Партнерство родителей и детей с ОВЗ
Авторы: Каверина Екатерина Михайловна, Бадеева Татьяна Леонидовна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 28.10.2018
Статья просмотрена: 934 раза
Библиографическое описание:
Каверина, Е. М. Партнерство родителей и детей с ОВЗ / Е. М. Каверина, Т. Л. Бадеева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 64-68. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14596/ (дата обращения: 15.11.2024).
Детям нужны не поучения, а примеры.
Жозеф Жубер
Термин «коррекция» в переводе с латинского означает «исправление» (Словарь иностранных слов, 1982). Только добившись того, что родитель и маленький человек станут партнерами, можно достичь успехов в коррекционной работе.
Актуальность
Одной из главных задач ФГОС дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в повышенном внимании и опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых. Семья является надёжным и крепким фундаментом в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества. Поэтому в своей работе мы применяем личностно-ориентированный гуманно-личностный подход к детям и к родителям.
В нашем дошкольном учреждении мы стараемся активно привлекать к сотрудничеству родителей, чьи дети имеют статус ОВЗ. Перспективной формой работы с родителями является создание родительский клуба, которая способствует формированию активной жизненной позиции участников, а значит, ведет к укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании и развития детей.
Перед нами возникла проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ. Эту проблему мы решали в нескольких направлениях:
‒ повышение педагогической культуры родителей;
‒ повышение знаний семьи о коррекционной работе учителя-логопеда;
‒ вовлечение родителей в деятельность ДОУ;
‒ обязательная совместная работа по обмену опытом;
‒ обратная связь родителей и ДОУ.
Наша цель: сделать родителей активными участниками и помощниками в коррекционной работе с детьми с ТНР. Для достижения данной цели, решали задачи:
‒ Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
‒ Объединить знания и опыт семей в сфере ТНР.
‒ Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную помощь родителей, воспитанников и специалистов детского сада.
‒ Активизировать и обогатить умения родителей по воспитанию и коррекции детей.
‒ Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных умениях и возможностях.
Мы создали условия, при которых семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, помогают ребенку накапливать определенный социальный опыт.Стараемся обеспечитьдоброжелательную и эффективную атмосферу, показывая заинтересованность коллектива детского сада, который помогает разобраться в проблемах семьи и выражает искреннее желание помочь. Специалисты и педагоги всеми возможными способами объясняют родителям, что каждый ребенок с ТНР индивидуальная личность и ему требуется определенный индивидуальный подход.
Задачи клуба:
‒ оказание коррекционной помощи семьям в вопросах развития и обучения детей с ТНР;
‒ создания безопасной среды, успешной социализации дошкольника;
‒ формирование взаимного доверия между образовательным учреждением и семьёй, повышение родительской ответственности;
‒ повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
Виды деятельности клуба:
‒ мастер-классы;
‒ консультации;
‒ индивидуальные беседы;
‒ диспуты;
‒ часы общения;
‒ участие в совместных проектах и конкурсах;
‒ презентации;
‒ круглый стол;
‒ виртуальные экскурсии.
Результаты деятельности родительского клуба:
‒ возрастает доверие между родителями и специалистами дошкольного учреждения;
‒ появляется взаимное признание ответственности между педагогом и родителем;
‒ возрастает уверенность родителей в необходимости совместной коррекционной работы;
‒ родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;
‒ родители убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в коррекционной работе ведёт ребенка к успеху;
‒ формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
‒
‒ Встречи родительского клуба проводятся примерно 1 раз в 2–3 недели (12–16 встреч).
Примерный план работы родительского клуба
№ |
Дата |
Тема мероприятия |
Задачи |
1 |
сентябрь |
Круглый стол «Мы родители» |
- знакомство с семьями, воспитывающими детей с ТНР; — изучение истории семей, которые воспитывают детей с ОВЗ; — привлечение родителей к сотрудничеству. |
2 |
октябрь |
Диспут «Что такое воспитание детей с ОВЗ?» |
- формирование у родителей представления о коррекционной работе и типах семейного воспитания детей с ОВЗ; — повышения знаний и умений родителей. |
3 |
октябрь |
Мастер-класс «Прянички для мамочки» (роспись имбирных пряничков глазурью) |
- развивать знания родителей о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики; — создать нестандартные условия для развития мелкой моторики у детей с ТНР; — создать атмосферу взаимопонимания, доверия между участниками клуба. |
4 |
ноябрь |
Мастер-класс «Нестандартное оборудование для дыхательной гимнастики» (изготовление игрушек для дыхания «Слоник» и «Приветливая Маша») |
- повысить уровень знаний родителей о значении дыхательной гимнастики для постановки сонорных звуков; — создать нестандартные условия для развития дыхания у детей с ТНР; — создать атмосферу взаимопонимания, доверия между участниками клуба. |
5 |
ноябрь |
Мастер-класс «Антистрессовые игрушки» (изготовление игрушек для снятия эмоционального напряжения у детей «Морское царство», «Капитошка») |
- снятие напряжения в пальцах кисти и развитие мелкой моторики рук; — развитие тактильных ощущений у детей, способствующих эмоциональной разгрузке; — развитие партнерских отношений. |
6 |
декабрь |
Мастер-класс «Украсим Ёлочку-красавицу» (изготовление новогодней игрушки с использованием нестандартных материалов — макаронные изделия, цветные ленты) |
- расширить знания родителей о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики; — создать нестандартные условия для развития мелкой моторики у детей с ТНР; — создать праздничную атмосферу. |
7 |
декабрь |
Час общения «Учим стихи» (презентация поэтапного разучивания стихов с использованием мнемотаблиц) |
- расширить знания родителей о технике разучивания стихов с использованием мнемотаблиц; — развивать знания и умения родителей об экспрессии речи. |
8 |
январь |
Диспут «Как разнообразить зимний досуг ребенка?» |
- расширить знания родителей о разнообразии зимних развлечений; — развитие партнерских отношений между семьями и их детьми. |
9 |
февраль |
Мастер-класс «Танк для папы» (изготовление танка с использованием нестандартных материалов — бумажные цветные салфетки) |
- расширять знания родителей о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики; — создать нестандартные условия для развития мелкой моторики у детей с ТНР; — создать атмосферу взаимопонимания, доверия между участниками клуба; — создать праздничную атмосферу. |
10 |
март |
Мастер-класс «Цветы для моей мамочки» (изготовление цветов с использованием нестандартных материалов — бумажные стаканчики, цветные ленты и т. д.) |
- расширить знания родителей о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики; — создать нестандартные условия для развития мелкой моторики у детей с ТНР; — создать праздничную атмосферу. |
11 |
апрель |
Виртуальная экскурсия «Планеты солнечной системы» (презентация, с последующим решением кроссворда) |
- расширить знания родителей и детей о космосе; — создать нестандартные условия для развития речи и мышления у детей с ТНР; — создать комфортную атмосферу. |
12 |
май |
Час общения «Учим стихи о ВОВ» (презентация поэтапного разучивания стихов с использованием мнемотаблиц) |
- расширить знания родителей о технике разучивания стихов с использованием мнемотаблиц; — развивать знания и умения родителей об экспрессии речи. |
Мастер-класс «Прянички для мамочки» (вырубка форм печенья из теста)
Мастер-класс «Прянички для мамочки» (роспись глазурью готового печенья)
Мастер-класс «Прянички для мамочки»
Мастер-класс «Нестандартное оборудование для дыхательной гимнастики»
Игрушка «Слоник»
Игрушка «Приветливая Маша»
Итак, целенаправленная работа с родителями, чьи дети имеют тяжелые нарушения речи, требует комплексности, систематичности, учета индивидуальных особенностей, как детей, так и взрослых, что делает клубную деятельность эффективной формой работы по повышению родительской компетенции в вопросах воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В заключение необходимо отметить, что работа клуба способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения.
Литература:
- Бабыбина Т. Ф., Гильманова Л. В., Головенко В. Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи /Управление детским садом/.– М.: ТЦ Сфера, 2016.-128с.
- Давыдова О. И., Майер А. А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.-128с
- Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ». М.: Линка — Пресс, 2007 г.