Формирование умений взаимодействовать со сверстниками посредством игры у детей среднего дошкольного возраста
Авторы: Брюханова Татьяна Геннадьевна, Быкова Евгения Демьяновна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 29.10.2018
Статья просмотрена: 1766 раз
Библиографическое описание:
Брюханова, Т. Г. Формирование умений взаимодействовать со сверстниками посредством игры у детей среднего дошкольного возраста / Т. Г. Брюханова, Е. Д. Быкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14599/ (дата обращения: 15.11.2024).
Коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста, как отмечается в исследованиях, наиболее интенсивно проходит в дошкольный период детства. Именно этот опыт является базисом дальнейшего личностного и социального развития. В современном мире от людей, помимо высокого уровня знаний, требуются умения эффективно налаживать контакты с партнерами, адекватно выстраивать взаимоотношения в коллективе. Успешность этого процесса во многом определяется тем, как эти умения будут формироваться изначально. На этапе дошкольного детства ребенок при своем развитии умения общаться имеет возможность решать различные коммуникативные задачи, учится выстраивать отношения с окружающими по определенным правилам.
Как указывается в научной литературе, к среднему дошкольному возрасту у детей наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Успехи и промахи других приобретают особое значение. Все это позволяет говорить о глубокой качественной перестройке отношения ребенка к сверстнику. Умения взаимодействовать со сверстниками понимаются нами, вслед за Е. А. Мосявра, Б. Ф. Ломовым, как аспект коммуникативной деятельности, который включает освоенные субъектом способы выполнения действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности, преодоление эгоцентризма в общении с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Дети дошкольного возраста испытывают затруднения в действиях, направленных на учет позиции партнера, проявляют эгоцентризм. Мотивацию ребенка к коммуникативному взаимодействию обеспечивает взрослый при организации общения и деятельности в детском коллективе. Следовательно, необходима организация определенных условий для формирования умений взаимодействовать со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста.
Мы изучили уровни и особенности развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста, посещающих ГБДОУ детский сад № 11 Выборгского района г. Санкт-Петербурга. В исследовании нами была использована диагностическая методика автора Г. А. Цукерман «Рукавички». Методика «Рукавички» позволила выявить уровень сформированности умения учитывать позицию собеседника либо партнера по деятельности; преодолевать эгоцентризм в общении с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В зависимости от критериев оценивания, которые представлены в описании методик, все дошкольники были разделены на группы, демонстрирующие те или иные уровни умений взаимодействовать со сверстниками.
Анализ полученных данных показал, что в группе детей ни один ребенок не показал высокого уровня сформированности умений взаимодействовать со сверстниками. Средний уровень сформированности умений взаимодействовать со сверстниками продемонстрировали более половины детей. Было выявлено, что дети, показавшие средний уровень, стремятся к достижению общего результата деятельности. Они осуществляли взаимопомощь в процессе рисования: «Рисуй тут, смотри как у меня» (Ира К.); «Вот тут рисуй» (Ксюша С.). Но при этом дошкольники испытывают затруднения в действиях, направленных на учет позиции партнера, проявляют эгоцентризм, не приводят аргументов в предложении выбора рисунка и его цвета: «Бери зеленый» (Никита Л.); «Давай снежинку» (Ксюша С.). Эмоциональное отношение в процессе деятельности было в основном нейтральным, то есть дети взаимодействовали друг с другом в силу необходимости, не стремились к налаживанию отношений. При этом дошкольники предпринимали попытки контроля совместной деятельности: «Зачем середину закрасил?» (Савелий В.); «Не так, смотри как надо» (Ира К.). Достижение общего результата было выполнено лишь частично. При этом, оценивая результат, дети не поправляли рисунки, хотя и видели, что сходство частично.
Менее половины детей показали низкий уровень сформированности умений взаимодействовать со сверстниками. Дошкольники, показавшие данный уровень, не смогли договориться о рисунке и цвете рукавичек. Один из пары детей указывал, карандаш какого цвета необходимо взять, но никакие аргументы при этом приведены не были. В основном дети занимались раскрашиванием рукавичек, после напоминания инструкции продолжали раскрашивать. Дошкольники не проявляли выраженного интереса к деятельности и к достижению совместного результата. Были продемонстрированы проявления эгоцентризма: дети брали карандаши разного цвета, не договаривались ни о чем, не учитывали позиции друг друга. Взаимопомощи друг другу дети не оказывали, взаимоконтроль не осуществляли. При оценивании результата оставались равнодушными, поправок в рисунки не вносили. Сходство в рисунках отсутствует. Мы предположили, что формирование умений взаимодействовать со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста будет успешным, если использовать игры, направленные на развитие данных умений.
Таблица 1
Система игр, направленных на формирование умений взаимодействовать со сверстниками удетей среднего дошкольного возраста
Этап, цель |
Название игры |
Автор |
Содержание |
1 этап. Цель: формирование мотивации к общению, налаживании доброжелательной обстановки в группе детей |
«Я ХОЧУ С ТОБОЙ ДРУЖИТЬ» |
О. В. Хухлаева |
Водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмет ему руку. И сам становится водящим в игре [3,с.45]. |
«КОРОБКА С СЕКРЕТОМ» |
О. В. Хухлаева |
Понадобится достаточно большая картонная коробка (например, из-под компьютера или другой бытовой техники). Ее всегда можно найти у знакомых. В этой коробке Вам нужно будет прорезать большие отверстия — такие, чтобы в них свободно пролезла рука. Всего нужно сделать 4–6 отверстий. Играют соответственно 4- 6 человек (сколько отверстий в коробке, столько и игроков может быть в Вашей игре). Игроки просовывают руку в коробку (ведущий в это время придерживает коробку на столе), там находят чью-то руку, с ней знакомятся и угадывают, кто это был, с чьей рукой они только что познакомились [3,с.46]. |
|
2 этап. Цель: формирование умений взаимодействовать со сверстниками |
«РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО» |
Е. О. Смирнова |
Взрослый помогает детям разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой — ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход — на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать — бесполезны: партнер все равно вас не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли. Затем можно поменяться ролями [2,с.57]. |
«КЕНГУРУ И КЕНГУРЕНОК» |
О. В. Хухлаева |
В этой игре игроки учатся двигаться в паре, подстраивая свои действия к действиям партнера. Играют парами. Один игрок — «кенгуру». Он стоит. Другой игрок — «кенгуренок». Он встает к кенгуру спиной и приседает. Кенгуру и кенгуренок берутся за руки. Задача игроков в паре — дойти до окна (до стены) [3,с.47]. |
|
«ДОРИСУЙ РИСУНОК». |
Лютова Е. К., Монина Г. Б. |
Игра в паре: один участник начинает рисовать — рисует на листе бумаге закорючку. Второй игрок пары продолжает рисунок и вновь передает бумагу и карандаш первому игроку. Первый игрок снова продолжает и так до тех пор, пока рисунок не будет закончен. Групповая игра: все игроки сидят в кругу. Они одновременно начинают рисовать рисунок на листе бумаги и по сигналу ведущего передают свой рисунок соседу слева. А сами получают рисунок от соседа справа. Каждый игрок дорисовывает полученную закорючку и по сигналу ведущего снова передает лист бумаги соседу слева. Так по кругу двигаются все рисунки до сигнала ведущего об окончании игры. Затем получившиеся рисунки рассматриваются. Обсуждаем, что было задумано первым игроком, который начинал рисовать, и что получилось [1, с.28]. |
|
3 этап. Цель: закрепление умений взаимодействовать, укрепление сплоченности детей. |
«КОНКУРС ХВАСТУНОВ» |
Е. О. Смирнова. |
Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нем тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Нужно рассказать о своем соседе, что в нем хорошего, что он умеет, какие поступки совершил, чем он Вам нравится. Задача — найти в своем соседе как можно больше достоинств [2 ,с. 56]. |
Литература:
- Лютова, Е.К., Монина, Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- М: Речь, 2005.
- Смирнова, Е.О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения детей: диагностика, проблемы и коррекция.- М.: Владос, 2003.
- Хухлаева, О. В.Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. -М.: Генезис, 2006.