Дистанционное обучение — новый вектор развития дополнительного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Писнова, О. Ю. Дистанционное обучение — новый вектор развития дополнительного образования / О. Ю. Писнова, И. А. Мартышевский. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14546/ (дата обращения: 16.11.2024).



В информационном обществе виртуальное пространство становится сферой деятельности, в том числе и в области образования. Информатизация общества является безусловным фактором развития образовательной среды, в которой система дистанционного обучения становится одной из структур непрерывного формирования знаний без ограничений по возрасту и степени подготовки учащегося, а также без учёта территориального расположения образовательной организации.

Дополнительное образование как неотъемлемая часть системы образования тоже не должно оставаться в стороне. Благодаря дистанционным образовательным технологиям становится возможным обеспечить выбор режима и темпа освоения общеобразовательных программ, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий (одарённые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья) согласно Концепции развития дополнительного образования. [4]

Таким образом, актуальность дистанционного обучения обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2020 года электронное обучение названо одним из основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов [2].

Внедрение новых технологий с применением электронного обучения поддерживается государством на различных уровнях, что подтверждено нормативными документами федерального и регионального уровней.

Сегодня смещение акцента от научения (педагог учит) в сторону изучения (учащийся изучает) уже не является новой образовательной парадигмой: в современной модели обучения педагог должен выступать в роли тьютора-консультанта, медиатора-посредника или связующего звена между организационно-технологической средой обучения и учащимся.

Особенностью настоящего времени является то, что учащиеся большое количество важных для них знаний получают за стенами образовательного учреждения. И это делается вне той организационно-деятельностной структуры, которую предлагает образовательное учреждение для обучения. [1, с.83]

Для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий реализуется приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России», одной из задач которого является принятие нормативных актов, позволяющих осваивать онлайн-курсы как части основных и дополнительных образовательных программ. [5]

Все мы сталкивались с дистанционным обучением, проходя, к примеру, курсы повышения квалификации. У нас есть опыт такого обучения, а у наших детей нет.

Компетентность учащегося должна стать главной мерой готовности личности к переходу на качественно новую ступень: самоопределение и выбор будущей профессии, что и обуславливается формированием компетенций различного вида и уровня

Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребёнок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идёт как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса.

В Республике Коми есть опыт дистанционного обучения. С 2014 на базе Республиканского центра дополнительного образования ведётся обучение в дистанционной школе «Ступени».

Формирование современной информационно-образовательной среды — одно из действенных средств гуманизации и гуманитаризации образования. Это объясняется тем, что субъект (индивидуальный или групповой, например коллектив учреждения образования) сам выстраивает свою образовательную среду, согласуя влияния и возможности её элементов [3, с.44].

В связи с этим, в Доме детского творчества взят курс на обновление форм обучения, важнейшей из которых выступает дистанционное обучение. Можно выделить ряд моделей обучения детей с применением дистанционных образовательных технологий.

Возможность осуществления дистанционного обучения базируется на внедрении в практику работы дистанционных образовательных технологий.

Такой приоритет Дома детского творчества связан с проблемой обеспечения доступности дополнительных образовательных услуг всем желающим учащимся, в том числе детям, территориально ограниченным в возможности получать такое образование (посёлки Сивая Маска и Елецкий), одарённым детям, детям с особенностями развития и с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня в Доме детского творчества апробируется модель дистанционного курса (электронный учебный курс «Виртуальная фантазия, «Жизнь в ритме танца», «Игры зверей», «Мир эстрадной хореографии», «Мир познания» и «Пирамида» по трем направленностям: техническая, художественная и естественнонаучная) на платформе Google for education. Были опробованы и другие модели Moodle, Twiddla (виртуальная доска), но педагоги и учащиеся пришли к выводу, что наиболее удобной и простой в применении является именно Google — платформа, которая не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения — доступ к приложениям можно получить через окно веб-браузера.

Педагогическое взаимодействие с учащимися осуществляется через аккаунт Google, в виртуальном классе.

Взаимодействие педагогов с учащимися строится по системе: теория — практика — работа по индивидуальному образовательному маршруту — оценка. (рис. 1)

C:\Users\Ольга\Desktop\Схема 1..JPG

Рис. 1.

Благодаря индивидуальным образовательным маршрутам, реализуемым в том числе с помощью дистанционных образовательных технологий, учащиеся Дома детского творчества в 2017/2018 учебном году стали победителями и призёрами в значимых республиканских и всероссийских конкурсах и конференциях: «Я — исследователь, я открываю мир!» — дипломы I, II и III степени; Всероссийском конкурсе проектно-исследовательских работ «Грани науки-2018» — четыре диплома I и II места, республиканских конкурсах по робототехнике «Заполярье — 2018» — диплом III степени; республиканский этап Всероссийской программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» — диплом II степени.

Сегодня мы видим перспективу расширения возможностей применения дистанционных образовательных технологий. С сентября 2018 года в Доме детского творчества появилась возможность очно-заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий, в основе которой лежит идея интеграции форм обучения: так, теоретические знания учащиеся смогут осваивать самостоятельно в комфортном для них режиме и темпе, а на практических занятиях больше осваивать деятельностную составляющую дополнительной общеразвивающей программы.

Более усложненным вариантом является модель учебно-методического комплекса. В отличие от апробируемых на первом этапе краткосрочных электронных учебных курсов, модель учебно-методического комплекса основана на кейс-технологии, комплексный пакет которой составляют печатные или электронные учебные материалы, ресурсы Интернет, пакеты компьютерных обучающих и тестирующих программ, материалы на аудио-, видео-носителях, чаты, вебинары, методические рекомендации, тестирование, различные формы контроля. Модель учебно-методического комплекса необходимо внедрить в систему работы с учащимися, занимающимися самостоятельной исследовательской и проектной деятельностью. Благодаря системе различных кейсов станет возможным охватить все направленности: естественнонаучную, техническую, художественную и социально-педагогическую.

Таким образом, обучение с применением дистанционных образовательных технологий позволяет совершенствовать методологию обучения в дополнительном образовании. Создание условий для формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевых компетенций, обеспечивает возможность для полноценного развития ребёнка во всем многообразии его запросов и интересов через различные виды деятельности, освоение которых сегодня становится как никогда доступным, увлекательным и технологичным. К тому же, внедрение очно-заочной формы обучения выводит дополнительные общеобразовательные программы на качественно новый уровень предоставления образовательных услуг, делая их востребованными и конкурентоспособными, что особенно актуально с внедрением системы персонифицированного финансирования дополнительного образования.

Быть ближе и доступнее, интереснее и результативнее — такую задачу Дом детского творчества ставит перед своими педагогами уже сегодня. Электронные учебно-методические комплексы, создание которых обусловлено интенсивным развитием информационных технологий сферы образования, нарастающей актуальностью в образовательном процессе, являются одним из основных инструментов реализации дистанционных образовательных технологий.

Литература:

  1. Баранников А. В. Образование нового поколения. — М.: УЦ «Перспектива», 2013. — 223 с.
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 года от 24 октября 2017 г. № Д18–20/пр https://минобрнауки.рф/документы/11704
  3. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с. — (Работаем по новым стандартам).
  4. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р https://минобрнауки.рф/документы/4429
  5. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России» http://минобрнауки.рф/проекты/современная-образовательная-цифровая-среда
Основные термины (генерируются автоматически): детское творчество, дистанционное обучение, дополнительное образование, III, образовательная среда, учащийся, учебно-методический комплекс, информационное общество, образовательное учреждение, образовательный процесс.

Похожие статьи

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования

Интернет-технологии и дистанционный подход к обучению в системе дополнительного образования детей

Профподготовка и повышение квалификации: выбор центра для эффективного обучения

Модернизация образовательных технологий — путь развития инновационного общества

Дистанционное образование как форма образовательного процесса

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Инновационные образовательные площадки как важный аспект развития среднего профессионального образования

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Инновационное предпринимательство — путь к развитию экономики страны

Национальная программа по подготовке кадров — основа модернизации и совершенствования образования

Похожие статьи

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования

Интернет-технологии и дистанционный подход к обучению в системе дополнительного образования детей

Профподготовка и повышение квалификации: выбор центра для эффективного обучения

Модернизация образовательных технологий — путь развития инновационного общества

Дистанционное образование как форма образовательного процесса

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Инновационные образовательные площадки как важный аспект развития среднего профессионального образования

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Инновационное предпринимательство — путь к развитию экономики страны

Национальная программа по подготовке кадров — основа модернизации и совершенствования образования