Античная наука | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

V международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, ноябрь 2018)

Дата публикации: 22.10.2018

Статья просмотрена: 14081 раз

Библиографическое описание:

Солощенко, В. В. Античная наука / В. В. Солощенко. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 7-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14590/ (дата обращения: 19.12.2024).



Зарождение науки современного типа именно в Греции не было случайностью, хотя часто исследователи называют это событие «греческим чудом». На рубеже VII-VI веков до нашей эры, Греция вступила в период интенсивного культурного роста, сопровождавшегося зарождением философии, литературы, театра и начал рациональной науки о природе. Греки, проживавшие, кроме континентальной части страны, на многочисленных островах в Эгейском и Средиземном море, а также в Малой Азии, активно взаимодействовали с ближневосточными государствами, имеющими более высокий уровень научных и технических знаний и достижений. Они отличались практической сметкой, коммуникабельностью, любовью к свободе. Основной формой общественного устройства были города-полисы, с хорошо развитой демократией, обеспечивающей гражданам участие в общественной жизни. Это развивало у людей чувство ответственности за общее дело, стремление внести в него свой вклад. Необходимость высказывать личное мнение на собраниях заставляло учиться мастерству устного выступления, формировала критическое, доказательное мышление, которое является одним из главных признаков научного мышления.

Историк античной науки И. Д. Рожанский писал: «В странах Ближнего Востока математические, астрономические и иные знания имели прикладной характер и служили только практическим целям. Греческая наука с самого начала была наукой теоретической; её целью было отыскание истины, что определило ряд её особенностей, оставшихся чуждыми восточной науке» [6]. Иными словами: греки первыми поняли, что за каждым частным случаем, единичной практической проблемой, стоит общий принцип или закон, знание которых дает ключ к познанию всех проблем этого класса. Мир чувственно воспринимаемых вещей отличается текучестью, изменчивостью, а потому то, что мы о нем можем знать, иначе, как мнением не называется. Только знание общего, закона, принципа — есть подлинное знание, но оно открывается в ходе работы мышления, которое, отталкиваясь от единичных фактов открывает закон и формулирует теорию. Вот как писал по этому поводу Аристотель: «Что такое наука — если нужно давать точные определения, а не следовать за внешним сходством, — ясно из следующего. Мы все предполагаем, что известное нам по науке не может быть и таким и инаким; а о том, что может быть и так и иначе, когда оно вне нашего созерцания, мы уже не знаем, существует оно или нет. Таким образом, то, что составляет предмет научного знания (episteme), существует с необходимостью, а значит, вечно, ибо все существующее с безусловной необходимостью вечно, вечное же не возникает и не уничтожается.

< … > Итак, научность — это доказывающий, аподиктический, склад, ибо человек обладает научным знанием, когда он в каком-то смысле обладает верой и принципы ему известны. Если же принципы известны ему не больше вывода, он будет обладать наукой только привходящим образом» [8].

Существенным препятствием на пути науки являются миф и религия. Именно они блокировали возникновение абстрактной рациональной науки на Ближнем Востоке. Греция отличалась таким разнообразием религиозных и мифологических представлений, согласовать которые в единую религиозно-мифологическую картину мира, как это имело место в Месопотамии и Египте, не представлялось возможным. В том числе и этим был обусловлен переход от мифа к логосу.

Этот переход был постепенным, что дает основание выделить в истории возникновения и генезиса античной науке несколько периодов:

– Начальный (натурфилософский);

– Афинский (классический);

– Эллинистический;

– Римский.

Начальный период охватывает VI-V века до нашей эры и характеризуется тем, что научное знание было вплетено в ткань философии, было по своей сути натурфилософским. Оно было нацелено на проблемы происхождения и устройства мира, поиск интегрирующих его начал. Он представлен именами таких мыслителей, как Фалес, Пифагор, Гераклит, Демокрит. Фалес считается родоначальником доказывающей геометрии. Ему, в частности, принадлежит доказательство следующих положений:

– Диаметр делит круг пополам;

– В равнобедренном треугольнике углы при основании равны;

– При пересечении двух прямых, образуемые ими вертикальные углы равны;

– Два треугольника равны, если два угла и сторона одного из них равны двум углам и соответствующей стороне другого.

Диоген Лаэртский сообщает, что Фалес установил продолжительность года и разделил его на 365 дней. По словам Геродота, в 585 до н. э. мудрец предсказал полное солнечное затмение.

Другой видной фигурой этого периода был философ и математик Пифагор. Занимаясь музыкой, он заметил, что если длины струн в музыкальных инструментах относятся друг к другу как 1:2, 2:3, 3:4, то музыкальные интервалы будут соответствовать тому, что позже названо октавой, квинтой или квартой. Это открытие толкнуло его к поиску аналогичных соотношений и в других областях, в частности, в геометрии. Пифагор и его ученики разработали метод математической дедукции, первыми высказали идею о шарообразности Земли. Но более всего Пифагор известен как автор теоремы о соотношениях между сторонами прямоугольного треугольника.

Гераклит Темный из Эфеса, в сочинении «О природе» высказал ряд полезных для последующей науки идей, в частности, о всеобщем движении и изменчивости.

Значительным явлением натурфилософской мысли была атомистическая теория Левкиппа и Демокрита. В ней мир описан как система элементарных частичек (атомов), движущихся в пустом пространстве и своими соединениями образующих различные тела. С атомическим учением тесно связать изобретенный Демокритом принцип изономии. Он формулируется так: если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности нет границы между возможностью и существованием. Из него Демокрит сделал три вывода:

– существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир);

– все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны;

– атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями.

Из последнего положения следует, что движение само по себе не нуждается в объяснении, а причину нужно искать только для изменения движения. Это есть не что иное, как первое упоминание о принципе инерции, окончательная формулировка которого была сделала Галилеем лишь в XVI веке.

Второй, афинский период в античной науке, был наиболее насыщенным в содержательном отношении. Он ознаменовался рядом открытий в положительных отраслях знания, а также философскими обобщениями, сделанными Аристотелем в отношении познавательной деятельности.

Эмпедокл (ок. 493 — 433 до н. э.) известен не только как автор философского учения о «корнях вещей», но и как исследователь природы, высказавший ряд гениальных предположений. Так, он утверждал, что свету требуется определенное время, чтобы пройти расстояние от источника до цели. Прозорливой была и его мысль о том, что в живой природе выживают те виды, которые выработали наиболее целесообразное поведение. Эмпедокл почитался на Сицилии, где он жил, как искусный врач. Занимаясь медициной, он пришел к выводу, что для успеха в этом занятии необходимо исследование человека. Разработанное им учение о чувственном восприятии оказало влияние на последующую мысль, в том числе на теорию познания Платона и Аристотеля. Эмпедокл выдвинул мысль, что процесс чувственного восприятия зависит от строения органов чувств. Если последние приспособлены к предмету ощущения, то процесс восприятия происходит, если же они слишком узки, то такое восприятие невозможно.

Замечательным математиком и астрономом был Евдокс Книдский (ок. 408 год до н. э. — ок. 355 год до н. э.). Его считают создателем теоретической астрономии. Он построил первую астрономическую обсерваторию, где велись систематические наблюдения за небом, а его ученики выпустили первый в Греции каталог звезд. Евдокс считал Землю шарообразным телом и дал первое определение земного меридиана. Ему также приписывают первое определение угла наклона земной оси к плоскости земной орбиты. В историю математики он вошел как автор «метода исчерпывания», прообраза теории пределов, на базе которой возник математический анализ.

«Отцом медицины» считают древнегреческого врача и естествоиспытателя Гиппократа (около 460 до н. э. — около 377 до н. э.). Он положил в основу медицины обобщенные результаты наблюдений за различными болезнями, их зависимостью от времени года, климатом, питанием, а также от наследственности. Дошедшие до нашего времени медицинские трактаты Гиппократа «О суставах» и «О переломах» содержат обстоятельные описания хирургических вмешательств и свидетельствуют о том, что в то время врачами использовались различные инструменты и приемы перевязок. Гиппократ пропагандировал здоровый образ жизни и правильное питание.

Древнегреческий историк Геродот (484 год до н. э. — 425год до н. э.) был автором первого исторического трактата, содержащего описание греко-персидских войн, а также обычаев многих народов и стран. У него же содержатся первые письменные свидетельства о нашей стране. Другой греческий историк Фукидид (470 год до нашей эры — 396 год до н. э.) написал «Историю Пелопонесской войны», современником и участником которой он был. Этот труд основывался на определенных историографических принципах и научных приемах отбора, анализа и описания исторически значимых фактов.

Ключевой фигурой этого периода и античной науки в целом, считается Аристотель (384 год до н. э. — 322 год до н. э.). Его вклад в науку условно можно разделить на две составляющие:

– разработку проблем теории познания и логики

– открытия в области положительного знания.

Аристотель считается основоположником теории познания современного типа, в которой познавательная деятельность человека осуществляется на двух уровнях — чувственном и рациональном. Познание начинает с ощущений и восприятий вещи, которые дает преходящее и изменчивое знание. Знание же сущности достигается на рациональном уровне и оформляется в понятии. Исследуя мышление, его формы и законы, Аристотель закладывает основы логики. В работах, объединенных общим названием «Органон» он разработал теорию понятия, суждения и умозаключения, сформулировал логические законы, которым подчиняется мышление. Аристотелю принадлежит первое систематическое учение об истине как объективном знании, которое отличал от мнения как субъективно окрашенного знания. Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, которое достигается на пути диалектического восхождения от чувственного к рациональному знанию.

Аристотель известен как автор множества работ по конкретным наукам. Его трактат «О душе» является первым произведением по психологии. Вопросам физике посвящены трактаты «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика». В оптике Аристотель установил основные законы оптических явлений: прямолинейное распространение света, отражение световых лучей от зеркальных поверхностей, преломление лучей на границе прозрачных сред, например, стекла и воздуха. От «Политики» и «Афинской политии» берет начало политико-правовая наука», а «Никомахова этика» Аристотеля до сих пор остается образцом труда, посвященного вопросам теоретической и практической этики.

Эллинистический период (конец IV — середина I столетия до н. э.) в истории науки связан с именами Евклида, Архимеда, Аристарха Самосского, Гиппарха.

Евклид (около III века до н. э.)был автором первого дошедшего до нашего времени трактата по математике, названного «Началами» и в течение двух тысячелетий являвшегося базовым учебником по геометрии. При его написании Евклид использовал многое из того, что было создано его предшественниками, обработав и систематизировав их наследие. Форма и способ изложения материала были признаны идеалом научной строгости и доказательности, служили образцом для Ньютона, Спинозы и других ученых Нового времени. Евклид внес значительный в клад в развитие оптики, исследовав распространение и отражение световых лучей в плоских и сферических зеркалах.

Архимед (287 год до н. э. — 212 год до н. э.) известен трудами по математике, механике и астрономии, а также как автор многих изобретений и открытий. В частности, он придумал и изготовил машину для орошения полей, винт, систему рычагов и блоков, для подъема больших грузов, военные метательные машины. В историю науки вошел «закон Архимеда», положивший начало гидростатики. Математические достижения Архимеда относятся к области математического анализа. Он нашел общий метод вычисления площадей и объемов, усовершенствовав для этого метод исчерпывания Евдокса Книдского. Позже идеи Архимеда были положены в основу интегрального исчисления.

Аристарх Самосский (310 год до н. э. — 230 год до н. э.) первым высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, а также предположил, что сама Земля движется вокруг Солнца. К сожалению, эта его гипотеза не получила поддержки и дальнейшее развитие астрономии пошло по пути геоцентризма. Аристарх попытался вычислить отношение размеров Луны и Солнца по отношению к размеру Земли, опираясь на наблюдения солнечных и лунных затмений, а также фаз Луны. И хотя его подсчеты оказались неточными, они заложили традицию математических методов в астрономии.

Гиппарх Никейский (190 год до н.э и 120 годом до н. э.) был математиком, географом и астрономом, причем, по убеждению историков этой науки, величайшим в античности. Он подробно разработал теорию движения Солнца, определил общую длительность тропического года (его значение лишь ненамного превышало истинное), разработал теорию движения Луны. Гиппарх пользовался вавилонской системой деления круга на 360о и затем на минуты и секунды: с тех пор эта система вошла во всеобщее употребление. Он составил также каталог неподвижных звезд, содержавший 850 звезд. Ему принадлежит авторство таблицы хорд — античного аналога современных таблиц тригонометрических функций. Вклад Гиппарха в географию состоит в том, что он определил географические координаты ряда местностей на основе астрономических данных.

Самым известным представителем римской античной науки был Клавдий Птолемей (85 — 165 гг.). В его главном труде «Альмагест» — энциклопедическом своде астрономических знаний древних представлена и созданная им знаменитая геоцентрическая модель мира, остававшаяся в Европе основой воззрений на устройство Вселенной вплоть до появления системы Коперника. Птолемеем была разработана математическая теория движения планет вокруг покоящейся Земли, позволявшая заранее определять их положение на небе. В трактате «География» он собрал воедино все имевшиеся тогда сведения об обитаемом мире. На карту Птолемея впервые были занесены некоторые местности и населенные пункты отдаленных от Средиземноморья уголков Европы.

Большим почетом и уважением в эпоху империи пользовался анатом и физиолог Гален (130- 210 гг.). Он считается создателем вивисекции, опробовав и усовершенствовав метод живосечения вначале на животных, а затем на трупах гладиаторов и казненных преступников. Гален описал основные мышцы человеческого тела, доказал, что головной и спинной мозг является источником движения, чувствительности и душевной деятельности. На основе наблюдений, сделанных во время анатомических опытов, он создал первую в истории физиологии теорию кровообращения, просуществовавшую до открытий Везалия и Гарвея. Гален обобщил медицинские представления античности и написал систематический труд по лечебному делу, являвшийся теоретической основой медицины до позднего средневековья.

Свой интерес к науке римляне выражали в создании энциклопедий, содержащих сводные научные знания по различным отраслям. Авл Корнелий Цельс (25 год до н. э. — 50 год н. э.) собрал в обширном труде под названием «Науки» разнообразные сведения о земледелии, риторике, военном деле и медицине. Он явился основоположником современной латиноязычной медицинской терминологии.

Энциклопедический характер носит и «Естественная история» Гая Плиния Секунда Старшего, поражающая громадной эрудицией, неутомимой любознательностью и трудолюбием автора, который, как он сам с гордостью пишет, изучил две тысячи книг. В 37 книгах «Естественной истории» содержатся ссылки на 327 греческих и 146 латинских произведений, и она поныне служит неисчерпаемым кладезем сведений по античной географии, этнографии, физиологии, зоологии, ботанике, фармакологии, минералогии, а также по истории древнего искусства. Для людей античности и средневековья труд Плиния Старшего оставался едва ли не главным источником естественнонаучных знаний.

Кроме права, римляне в первые века империи внесли оригинальный вклад и в такую науку, как агрономия. К сочинениям Катона Старшего и Варрона прибавился в I в. н. э. трактат Луция Юния Модерата Колумеллы «О сельском хозяйстве» — настоящая агрономическая энциклопедия, из которой можно узнать многое о развитии земледелия и аграрных отношений в Италии времен первых императоров и о начальных симптомах кризиса, охватившего вскоре сельское хозяйство Римской империи.

С четвертого века нашей эры начинается постепенный закат Римской империи. В духовной жизни его симптомами стало распространение иррационалистических и мистических течений, эклектизм в философии, искусстве и религии. Сколько-нибудь значимых событий в науке в этот период не случилось. Западный мир, медленно и мучительно возникающий на месте Западной Римской империи, был озабочен множеством проблем, в перечне которых наука стояла далеко не на первом месте.

Историческое значение античного периода в истории науки можно свести к следующим положениям:

  1. Здесь был сформулирован критерий научности знания, действующий до сих пор: наука — это рациональное, доказательное знание.
  2. Античными учеными и философами были заложены основы большинства фундаментальных наук о природе, обществе и человеке, представлены первые системы классификации наук.
  3. Научная мысль этого времени еще не выделилась из философии.

Лишь в XIV столетии начинается возрождение науки, и начинается оно с восстановления памяти об античных достижениях в научной и философской деятельности.

Литература:

  1. Бернал Дж. «Наука в истории общества».
  2. Гайденко П.П. «История новоевропейской философии в её связи с наукой». М.: Либроком, 2009
  3. Кириллин В.А «Страницы истории науки и техники». — М., 1989.
  4. Койре А. «Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научного знания». Пер. с франц. М., 2003
  5. «Памятники науки и техники». — М., 1992
  6. Рожанский И.Д. «Античная наука». М., 1981
  7. Уайтхед. «Избранные работы по философии». Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990
  8. Аристотель. Никомахова этика, 1139b, 18-38
Основные термины (генерируются автоматически): наука, античная наука, Греция, первое, история науки, научное знание, том, Великая Пустота, математический анализ, Римская империя.