Методика преподавания специальных дисциплин для технических специальностей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, ноябрь 2018)

Дата публикации: 05.11.2018

Статья просмотрена: 6694 раза

Библиографическое описание:

Есенбекова, А. Э. Методика преподавания специальных дисциплин для технических специальностей / А. Э. Есенбекова, С. М. Дусталиева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 57-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14562/ (дата обращения: 16.10.2024).



Ключевые слова: методика преподавания, технические дисциплины, профессиональное развитие, инертный метод, интенсивные методы, интенсивный метод.

Методика преподавания — наука прикладная, а это значит, что в самом процессе обучения теория и практика должны сочетаться не произвольно, а в разумных пропорциях. Если изучается сложный материал, то в работе над ним преобладает теория: объяснение, рассуждение, беседа и другие методы изучения теории. Когда изучаемый новый материал закрепляется, формирование у учащихся соответствующих умений и навыков требует его практического освоения, упражнений. [3]

Интенсивное развитие условий в обществе выдвигают повышенные требования к качеству подготовки и профессиональному развитию специалистов в высших учебных заведениях. В основе обучения выделяют три основных элементов, а именно знание, накопленные изучением технической литературы, умение, способностью правильно излагать свою мысль, и профессиональные навыки. Названные элементы выступают со стороны преподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны обучающихся — в качестве продуктов усвоения. Знание, умение, навыки тесно взаимосвязаны друг с другом, и естественно совершенствуют учебный процесс. Как же применяют эти элементы в преподавании?

Технические дисциплины отличаются от гуманитарных тем, что при их изложении приходится обращаться к терминологическому и иллюстративному материалу различного уровня, начиная от формул, схем, рисунков до графиков и баз данных.

При формировании знаний у студентов важное значение представляет умение довести необходимое знание, данные до обучающихся. Например, по физике, стандартизации необходимо приводить числовые данные с очень высокой точностью после запятой, но иногда это ведет к усложнению понимания и анализа, вывода этих же числовых данных.

Каждый обучающимся техническим специальностям должен научиться обращаться с учебной и технической литературами, уметь обрабатывать экспериментальные данные после статической обработки, приводя их к очень высокой точности. [1]

Важнейшей частью образования является обучение студентов самостоятельно мыслить, принимать и усваивать изложенный материал. Будущее потенциальных специалистов нашей страны в основном зависит от самостоятельных занятий студентов и компетентности преподавателей.

Преподавание специальных дисциплин в высших учебных заведениях включает в себя изучение возможностей и способов изучения выбранных дисциплин на профессиональном уровне, изучение современных методик обучения и возможность получения доступных навыков их применения, а так же, выработка методов итоговых контролей знаний студентов, специальных дисциплин. Процесс обучения в высших учебных заведения должен стимулировать студентов (бакалавров, специалистов, магистров и т. д.) использовать полученные знания на практике и в решении поставленных перед ними задач. Так же, важно грамотное изложение преподавателем, темы его дисциплин в высшем учебном заведении. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности студентов, их возраст, и степень нагрузки. [2]

Существуют два основных метода, которые мы выделяем и используем в преподавании технических дисциплин.

– Инертный метод, который используется при обучении студентов всех курсов и специальностей, направленное на аудиторное прослушивание лекции, при этом студенты, занимают пассивную роль слушателей, а преподаватель является действующим лицом и управляет ходом занятия. Данный метод преподавания, по оценкам современных педагогических технологий, является самым неэффективным, но иногда этот метод неплохо работает, у преподавателей с хорошим опытом, и при работе со студентами, у которых четко поставлены цели, направленные на глубокое изучение предполагаемых дисциплин

– Интенсивный метод, в котором обучающиеся не пассивные слушатели, а активные участники данного занятия. В данном виде занятии преподаватель и студенты находятся на равных правах. Студенты могут задавать вопросы и вести активный диалог с преподавателем.

Каждый преподаватель с годами для себя выбирает несколько хороших методик преподавания, которые использует для обучения студентов, чтобы студенты после пройденных учебных дисциплин, могли их применять на практике, умели быстро решать поставленные задачи, умели быстро находить правильное решение при необходимом экстремальном решении. Я использую в основном инертный метод и метод проектов, хотя многие специалисты считают, что инертный метод является самым неэффективным в преподавании и передачи знаний студентов, но для меня этот метод самый оптимальный, который годами показал, что эта методика направлена на углубленное изучение дисциплин. Вторая методика метод проектов, студенты здесь работают самостоятельно без непосредственного участия преподавателя, преподаватель только является наладчиком, помогает направить студентов в нужное направление, а всю работу по подготовке темы дисциплин готовят студенты самостоятельно.

Хорошая методика преподавания обеспечивает объединение интересов, как преподавателя, так и студентов, на основе соединения необходимости изучения специальной дисциплины с позитивной мотивацией на освоение данного курса. Эффективность и качество проведения занятия по предмету определяется профессиональным талантом и методическим мастерством преподавателя. Он должен уметь в каждом конкретном случае, из всего многообразия существующих форм, методов и средств обучения, отобрать наиболее рациональные, с учетом специфических особенностей контингента студентов, личного уровня подготовки, своего практического опыта.

Литература:

  1. Тукшаитов Р. Х. Основы динамической метрологии и анализа результатов статистической обработки. Казань: Мастер Лайн, 2001. 278 с.
  2. Тукшаитов Р. Х. Основы представления результатов статистической обработки на графиках, диаграммах и в таблицах. Казань: КГЭУ, 2006. 227 с.
  3. Методика преподавания в высшей школе: учебное пособие / М. Н. Кох, Т. Н. Пешкова. — Краснодар: Куб ГАУ, 2011. — 150 с.
Основные термины (генерируются автоматически): инертный метод, студент, дисциплина, обучение студентов, преподаватель, высокая точность, Интенсивный метод, методика преподавания, техническая литература, хорошая методика преподавания.

Ключевые слова

методика преподавания, профессиональное развитие, технические дисциплины, инертный метод, интенсивные методы, интенсивный метод

Похожие статьи

Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.

Методы и приёмы развития информационных умений учащихся на уроках технологии

В статье автор определяет методы на уроках технологии, с использованием которых обучение становится наиболее целесообразным и эффективным.

Искусство народных сказителей Узбекистана

В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.

Учебный проект как средство достижения профессионального успеха

Статья посвящена вопросам методики обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана, в частности, применения метода учебных проектов.

Система методической работы учителя начальных классов

В статье представлен новый взгляд на структуру методологической компетентности учителя начальных классов согласованный с требованиями ФГОС для общеобразовательной школы.

Современные методические принципы преподавания иностранного языка

Цель данной статьи показать неограниченные возможности дистанционного обучении на сегодняшний день.

Методы и приемы обучения, используемые в преподавании юридических дисциплин

В данной работе обсуждаются методы и приемы подготовки специалистов юридической сферы. Показана необходимость использования традиционных и инновационных методов обучения.

Компетентностный подход к повышению эффективности работы преподавателя графических дисциплин

Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в вузе

В статье рассматривается важность и развитие основных принципов работы в различных учебных отделениях, в которых главным является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.

Инновационный метод обучения высшей математике студентов, обучающихся по специальности «Информационные технологии»

В данной статье рассматривается новый, инновационный метод преподавания высшей и дискретной математики студентам вузов технического направления, в частности направлениям информационных технологий, а также выявление педагогических проблем и их решение...

Похожие статьи

Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.

Методы и приёмы развития информационных умений учащихся на уроках технологии

В статье автор определяет методы на уроках технологии, с использованием которых обучение становится наиболее целесообразным и эффективным.

Искусство народных сказителей Узбекистана

В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.

Учебный проект как средство достижения профессионального успеха

Статья посвящена вопросам методики обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана, в частности, применения метода учебных проектов.

Система методической работы учителя начальных классов

В статье представлен новый взгляд на структуру методологической компетентности учителя начальных классов согласованный с требованиями ФГОС для общеобразовательной школы.

Современные методические принципы преподавания иностранного языка

Цель данной статьи показать неограниченные возможности дистанционного обучении на сегодняшний день.

Методы и приемы обучения, используемые в преподавании юридических дисциплин

В данной работе обсуждаются методы и приемы подготовки специалистов юридической сферы. Показана необходимость использования традиционных и инновационных методов обучения.

Компетентностный подход к повышению эффективности работы преподавателя графических дисциплин

Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в вузе

В статье рассматривается важность и развитие основных принципов работы в различных учебных отделениях, в которых главным является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.

Инновационный метод обучения высшей математике студентов, обучающихся по специальности «Информационные технологии»

В данной статье рассматривается новый, инновационный метод преподавания высшей и дискретной математики студентам вузов технического направления, в частности направлениям информационных технологий, а также выявление педагогических проблем и их решение...