Формирование целостной картины мира и развитие речи при изучении сезонных изменений в природе детьми с ЗПР | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Петрова, Т. И. Формирование целостной картины мира и развитие речи при изучении сезонных изменений в природе детьми с ЗПР / Т. И. Петрова, Н. А. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14579/ (дата обращения: 15.11.2024).



Нарушение в развитии ощущений и восприятий у детей с ЗПР затрудняют формирование представлений о сезонных изменениях в природе. У детей с ЗПР медленнее вырабатываются новые условные связи, а возникнув, они оказываются непрочными, а главное, недифференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к уподоблению знаний. Приобретённые знания сохраняются неполно, неточно, объединение знаний в системы происходит с трудом. Поэтому необходимо хорошо изучить состав учащихся, знать причины задержки психического развития каждого ребенка, особенности его поведения, потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его в работу.

При изучении тем природа рассматривается как единое целое, в котором компоненты живой и неживой природы взаимосвязаны, взаимозависимы и влияют друг на друга. Взаимосвязи имеют разнообразный характер: пространственно-временной зависимости (осадкам предшествует облачность), причинно-следственной зависимости (весной снег растаял, потому что стало тепло). Живой организм рассматривается в единстве со средой обитания. Поэтому характеристики образа жизни животных, особенности роста и развития растений непременно включают знакомство с приспособительными особенностями живых организмов к изменениям природных условий в разные времена года. При изучении домашних животных, культурных растений подчеркивается соответствие условий их содержания или выращивания биологическим особенностям организмов.

Необходимо рассмотреть вопрос о формировании природоведческих понятий, имеющий первостепенное значение. Общие, обозначающие группу понятия, вводятся одновременно с конкретными. Понятие не даётся в готовом виде, оно формируется постепенно, по мере включения его в общение, постоянно сопутствующее процессу изучения учебного материала. Ребенок постоянно возвращается к одному и тому же понятию, по мере накопления новых фактов всё более приближаясь к осознанию ведущих признаков в основе обобщения. Новые понятия постоянно соотносятся с уже имеющимися, включаясь в единую систему знаний.

При построении процесса изучения сезонных изменений в природе педагог ориентируется на возможности детей и обеспечивает усвоение лексики и фразового материала доступных им. На занятиях наиболее употребительны выражения, содержащие сообщение о свойствах и признаках предмета или природного процесса (погода пасмурная), о состоянии предмета или действии, которое с ним происходит (идёт дождь), о временной и целевой связи явлений(пришла зима и стало холодно), о причинно-следственной зависимости (сегодня пасмурно, потому что небо закрыто облаками), о признаках сходства и различия объектов природы (снег и дождь — это осадки). Из этого неполного перечня видно, как необходима и важна специальная работа по развитию речи детей.

Успешное изучение сезонных изменений в природе в значительной мере зависит от оснащённости учебного процесса средствами наглядности и правильного их подбора с учётом темы и задач каждого занятия. Наглядные пособия призваны формировать конкретные представления. Различные формы наглядности –натуральные предметы природы, их изображения в виде муляжей, макетов, таблицы, экранные пособия содержат информацию о различных сторонах природных объектов. Одни пособия позволяют ознакомиться со строением объекта. Это муляжи, гербарии, чучела. Другие используются при знакомстве с природными процессами — демонстрация опыта, использование экранных средств, наблюдение за живым объектом. Первоначальное знакомство детей с предметом или явлением природы целесообразно начинать с непосредственного контакта с ним. Работа над речью, над значением слов и выражений протекает с опорой на наглядность и предполагает тесную связь слова с наглядным представлением, соответствующим его значению. Это помогает сконцентрировать внимание ребёнка и позволит эффективно работать по развитию восприятия обращённой речи на протяжении всего занятия.

Переход от наглядных представлений к образным происходит через слово. Этим определяется большое значение словесных методов в обучении. Наряду с наглядными и практическими методами в учебном процессе широко используется беседа и рассказ-объяснение, предполагающие анализ и обобщение учебного материала.

Изучение сезонных изменений в природе происходит в процессе активной познавательной деятельности с использованием ежедневных наблюдений, которые находят своё отражение в рисунках детей, фиксируется в календарях природы, в описаниях погоды и явлений, наблюдавшихся в природе в течение одного дня, недели.

Знакомство с сезонными изменениями в природе начинается осенью. Организация и содержание работы во многом повторяется при изучении других времён года. От темы к теме происходит усложнение требований к самостоятельности детей в ведении и фиксации своих наблюдений, в обобщении данных наблюдений и составлении описания погоды текущего и прошедшего дней в сравнении друг с другом.

Работа по изучению любого времени года может строиться по следующей схеме:

‒ обзорная экскурсия в природу, на которой учащиеся наблюдают за растениями, животными, погодой, занятиями людей;

‒ работа с календарём природы;

‒ еженедельные наблюдения за природой, цель которых- накопление фактических знаний о данном времени года;

‒ ежемесячный итог наблюдений и составление описания природы прошедшего месяца.

Первая экскурсия по ознакомлению с природой проходит в сентябре. На ней организуется наблюдение за всеми компонентами природы, за занятиями людей.

На основе наблюдений и экскурсий дети усваивают порядок чередования времён года, названия осенних, зимних, весенних, летних месяцев, учатся рассказывать об отличительных признаках каждого времени года и сравнивать их. В дальнейшем ставится задача расширять круг представлений о сезонных изменениях в природе и уметь выделять определённые закономерности в жизни природы, самостоятельно делать выводы о наблюдаемых изменениях природы и составлять небольшие рассказы, опираясь на план.

При изучении сезонных изменений в природе детьми с ЗПР необходимо обратить особое внимание на подбор изучаемого материала, в котором должна учитываться его доступность и практическая значимость. Поэтому предметом изучения должны быть знакомые детям объекты, явления и состояния природы, сведения о которых расширяются и углубляются посредством наблюдений и простейших опытных действий, предполагающих установление причинно-следственных и временных связей. Так же нужно обратить внимание на концентричность расположения материала, позволяющую из отдельных фрагментов знаний последовательно формировать целостное представление об окружающей действительности.

Программами обучения и воспитания детей с ЗПР предусмотрено решение коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих задач.

Литература:

  1. Соломина Е. Н., Тушева Е. С. «Изучение сезонных изменений в природе в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта», М.,2005 г.
  2. Титова М. Ф. «Изучение природы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях», М.,2004 г.
  3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. [Программа коррекционно-развивающее обучение и воспитание], М.,2005г.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, изменение, занятие людей, календарь природы, наблюдение, причинно-следственная зависимость, ребенок, учебный материал, учебный процесс.

Похожие статьи

Развитие невербальных средств коммуникации как составная часть процесса обучения связной речи детей с ОНР

Познавательные стратегии и их роль в процессе обучения грамматической стороне говорения

Развитие связной повествовательной речи у детей с системным недоразвитием речи посредством смысловой и языковой организации текста

Формирование лексико-грамматического компонента речи детей с ОНР в процессе организации игровой деятельности

Формирование познавательных процессов у младших школьников с ЗПР в общеобразовательной школе посредством дидактических игр и упражнений

Формирование интонационно-эмоциональной выразительности речи у детей 5–6 лет через игры-драматизации в системе коррекционной работы

Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ментальными нарушениями развития в условиях ЦССВ

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения

Развитие речи детей раннего возраста в процессе знакомства с окружающим миром

Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи через самостоятельную творческую деятельность

Похожие статьи

Развитие невербальных средств коммуникации как составная часть процесса обучения связной речи детей с ОНР

Познавательные стратегии и их роль в процессе обучения грамматической стороне говорения

Развитие связной повествовательной речи у детей с системным недоразвитием речи посредством смысловой и языковой организации текста

Формирование лексико-грамматического компонента речи детей с ОНР в процессе организации игровой деятельности

Формирование познавательных процессов у младших школьников с ЗПР в общеобразовательной школе посредством дидактических игр и упражнений

Формирование интонационно-эмоциональной выразительности речи у детей 5–6 лет через игры-драматизации в системе коррекционной работы

Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ментальными нарушениями развития в условиях ЦССВ

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения

Развитие речи детей раннего возраста в процессе знакомства с окружающим миром

Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи через самостоятельную творческую деятельность