Практикоориентированные занятия с работниками организаций, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
Авторы: Айол Алексей Андреевич, Сторожук Николай Владимирович
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
Дата публикации: 12.10.2018
Статья просмотрена: 137 раз
Библиографическое описание:
Айол, А. А. Практикоориентированные занятия с работниками организаций, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций / А. А. Айол, Н. В. Сторожук. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14558/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье рассматриваются вопросы совершенствования подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и РСЧС.
Ключевые слова: планирование мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, должностные лица и работники гражданской обороны и РСЧС.
История создания и итоги деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) Российской Федерации свидетельствуют о ее актуальности и высокой значимости в деле обеспеченности граждан и всего государства в целом. РСЧС была, есть и, вполне очевидно, сохранится в будущем как жизненно важная потребность российского общества.
На всех исторических этапах функционирования РСЧС основными ее целями всегда являлись обеспечение высокой готовности безопасности населения страны и повышение эффективности защиты любого человека, находящегося на территории Российской Федерации, материальных и культурных ценностей, а также окружающей природной среды от поражающих факторов современных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для рисков природного и техногенного характера это будет вызвано неравномерностью роста населения регионов планеты (прежде всего в развитых и развивающихся странах), повышением плотности населения в городах и усилением антропогенной нагрузки на территории.
Положительным условием совершенствования РСЧС в Российской Федерации сегодня является то, что созданы базовые основы, позволяющие осуществлять дальнейшее её совершенствование. Важно отметить реализацию серьезных качественных изменений в правовом регулировании общественных отношений в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и, как следствие этого, создание необходимой нормативной правовой базы. Разработаны новые подходы к организации защиты населения и территорий, обеспечивающие повышение готовности и эффективность реагирования сил РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций в современных условиях.
На текущий момент в постановлении Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определено:
«…- На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления…;
‒ Постоянно действующими органами управления единой системы являются: … на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
‒ Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
‒ Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления». [1]
«…Постоянно действующими органами управления Санкт-Петербургской подсистемой являются: …на объектовом уровне — структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Постоянно действующие органы управления Санкт-Петербургской подсистемой создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления Санкт-Петербургской подсистемой определяются соответствующими положениями о них или иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга». [2]
Для быстрого и качественного внедрения изменений, вносимых в нормативную правовую базу в области защиты от чрезвычайных ситуаций в программу повышения квалификации и программу курсового обучения работников организаций, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, реализуемых в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» был введен ряд практических занятий, позволяющих данной категории обучающихся в полном объеме разобраться с реализацией возложенных на них задач.
На одном из таких занятий уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций предлагается разработать алгоритмы своих действий как органов управления РСЧС в режиме повседневной деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.
Чем обусловлено введение в программы повышения квалификации и курсового обучения данного занятия? Прежде всего, изменениями, которые были внесены в нормативные правовые акты в области защиты от чрезвычайных ситуаций за последние годы. В частности, «…главной задачей по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах в 2016–2020 годах считать повышение практической направленности подготовки всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих чрезвычайным ситуациям и военным конфликтам, в том числе и по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», а также качества реализации всех видов подготовки, без уменьшения количества населения, охватываемого ими» [4].
Как же совершенствовать навыки работников, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны по выполнению своих должностных обязанностей? Для этого в Санкт-Петербургском учебно-методическом центре было спланирован ряд практикоориентированных занятий.
Одно из таких занятий носит название «Действия работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, при введении различных режимов функционирования звена подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». В ходе этого занятия, обучающиеся в течение двух или трех часов (зависти от должности обучающегося — освобожденный работник или работник, выполняющий обязанности уполномоченного как совместитель), отрабатывают четыре учебных вопроса:
В ходе отработки первого вопроса обучающимся дается задание по разработке алгоритма действий работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций при введении режима повседневной деятельности функционирования звена подсистемы РСЧС.
В ходе отработки второго вопроса разрабатывается алгоритм действий работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций при введении режима повышенной готовности для звена подсистемы РСЧС и в ходе третьего вопроса — алгоритм действий работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций при введении режима чрезвычайной ситуации для звена подсистемы РСЧС.
При отработке четвертого учебного вопроса обучающиеся разрабатывают порядок оповещения при введении различных режимов функционирования РСЧС.
Результатом выполнения первого учебного вопроса является личный план работы обучающегося, как уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на календарный год. Помимо мероприятий, обязательных для исполнения в соответствие с должностными обязанностями уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, определенных приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций», при планировании обучающиеся осуществляют расчет времени, необходимого для выполнения вышеуказанных мероприятий, а также осуществляют расчет времени, затраченного на их выполнение в течение месяца и в течение года.
При отработке второго учебного вопроса обучающиеся разрабатывают мероприятия и временные показатели их выполнения для уполномоченного образовательной организации в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с усилением ветра, а при отработке третьего вопроса — в условиях произошедшей ЧС, связанной с аварией на химически опасном объекте.
Отрабатывая материал четвертого учебного вопроса, обучающиеся опираются не только на требования нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы оповещения населения, но и учитывают специфику и особенности собственных организаций, что позволяет им в ходе занятий подготовить и проанализировать эффективность реальный порядок оповещения работников и обучающихся своих образовательных организаций.
Для повышения эффективности отрабатываемых документов по каждому учебному вопросу подготовлено:
‒ задание, которое включает в себя общую и частную обстановку, на фоне которой обучающиеся осуществляют планирование мероприятий в различных режимах функционирования;
‒ справочные данные по организации, позволяющие понять, какими органами управления и силами располагает образовательная организация, какие средства защиты есть в наличии, какие особенности могут повлиять на действия работников образовательной организации и обучающихся.
В качестве документа, на который обучающийся может опереться, планируя свою повседневную деятельность, ему предоставляется положение о постоянно действующем органе управления объектового уровня, разработанное преподавателями «Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» в соответствие с требованиями существующих нормативных правовых актов.
В настоящее время обеспечение безопасности жизнедеятельности работников и обучающихся образовательных организаций во многом достигается за счет умения органов управления объектового уровня работать в режимах функционирования, понимание своего места и роли в решении управленческих задач.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
- Постановление Правительство Санкт-Петербурга от 2 ноября 2006 года № 1359 «О Санкт-Петербургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
- Сборник образцов документов и рекомендации по созданию и обеспечению функционирования органов РСЧС и ГО муниципальных образований и организаций. Институт риска и безопасности, Москва, 2007 год;
- Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на 2016-2020 годы.
Ключевые слова
планирование мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, должностные лица и работники гражданской обороны и РСЧСПохожие статьи
Пути совершенствования практикоорентированных занятий с должностными лицами и работниками гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций образовательных организаций
В статье рассматриваются вопросы совершенствования подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и РСЧС.
Направления совершенствования подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на современном этапе
В статье рассматриваются вопросы совершенствования подготовки должностных лиц и специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
О совершенствовании методики контроля знаний слушателей в процессе подготовки должностных лиц и работников ГО и РСЧС
В статье рассматриваются вопросы совершенствование подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Совершенствование подготовки населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
В статье рассматриваются вопросы совершенствование подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Характеристика административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В рамках данной статьи мы охарактеризуем ответственность за нарушение требований, предусмотренных для процесса осуществления превентивных мер, ликвидации последствий ЧС, о которой говорится в Кодексе об административных правонарушениях Российской Фед...
Психологическая подготовка сотрудников УИС при выполнении тактико-специальных задач в учреждениях ФСИН России
Деятельность сотрудников УИС сопряжена с выполнением тактико-боевых и специальных задач, выполнение которых требует не только боевой и физической подготовки, но и психологической устойчивости.
Безопасность населения на территории местного пожарно-спасательного гарнизона
Рассмотрена организационная структура местного пожарно-спасательного гарнизона, теоретические, законодательные принципы построения и интеграция в общество. Определены возможные пути повышения эффективности деятельности местного гарнизона в современны...
Профилактика в области пожарной безопасности на территории Кемеровской области — Кузбасса
В данной статье рассмотрены основные нормативные правовые акты и программы органов местного самоуправления по предотвращению и предупреждению пожаров, а также профилактические мероприятия в области пожарной безопасности на территории Кемеровской обла...
Особенности проведения специальных тренировок по противопожарной защите в образовательных организациях
В статье рассматриваются особенности организации и проведения специальной тренировки по противопожарной защите в образовательных организациях.
Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной охраны в Российской Федерации
Рассматриваются организационные основы взаимодействия подразделений пожарной охраны на примере Удмуртской Республики. Показана необходимость разработки дополнительных нормативных правовых актов по вопросам организации взаимодействия пожарных подразде...
Похожие статьи
Пути совершенствования практикоорентированных занятий с должностными лицами и работниками гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций образовательных организаций
В статье рассматриваются вопросы совершенствования подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и РСЧС.
Направления совершенствования подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на современном этапе
В статье рассматриваются вопросы совершенствования подготовки должностных лиц и специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
О совершенствовании методики контроля знаний слушателей в процессе подготовки должностных лиц и работников ГО и РСЧС
В статье рассматриваются вопросы совершенствование подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Совершенствование подготовки населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
В статье рассматриваются вопросы совершенствование подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Характеристика административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В рамках данной статьи мы охарактеризуем ответственность за нарушение требований, предусмотренных для процесса осуществления превентивных мер, ликвидации последствий ЧС, о которой говорится в Кодексе об административных правонарушениях Российской Фед...
Психологическая подготовка сотрудников УИС при выполнении тактико-специальных задач в учреждениях ФСИН России
Деятельность сотрудников УИС сопряжена с выполнением тактико-боевых и специальных задач, выполнение которых требует не только боевой и физической подготовки, но и психологической устойчивости.
Безопасность населения на территории местного пожарно-спасательного гарнизона
Рассмотрена организационная структура местного пожарно-спасательного гарнизона, теоретические, законодательные принципы построения и интеграция в общество. Определены возможные пути повышения эффективности деятельности местного гарнизона в современны...
Профилактика в области пожарной безопасности на территории Кемеровской области — Кузбасса
В данной статье рассмотрены основные нормативные правовые акты и программы органов местного самоуправления по предотвращению и предупреждению пожаров, а также профилактические мероприятия в области пожарной безопасности на территории Кемеровской обла...
Особенности проведения специальных тренировок по противопожарной защите в образовательных организациях
В статье рассматриваются особенности организации и проведения специальной тренировки по противопожарной защите в образовательных организациях.
Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной охраны в Российской Федерации
Рассматриваются организационные основы взаимодействия подразделений пожарной охраны на примере Удмуртской Республики. Показана необходимость разработки дополнительных нормативных правовых актов по вопросам организации взаимодействия пожарных подразде...