Обработка и представление результатов тематического контроля
Авторы: Магомедова Евгения Ивановна, Степкина Елена Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 06.11.2018
Статья просмотрена: 184 раза
Библиографическое описание:
Магомедова, Е. И. Обработка и представление результатов тематического контроля / Е. И. Магомедова, Е. В. Степкина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14616/ (дата обращения: 15.11.2024).
Организация тематического контроля в ДОУ является одним из самых важных и сложных разделов методической работы.
Важнейшими задачами функции контроля являются обработка, упорядочение поступающей информации, ее анализ и оценка. При реализации данной функции руководитель должен разобраться в имеющихся фактах, рассортировать их, выделить главное, оценить с точки зрения влияния на ход и результаты контролируемого процесса и только затем принять правильное, наиболее обоснованное, оптимальное решение.
Выделяют следующие методы обработки результатов контроля: графические — графики, схемы; математические — подсчет коэффициентов, заполнение таблиц и др.
Вместо подробных описаний просмотренных мероприятий, организационно-педагогических процессов целесообразно свои наблюдения фиксировать с помощью условных обозначений (цифр, геометрических фигур, и тд).
Для этого нужно разработать систему графических символов, определив как обозначать то, или иное педагогическое действие; установить, какие цифры соответствуют тому, или иному уровню оцениваемого параметра.
Используя цветные геометрические фигуры, фиксируем состояние работы по какому-либо вопросу:
красный — высокий уровень,
желтый — средний (допустимый) уровень,
зеленый — низкий уровень,
синий— неудовлетворительный (недопустимый) уровень,
или знаки
“++” — высокий уровень,
“+” — допустимый уровень,
“V” — низкий уровень,
“–” — недопустимый уровень,
или есть вопросы контроля, которые требуют ответа на вопрос “Выполняется ли определенное условие в группе или нет”,
“+” — соблюдается/выполняется необходимое условие,
“–” — не соблюдается,
“±” — частично выполняется/соблюдается.
Условные обозначения лаконичны, поэтому на их основе можно предоставить больший объем информации, чем используя длинное описание. Следует отметить, что графический метод наиболее эффективен в сочетании с описательным анализом.
Одно из требований к содержанию материалов контроля: они должны быть легко проверяемы любой комиссией и экспертами.
Поэтому на практике чаще всего используются табличная форма рабочих материалов контроля, специальные карты контроля по основным вопросам деятельности дошкольной организации. Они экономят время и, следовательно, позволяют больше внимания уделять непосредственно контролю и анализу.
Аналитическую справку о результатах контроля логично составлять, используя те же блоки, что и в плане тематического контроля.
В структуру и содержание справки по итогам проведенной тематической и комплексной проверки входит:
‒ дата и место ее составления;
‒ прописывается на основании, какого документа была проведена проверка;
‒ с какой целью, осуществлялся контроль;
‒ в какой период проходила проверка;
‒ фамилии, инициалы и должности членов комиссии;
‒ указывается, кто из педагогов, и из каких групп подлежали контролю;
‒ источники получения информации;
‒ аналитические сведения о результатах проверки, в том числе и выявленных нарушений, об их характере;
‒ выводы и предложения основываются на реальном материале, подтвержденном количественными показателями, объективность — на непосредственном наблюдении и изучении результатов педагогической деятельности (в выводах дается ответ на поставленную цель в начале проведения проверки);
‒ в конце справки даются рекомендации или предложения по выявленным нарушениям, устанавливаются сроки на их устранение, назначаются ответственные по устранению замечаний.
‒ справка подписывается членами комиссии и педагогическими работниками, которые подлежали контролю, об ознакомлении с итоговым документом или составляется акт об отказе от подписи.
Следует особо отметить, что с позиций современного подхода к контролю знания, умения, навыки детей не могут быть объектами контроля в дошкольном учреждении.
Статья 64 закона «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся».
Таким образом, в ходе тематического и любого другого вида контроля оцениваются только условия, созданные в ДОУ для полноценного развития детей по тому или иному направлению (развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия и т. д.).
Справка по результатам контроля обязательно зачитывается на заседании педагогического совета, рекомендации по коррекции образовательной деятельности выносятся в проект решения педагогического совета. По результатам тематического контроля заведующий ДОУ издаёт приказ.
График проведения тематического контроля относится к дополнительной документации. Он является обязательным документом, и помогает старшему воспитателю более эффективно, скоординировать свою работу, четко «разложить ее по полочкам», распределить свое личное время. Он может быть представлен в виде таблицы, в первом столбце которой указывают возрастные группы, во втором столбце — даты проведения контроля; в отдельных графах — формы контроля, заданные в плане.
График проведения тематического контроля
Возрастные группы |
Дата проведения контроля |
||
группы |
16.01.18г |
17.01.18г |
18.01.18г |
Средняя группа (4–5лет) № 2 |
Анализ развивающей предметно-пространственной среды по физкультурно-оздоровительному направлению |
||
Старшая группа (5–6 лет) № 6 |
Анализ наглядной информации для родителей в родительских уголках по данной теме |
||
Старшая группа № 7 (5–6 лет) |
Планирование по физкультурно-оздоровительному направлению |
||
Таким образом, проведение тематического контроля предусматривает наличие у старшего воспитателя следующего пакета документов:
‒ название тематического контроля, его цель, сроки проведения
‒ план тематического контроля
‒ рабочие материалы тематического контроля
‒ аналитический блок (справка, выводы, рекомендации, приказ по результатам контроля)
‒ график проведения тематического контроля
В конце учебного года обязательно делается анализ контроля за учебный год. Проблемы, выявленные в ходе контроля, становятся задачами на следующий учебный год.
Литература:
- Н. В. Корепановой, И. А. Липчанской «Контроль функционирования и развития ДОУ» 2005г.
- К. Ю. Белая Руководство ДОО. Организация внутреннего контроля, 2016г.