Дистанционное обучение — новый вектор развития дополнительного образования
Авторы: Писнова Ольга Юрьевна, Мартышевский Игорь Анатольевич
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 01.10.2018
Статья просмотрена: 3088 раз
Библиографическое описание:
Писнова, О. Ю. Дистанционное обучение — новый вектор развития дополнительного образования / О. Ю. Писнова, И. А. Мартышевский. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14546/ (дата обращения: 16.11.2024).
В информационном обществе виртуальное пространство становится сферой деятельности, в том числе и в области образования. Информатизация общества является безусловным фактором развития образовательной среды, в которой система дистанционного обучения становится одной из структур непрерывного формирования знаний без ограничений по возрасту и степени подготовки учащегося, а также без учёта территориального расположения образовательной организации.
Дополнительное образование как неотъемлемая часть системы образования тоже не должно оставаться в стороне. Благодаря дистанционным образовательным технологиям становится возможным обеспечить выбор режима и темпа освоения общеобразовательных программ, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий (одарённые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья) согласно Концепции развития дополнительного образования. [4]
Таким образом, актуальность дистанционного обучения обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2020 года электронное обучение названо одним из основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов [2].
Внедрение новых технологий с применением электронного обучения поддерживается государством на различных уровнях, что подтверждено нормативными документами федерального и регионального уровней.
Сегодня смещение акцента от научения (педагог учит) в сторону изучения (учащийся изучает) уже не является новой образовательной парадигмой: в современной модели обучения педагог должен выступать в роли тьютора-консультанта, медиатора-посредника или связующего звена между организационно-технологической средой обучения и учащимся.
Особенностью настоящего времени является то, что учащиеся большое количество важных для них знаний получают за стенами образовательного учреждения. И это делается вне той организационно-деятельностной структуры, которую предлагает образовательное учреждение для обучения. [1, с.83]
Для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий реализуется приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России», одной из задач которого является принятие нормативных актов, позволяющих осваивать онлайн-курсы как части основных и дополнительных образовательных программ. [5]
Все мы сталкивались с дистанционным обучением, проходя, к примеру, курсы повышения квалификации. У нас есть опыт такого обучения, а у наших детей нет.
Компетентность учащегося должна стать главной мерой готовности личности к переходу на качественно новую ступень: самоопределение и выбор будущей профессии, что и обуславливается формированием компетенций различного вида и уровня
Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребёнок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идёт как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса.
В Республике Коми есть опыт дистанционного обучения. С 2014 на базе Республиканского центра дополнительного образования ведётся обучение в дистанционной школе «Ступени».
Формирование современной информационно-образовательной среды — одно из действенных средств гуманизации и гуманитаризации образования. Это объясняется тем, что субъект (индивидуальный или групповой, например коллектив учреждения образования) сам выстраивает свою образовательную среду, согласуя влияния и возможности её элементов [3, с.44].
В связи с этим, в Доме детского творчества взят курс на обновление форм обучения, важнейшей из которых выступает дистанционное обучение. Можно выделить ряд моделей обучения детей с применением дистанционных образовательных технологий.
Возможность осуществления дистанционного обучения базируется на внедрении в практику работы дистанционных образовательных технологий.
Такой приоритет Дома детского творчества связан с проблемой обеспечения доступности дополнительных образовательных услуг всем желающим учащимся, в том числе детям, территориально ограниченным в возможности получать такое образование (посёлки Сивая Маска и Елецкий), одарённым детям, детям с особенностями развития и с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня в Доме детского творчества апробируется модель дистанционного курса (электронный учебный курс «Виртуальная фантазия, «Жизнь в ритме танца», «Игры зверей», «Мир эстрадной хореографии», «Мир познания» и «Пирамида» по трем направленностям: техническая, художественная и естественнонаучная) на платформе Google for education. Были опробованы и другие модели Moodle, Twiddla (виртуальная доска), но педагоги и учащиеся пришли к выводу, что наиболее удобной и простой в применении является именно Google — платформа, которая не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения — доступ к приложениям можно получить через окно веб-браузера.
Педагогическое взаимодействие с учащимися осуществляется через аккаунт Google, в виртуальном классе.
Взаимодействие педагогов с учащимися строится по системе: теория — практика — работа по индивидуальному образовательному маршруту — оценка. (рис. 1)
Рис. 1.
Благодаря индивидуальным образовательным маршрутам, реализуемым в том числе с помощью дистанционных образовательных технологий, учащиеся Дома детского творчества в 2017/2018 учебном году стали победителями и призёрами в значимых республиканских и всероссийских конкурсах и конференциях: «Я — исследователь, я открываю мир!» — дипломы I, II и III степени; Всероссийском конкурсе проектно-исследовательских работ «Грани науки-2018» — четыре диплома I и II места, республиканских конкурсах по робототехнике «Заполярье — 2018» — диплом III степени; республиканский этап Всероссийской программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» — диплом II степени.
Сегодня мы видим перспективу расширения возможностей применения дистанционных образовательных технологий. С сентября 2018 года в Доме детского творчества появилась возможность очно-заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий, в основе которой лежит идея интеграции форм обучения: так, теоретические знания учащиеся смогут осваивать самостоятельно в комфортном для них режиме и темпе, а на практических занятиях больше осваивать деятельностную составляющую дополнительной общеразвивающей программы.
Более усложненным вариантом является модель учебно-методического комплекса. В отличие от апробируемых на первом этапе краткосрочных электронных учебных курсов, модель учебно-методического комплекса основана на кейс-технологии, комплексный пакет которой составляют печатные или электронные учебные материалы, ресурсы Интернет, пакеты компьютерных обучающих и тестирующих программ, материалы на аудио-, видео-носителях, чаты, вебинары, методические рекомендации, тестирование, различные формы контроля. Модель учебно-методического комплекса необходимо внедрить в систему работы с учащимися, занимающимися самостоятельной исследовательской и проектной деятельностью. Благодаря системе различных кейсов станет возможным охватить все направленности: естественнонаучную, техническую, художественную и социально-педагогическую.
Таким образом, обучение с применением дистанционных образовательных технологий позволяет совершенствовать методологию обучения в дополнительном образовании. Создание условий для формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевых компетенций, обеспечивает возможность для полноценного развития ребёнка во всем многообразии его запросов и интересов через различные виды деятельности, освоение которых сегодня становится как никогда доступным, увлекательным и технологичным. К тому же, внедрение очно-заочной формы обучения выводит дополнительные общеобразовательные программы на качественно новый уровень предоставления образовательных услуг, делая их востребованными и конкурентоспособными, что особенно актуально с внедрением системы персонифицированного финансирования дополнительного образования.
Быть ближе и доступнее, интереснее и результативнее — такую задачу Дом детского творчества ставит перед своими педагогами уже сегодня. Электронные учебно-методические комплексы, создание которых обусловлено интенсивным развитием информационных технологий сферы образования, нарастающей актуальностью в образовательном процессе, являются одним из основных инструментов реализации дистанционных образовательных технологий.
Литература:
- Баранников А. В. Образование нового поколения. — М.: УЦ «Перспектива», 2013. — 223 с.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 года от 24 октября 2017 г. № Д18–20/пр https://минобрнауки.рф/документы/11704
- Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с. — (Работаем по новым стандартам).
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р https://минобрнауки.рф/документы/4429
- Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России» http://минобрнауки.рф/проекты/современная-образовательная-цифровая-среда