4. Учимся управлять собой и детьми: Пед. Практикум. В. И. Лещинский, С.В Кульневич — М.: Просвещение: Владос, 1995г., с. 185
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, ученик, учитель, Ребята, урок, класс, мотивация, самое дело, социальная сеть, сфера деятельности.

Похожие статьи

Великие учителя — мастера своего предмета

Статья посвящена проблеме формирования и развития профессиональной компетенции преподавателей русского и родного языка и литературы в Узбекистане. Вопрос о том, что делает учителя великим учителем, возник давно. Это исследование, которое поднимает мн...

Эвристическое мышление на уроках математики и его влияние на учащихся

Современная педагогика давно уже отошла от стереотипных и так называемых «шаблонных» уроков, где учитель является субъектом образовательного процесса и предлагает учащимся готовые данные, с малой частью анализа и синтеза теории учащимися. Успешность ...

Ознакомительное чтение в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению ознакомительного чтения в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. В процессе преподавания иностранного языка становится очевидным, что незрелость навыков чтения студентов проявляется в том, чт...

Особенности подготовки проведения аудирования на уроках английского языка в школе

Эта статья посвящена особенностям подготовки к проведению аудирования на уроках английского языка в средней школе. Мне хотелось поделиться личным опытом и дать практические советы по проведению аудирования моим коллегам. Практика показывает, что ауди...

Построение имитационной модели обучения отстающих учеников

В процессе обучения школьники должны выполнить некоторый запланированный объем работ (прослушать материал, разобраться в нем, выполнять домашние задания, писать проверочные работы и т. д.), который выполняется имеющимся количеством учеников за конечн...

Инновационная технология в дошкольном образовании «Клубный час»

Инновационные технологии в детских дошкольных учреждениях играют огромную роль в развитии детей. И чем интереснее технология, тем эффективнее результат. В моей статье я хочу рассказать об эффективности такой инновационной технологии, как «Клубный час...

Повышение мотивации школьников на начальном этапе обучения английскому языку

В статье затрагивается тема, касательно повышения мотивации младших школьников при раннем обучении английскому языку. На начальном этапе обучения иностранному языку можно отмечать высокую заинтересованность обучающихся, что, как правило, вызвано нов...

Мастер-класс как форма проведения профориентационной работы

В данной статье затрагивается проблема выбора профессии учащихся школ. Благодаря ряду мероприятий при проведении профориентационной работы ученики школ могут самооопределиться с выбором будущей специальности. Одной из самых эффективных форм деятельно...

The role of songs in learning English

В статье раскрывается роль песен при изучении английского языка. Изучение языка с помощью песен не только облегчает работу, но и создаёт благоприятную атмосферу в аудитории. Но проблема в том, что всякая песня не соответствует к процессу обучения. Пр...

Использование ИКТ-технологий в детском саду

В статье уделяется внимание ИКТ-технологиям в детском саду. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» сегодняшних детей — это информационное общество. Ребенок должен быть готов к этому психологически к жизни в информационном об...

Похожие статьи

Великие учителя — мастера своего предмета

Статья посвящена проблеме формирования и развития профессиональной компетенции преподавателей русского и родного языка и литературы в Узбекистане. Вопрос о том, что делает учителя великим учителем, возник давно. Это исследование, которое поднимает мн...

Эвристическое мышление на уроках математики и его влияние на учащихся

Современная педагогика давно уже отошла от стереотипных и так называемых «шаблонных» уроков, где учитель является субъектом образовательного процесса и предлагает учащимся готовые данные, с малой частью анализа и синтеза теории учащимися. Успешность ...

Ознакомительное чтение в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению ознакомительного чтения в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. В процессе преподавания иностранного языка становится очевидным, что незрелость навыков чтения студентов проявляется в том, чт...

Особенности подготовки проведения аудирования на уроках английского языка в школе

Эта статья посвящена особенностям подготовки к проведению аудирования на уроках английского языка в средней школе. Мне хотелось поделиться личным опытом и дать практические советы по проведению аудирования моим коллегам. Практика показывает, что ауди...

Построение имитационной модели обучения отстающих учеников

В процессе обучения школьники должны выполнить некоторый запланированный объем работ (прослушать материал, разобраться в нем, выполнять домашние задания, писать проверочные работы и т. д.), который выполняется имеющимся количеством учеников за конечн...

Инновационная технология в дошкольном образовании «Клубный час»

Инновационные технологии в детских дошкольных учреждениях играют огромную роль в развитии детей. И чем интереснее технология, тем эффективнее результат. В моей статье я хочу рассказать об эффективности такой инновационной технологии, как «Клубный час...

Повышение мотивации школьников на начальном этапе обучения английскому языку

В статье затрагивается тема, касательно повышения мотивации младших школьников при раннем обучении английскому языку. На начальном этапе обучения иностранному языку можно отмечать высокую заинтересованность обучающихся, что, как правило, вызвано нов...

Мастер-класс как форма проведения профориентационной работы

В данной статье затрагивается проблема выбора профессии учащихся школ. Благодаря ряду мероприятий при проведении профориентационной работы ученики школ могут самооопределиться с выбором будущей специальности. Одной из самых эффективных форм деятельно...

The role of songs in learning English

В статье раскрывается роль песен при изучении английского языка. Изучение языка с помощью песен не только облегчает работу, но и создаёт благоприятную атмосферу в аудитории. Но проблема в том, что всякая песня не соответствует к процессу обучения. Пр...

Использование ИКТ-технологий в детском саду

В статье уделяется внимание ИКТ-технологиям в детском саду. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» сегодняшних детей — это информационное общество. Ребенок должен быть готов к этому психологически к жизни в информационном об...