Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Купальная, Е. В. Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников / Е. В. Купальная, Е. И. Шкатула. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14553/ (дата обращения: 15.11.2024).



Искусство называют «школой чувств», но в зависимости от содержания его произведений оно может вызывать различные чувства, ценные и ущербные, ведущие к духовному росту или обедняющие человека, формирует и воспитывает человека целостного, всестороннего и гармонично развитого. А фольклор — это не просто наше наследие, а наряду с православием еще та основа основ, на которой держится нравственность. И если исчезнет этот фундамент, то рухнет и национальное самосознание.

Любой народ продлевает себя в детях, поэтому духовность надо воспитывать с раннего детства — главное средство нравственного, познавательного и эстетического развития ребенка. В народе говорят: «Нет дерева без корней, дома — без фундамента». Этим фундаментом и является фольклор, на котором строится и раскрывается ребенок как личность. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе ее личности.

Работу по воспитанию любви к музыкальному воспитанию дошкольников для доступности удобнее и проще строить на основе народного календаря. Главная особенность такого подхода — прослеживание сезонного труда взрослых в песнях (игровых, шуточных, лирических), танцах, хороводах, игре на музыкальных народных инструментах. Особенно нравятся дошколятам игры с незамысловатыми правилами и текстом, где можно проявит свою индивидуальность. Так дети в доступной форме с удовольствием знакомятся с этническими ценностями родной культуры, в их представлении создаются яркие образы, воспитывается вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять, стать ближе к своему народу. В итоге — у дошколят остается детство с красотой, радостью, неподдельным весельем и положительным эмоциональным фоном.

Работа по приобщению дошколят к фольклору определяет решение следующих задач:

‒ Познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора и развитие интереса к нему;

‒ Накопление эстетического опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений;

‒ Расширение знаний и представлений детей о национальной культуре и традиции народа;

‒ Развитие всех музыкальных способностей воспитанников.

В основе содержания данной системы работы является формирование основ фольклора в музыкальной деятельности детей. Это эмоциональная, познавательная и социально-личностная деятельности.

Эмоциональная — обусловлена спецификой фольклорного искусства, его яркостью, эмоциональной выразительностью и предполагает осознание ребенком одной из важных функций фольклора, которая связана с передачей различных оттенков чувств, настроений, выраженных средствами музыкального языка, музыкальной речи.

Познавательная деятельность связана с расширением знаний и представлений детей о музыкальном и поэтическом фольклоре, с элементарными понятиями фольклора, в рамках, доступных пониманию дошкольников. На основе получаемой информации у воспитанников развиваются активность, интерес к музыке, художественному слову, игре на народных инструментах, возникают личностные предпочтения, связанные с восприятием тех или иных музыкальных произведений. Процесс музыкального развития ребенка происходит в разнообразной музыкальной деятельности: восприятие-слушание, пение, музыкально — ритмическая, игра на детских музыкальных инструментах, где каждый из видов деятельности имеет самостоятельное значение. Воспитанники овладевают необходимыми умениями для успешного проявления своих способностей в пении, движениях под музыку, игре на детских музыкальных инструментах.

Социально-личностный компонент предполагает развитие у детей интереса к фольклору, желание его слушать, сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, песни, танцы, способность давать собственную оценку воспринимаемым произведениям. Дети с удовольствием включаются в процесс музыкальной деятельности, на занятиях, фольклорных праздниках, что в дальнейшем послужит базой для установления положительных взаимоотношений каждого ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, умение выполнять движения со сменой характера музыки, менять ритм, темп приходят во время постановки народных танцев.

А еще вместе с воспитателями и ребятами мы расписываем элемент костюмов, в том числе кокошники, вырезанные из картона, пояса из ткани, наряд для любимых кукол, которые бывают на наших занятиях, а также различные инструменты шумового оркестра, сделанные вместе с родителями дома (после проведенного мастер-класса). И как потом приятно детям выступать с концертами зная, что они тоже участвовали в изготовлении народных костюмов.

Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, и мы стараемся вместе с воспитателями закреплять разученные игры на прогулке, ведь в большинстве случаев они не требуют музыкального сопровождения, А сколько радости доставляет участие в них младших воспитанников. И тогда дети наперебой рассказывают правила игры и помогают малышам их усвоить.

Ни один обрядовый праздник не обходиться без игры на музыкальных инструментах. Обучать игре на ложках, свистульках, колокольчиках возможно с самого раннего возраста. Ребят постарше знакомим с другими народными инструментами, такими, как дудка, гусли, балалайка.

Непременно используем музыкальные инструменты, сделанные в группе и дома вместе с родителями. Как не покрасоваться перед друзьями!

Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась во вселенной душа народа. Так же, как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных праздников. Петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда, даже, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы.

Хочется еще раз подчеркнуть огромное значение народной музыки в воспитании и развитии духовности. Но успех приходит только в результате глубоко продуманной и целенаправленной работы, приобщения детей к народной культуре, к непреходящим общечеловеческим ценностям и является средством формирования у них патриотических чувств.

Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становиться актуальной задачей. И пусть в дальнейшем не все наши воспитанники смогут посвятить себя музыке, но все то, что в них было заложено в дошкольном возрасте, чему они научились в детском саду, поможет им стать мыслящими, неординарными и творческими людьми.

Считаем, главным для каждого педагога иметь огромное желание не только научить и воспитать, но и помочь ребёнку стать счастливым, стать человеком с большой буквы, то есть достойным гражданином своей страны.

Литература:

  1. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. 2006.
  2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-Петербург, 1998.
  3. Остроух Г. А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание № 9, 1994.
  4. Полтавская О. М. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников Школьная пресса, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, инструмент, детский сад, народная культура, представление детей, приобщение детей, расширение знаний, родная культура, фольклор.