Актуальность формирования универсальных логических действий
Авторы: Ярмоленко Галина Геннадьевна, Петренко Ирина Геннадьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 16.10.2018
Статья просмотрена: 2061 раз
Библиографическое описание:
Ярмоленко, Г. Г. Актуальность формирования универсальных логических действий / Г. Г. Ярмоленко, И. Г. Петренко. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14571/ (дата обращения: 18.12.2024).
Период становления постиндустриального общества в нашей стране приводит и к модернизации образования в целом. Идет смена парадигм учения, меняются компоненты парадигм учения: ценности, мотивы, цели, формы и методы, средства, позиции участников образовательного процесса.
Основной целью образования в постиндустриальном обществе становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться» [1, с.3]. И, исходя из этого, отечественное школьное образование одной из самых важнейших задач рассматривает «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [1, с.3].
А само умение учиться имеет первостепенное значение повышения активности познавательной деятельности учащихся, их творческой активности и интеллектуального роста. Это можно считать залогом успеха процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы уметь решать жизненные задачи, готовности занять активную позицию, умению сотрудничать и работать в группе, быть готовым к обновлению, переучиванию в ответ на усоврешенствование технологий производства и качественные изменения в современной экономике.
Важнейшим компонентом интеллектуального развития личности является владение основными логическими приемами и операциями, умение организовывать мыслительную деятельность, сформированность универсальных логических действий. Невладение приемами организации мыслительных операций препятствует в организации своей умственной деятельности ребенком. Отсутствие и недостаток умения анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, обобщать, делать вывод, устанавливать причины и следствия мешает ребенку полноценно воспринимать и познавать мир.
Образование в начальной школе является фундаментом, базой всего последующего обучения. И в первую очередь, на наш счет, это касается сформированности универсальных логических действий, обеспечивающих умение учиться. Умение совершать логические действия не является врожденным, по мнению многих авторов и, в частности по мнению П. П. Блонского, мыслительные операции активизируются, развиваются там, где для этого создают условия в виде поиска ответов на новые вопросы на начальном этапе в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а затем и самостоятельно. Когда идет постепенное усложнение вопросов. В психолого-педагогических исследованиях детей младшего школьного возраста доказано, что именно младший школьный возраст является сензитивным к усвоению обобщенных способов умственной деятельности, к формированию общелогических умений.
Поэтому в настоящее время чрезвычайно актуальной остается проблема формирования универсальных логических действий младших школьников. Действий, которые способствуют достижению высокой успешности каждого ученика в усвоении учебного содержания, созданию предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию, достижению совершенного нового уровня общения и формированию осознанности и критичности учебных действий. Таким образом, актуальность формирования универсальных логических действий определена:
– новыми социальными запросами периода становления постиндустриального информационного общества в России, которое базируется на знаниях и высоком ииновационном потенциале;
– требованиями современного общества в высоком уровне обобщенных профессиональных знаний, готовность к быстрому отбору и реализации оптимальных способов выполнения различных заданий в области своей профессии и непрерывном образовании;
– новыми целями школьного образования как общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как умение учиться;
– потребностью в разработке новой модели обучения младших школьников, способствующей формированию универсальных логических действий младших школьников.
Феномен универсальные учебные действия интерпретируется неоднозначно и имеет разные аспекты рассмотрения. Данный феномен рассматривался с позиций культурно — исторического и системно-деятельностного подхода к развитию личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.); планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина); педагогики развития (Л. В. Занков); культурно — исторической смысловой педагогики вариативного развивающего образования (А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов, В. В. Клочко, Е. А. Ямбург), личностно ориентированного образования (В. Д. Шадриков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская, В. В. Сериков и др.).
Подходы системного осмысления общеучебных умений и навыков представлены в исследованиях Ю. К. Бабанского, С. Г. Воровщикова, Г. Г. Герцова, Н. П. Гузика, Ю. А. Конаржевского, Н. А. Лошкаревой, А. В. Усовой, Т. И. Шамовой.
Ряд диссертационных исследований последних лет также посвящены проблемам формирования и развития универсальных учебных действий школьников, так диссертационное исследование Э. В. Миндзаевой затрагивает проблему развития универсальных учебных действий в курсе информатики 5–6 классов; исследование Л. А. Теплоуховой затрагивается аспект формирования универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии; И. Е. Сисюкина в своем исследование затрагивает вопросы формирования универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности; Г. Л. Маршанова в своей работе останавливается на аспекте индивидуализации и дифференциации обучения химии старшеклассниками в процессе формирования познавательных универсальных действий.
Все исследования раскрывают определение, смысловое содержание, классификацию и функции универсальных учебных действий, но, несмотря на это, наиболее слабо рассмотрен вопрос формирования именно универсальных логических действий младших школьников. Исходя из результатов международных исследований PISA, был сделан совсем не утешительный вывод о том, что российские школьники не готовы к успешной адаптации в обществе, одна из причин неспособность отбирать и использовать адекватные способы размышления, анализа, синтеза, обоснования. При переходе учащихся начальных классов в пятый класс наблюдаются жалобы учителей основной школы о том, что ученики не умеют работать, не умеют учиться.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования и в примерной образовательной программе начального общего образования универсальные логические действия сформулированы достаточно обобщенно, перечислены как мыслительные операции и приемы. Для их целенаправленного формирования, для обозначения показателей и критериев диагностики сформированности нам необходимо конкретизировать пооперационный состав этих действий. Мы остановимся на нескольких логических действиях из перечисленных в концепции и попробуем разработать их пооперационный состав.
Так для того, чтобы сравнить объекты необходимо:
– Выделить признаки, по которым сравниваются объекты;
– Выделить признаки сходства и признаки различия;
– Выделить главное и второстепенное в изучаемом объекте; выделить существенные и несущественные признаки.
Для умения анализировать необходимо:
– Разделить объект на части;
– Располагать части в определенной последовательности;
– Характеризовать части этого объекта;
– Устанавливать взаимосвязи между частями объекта.
Продолжая работать над пооперационным составом каждого универсального логического действия, на основе формулировки авторами концепции универсальных действий, на основе собственной формулировки феномена «универсальные логические действия» мы определили показатели и критерии для диагностики сформированности этих действий. (см. Таблица 1)
Таблица 1
Показатели икритерии сформированности логических универсальных действий
Показатель |
Критерий |
Способность анализировать и синтезировать |
Умение определять составляющие части объекта. Умение мысленно соединять части объекта в прежних или новых сочетаниях. Умение находить существенные и несущественные признаки объекта |
Способность сравнивать и классифицировать |
Умение находить основание для сравнения, классификации. Умение сравнивать и классифицировать объекты по заданным признакам. Умение одновременно находить общие и отличительные признаки для сравнения. Умение находить несколько оснований для классификации и сравнений, проводить несколько вариантов классификации. |
Способность устанавливать причинно-следственные связи |
Умение устанавливать связи между объектами. Умение устанавливать закономерности |
Способность выстраивать доказательство и опровержение |
Умение находить аргументы и факты, доказывающие истинность или опровергающие её. Умение высказывать ряд мыслей, суждений (свое мнение) на заданную тему. |
Способность к обобщению и подведению под понятие |
Умение проводить описание, характеристику объекта с выделение существенных признаков объекта и его синтез. Умение объединять многие объекты по какому-либо признаку (предложенному или выбранному самостоятельно). |
В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию через сознательное и активное присвоение социального опыта. А в узком, термин «универсальные учебные действия» определяется как совокупность способов действий учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и саму организацию этого процесса.
Проведенное нами теоретическое осмысление проблемы формирования «общеучебных умений и навыков», «универсальных учебных действий», а в частности проблемы формирования «универсальных логических действий» позволяет сделать вывод о том, что данная проблема достаточно актуальна в современном отечественном образовании.
В многочисленных работах исследователей феномен «универсальные логические действия» рассматривается с различных позиций и подходов. Однако, не смотря на многообразие подходов, в каждом из них подчеркивается значимость формирования универсальных логический действий для достижения основной цели современного отечественного образования: «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, …как умение учиться развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира».
Изучение философской, психологической, педагогической литературы позволяет нам сделать вывод об уникальности феномена «универсальные логические действия», о разных подходах и взглядах на данный феномен — универсальные логические действия это:
– Подсистема познавательных универсальных действий;
– Мыслительные операции и приемы;
– Механизмы познания окружающей действительности;
– Основа формирования понятийного (теоретического) мышления;
Опираясь на работы А. Г. Асмолова, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. В. Татьянченко и С. Г. Воровщикова, Т. И. Шамова и других, мы определили феномен универсальные логические действия как совокупность взаимосвязанным мыслительных операций (актов) и приемов, обеспечивающих самостоятельную интеллектуально-познавательную деятельность от процесса постановки и до решения познавательной учебной задачи или проблемы.
Проведенное нами теоретическое осмысление проблемы формирования «общеучебных умений и навыков», «универсальных учебных действий», а в частности проблемы формирования «универсальных логических действий» позволяет сделать вывод о том, что данная проблема достаточно актуальна в современном отечественном образовании.
Литература:
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2008.
- Балашова А. И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2009. — № 5.
- Бондарева И. И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников / И. И. Бондарева // Нижегородское образование. — 2010. — № 1. — С. 114–118.
- Витковская И. М. Опыт формирования универсальных учебных действий у младших школьников / И. М. Витковская // Герценовские чтения. Начальное образование. — 2010. — Т. 1. — № 2. — С. 62–68.
- Волкова А. А. Диагностика сформированности личностных универсальных учебных действий у младших школьников / А. А. Волкова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. — 2012. — № 2. — С. 24–28.
- Дунилова Р. А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты / Р. А. Дунилова, Л. Г. Бобрикова // Эксперимент и инновации в школе. — 2013. — Т. 3. — С. 5–10.
- Зак А. З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1–4 классов / А. З. Зак. — М.: Интеллект-Центр, 2002. — 408 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. — 2002.
- Карабанова О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: Инновации и эксперимент. — 2010. — № 2. — С. 11–12.
- Лукьянович А. К. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе внеурочной деятельности / А. К. Лукьянович // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2012. — № 3.
- Мальчевская М. Л. Формирование коммуникативных универсальных действий у младших школьников в процессе начального литературного образования / М. Л. Мальчевская, А. С. Сергеева // Герценовские чтения. Начальное образование. — 2013. — Т. 4. — № 1.
- Марахова В. А. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / В. А. Марахова // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». — 2013. — № 3.
- Маркова В. С. Психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников средствами теории актуального членения предложения / В. С. Маркова, Р. И. Шашкова // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. — 2013. — № 1. — С. 164–169.
- Ожигина С. П. Формирование знаково-символических универсальных учебных действий у младших школьников через моделирование / С. П. Ожигина // Герценовские чтения. Начальное образование. — 2011. — Т. 2. — № 1. — С. 183–186.
- Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой учёный. — 2011. — № 5–2. — С. 151–155.
- Пономарёва Е. А. Универсальные учебные действия или умение учиться / Е. А. Пономарёва // Муниципальное образование: Инновации и эксперимент. — 2010. — № 2. — С. 39–42.
- Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального школьного образования. — М.: Просвещение, 2009.
- Седакова В. И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при решении математических задач / Е. В. Сидоренко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2012. — № 9. — С. 145–154.
- Сидоренко Е. В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения / А. В. Сидоренко, И. И. Николаева // Альманах современной науки и образования. — 2013. — № 7. — С. 130–132.
- Скрипова Н. Е. Подготовка педагогов к формированию универсальных учебных действий у младших школьников / Н. Е. Скрипова // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 7.
- Сюсюкина И. Е. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности: Дис. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2010. — 205 с.
- Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный документ] / А. В. Федотова // Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866/
- Халидов М. М. Концепция формирования универсальных учебных действий младших школьников / М. М. Халидов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2013. — № 1. — С. 84–90.
- Чистякова Н. Н. Формирование познавательных УУД (сравнение и классификация) на уроках обучения грамоте в УМК «Диалог» / Н. Н. Чистякова, М. П. Воюшина // Герценовские чтения. Начальное образование. — 2013. — Т. 4. — № 2. — С. 317–322.
- Чумакова И. А. Формирование универсальных учебных действий младшего школьника средствами проектно-задачной технологии / И. А. Чумакова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2012. — № 11. — С. 139–146.
- Шевцова Е. А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников / Е. А. Шевцова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2013. — № 2. — С. 28–32.