Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка
Авторы: Шумская Оксана Александровна, Придворева Ирина Геннадьевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 02.11.2018
Статья просмотрена: 788 раз
Библиографическое описание:
Шумская, О. А. Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка / О. А. Шумская, И. Г. Придворева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14621/ (дата обращения: 15.11.2024).
Образование — это мощнейшее средство формирования не только умственных способностей, но и духовно-эмоциональной стороны личности, которые определяют развитие и жизненный путь обучающегося. Существование человечества невозможно представить вне коммуникативной деятельности.
Ключевые слова: аудирование, коммуникативная компетенция, мотивация, проектная методика.
В современном обществе успешному человеку для самореализации необходимо владение коммуникативными навыками, а общение на иностранном языке включено в ряд ключевых компетенций, обязательных сегодня каждому человеку в стремительно меняющемся мире. Поэтому, одной из главных задач современной школы является улучшение качества преподавания иностранных языков до уровня свободного общения на нём выпускников школ.
«История обучения иностранному языку насчитывает столетия. При этом методика обучения много раз менялась, делая ставку то на чтение, то на перевод, то на аудирование, то на комбинацию этих процессов. Самым эффективным, хотя и самым примитивным из методов являлся «метод гувернантки», т. е. непосредственного индивидуального общения на языке»
Коммуникативный подход при обучении иностранному языку обязан научить учеников достаточно хорошо ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных языковых ситуациях.
Государственный Образовательный Стандарт общего образования определяет конкретные требования в области формирования навыков говорения, что способствует правильному, целенаправленному усвоению данных навыков.
«Главная составляющая коммуникативной компетенции (т. е. речевые (коммуникативные умения) формируется на основе языковых умений и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний». [1]
Язык — это знаковая система, использующееся в общении, поэтому овладение формальной стороной языка (фонетикой, лексикой и грамматикой) и языковой системой должно осуществляться в целях общения и в ходе общения. Поэтому главным в обучении иностранным языкам становится коммуникативно-когнитивный подход.
На уроках иностранного языка речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности через деятельностные задания. Ученики пытаются решить воображаемые и реальные проблемно-познавательные задачи в процессе общения. Цель учителя заключаются в том, чтобы наиболее эффективно организовать деятельность обучающихся и помочь им в ходе решения выйти на познавательный результат. Учебный процесс, как правило, строится на основе коллективного общения. Мотивации успеха способствует создание «пространства внутренней социализации». В процессе обучения используются разные формы работы: (групповые, парные, проектные). Я считаю, что наиболее действенный метод– это диалог + игра.
Диалогическое общение реализуется в процессе предметных, ситуативных, ролевых и деловых игр. Диалоги учащиеся составляют в спонтанно сформированных парах, что способствует формированию навыка спонтанной речи. Монологическая речь тоже очень важна. Монологи должны быть целенаправленны, логичны, выразительны и иметь смысловую законченность. Можно использовать следующие приёмы обучения монологу: доказать свою точку зрения, прокомментировать ситуацию, согласиться с утверждением или опровергнуть его.
Для освоения коммуникативной компетенции существует ряд следующих рекомендаций: упрощать лексику устной речи и давать готовые фразы для использования, основными чертами внутренне классовой лексики должны быть повторяемость и системность на каждом уроке, научить учащихся перефразировать слова, используя известную лексику, устную речь. Очень важно, чтобы для каждой коммуникативной ситуации была поддержка в виде лексики или грамматических конструкций с помощью индивидуальной раздачи, записей на доске или презентации на проекторе. Все это будет способствовать снятию напряжения на этапе становления речевых навыков.
Проектная методика — это один из методов проектного обучения и применение этой методики актуально на всех ступенях общеобразовательной школы. На протяжении нескольких занятий ученики знакомятся с новой темой, лексикой, грамматическими правилами. Для закрепления материала ими создается проект с дальнейшей презентацией и обсуждением.
Метод проекта позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс, характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение учащимися своих собственных мнений и чувств. Для коммуникативного обучения проектная работа обладает уникальными возможностями при опоре даже на минимальный языковой материал. Новые возможности открывает и использование информационных технологий, это оживляет и разнообразит учебный процесс. Проектная деятельность дает возможность учащимся выступать в роли авторов, повышает творческий потенциал, способствует расширению языковых знаний.
Главная цель коммуникативного метода — снять страх перед общением. Важным элементом формирования коммуникативной компетенции является формирование мотивации не бояться допустить ошибок.
Современные учебники предлагают для изучения и обсуждения самые разнообразные темы, которые интересны и смогут пригодиться в различных ситуациях в реальной жизни. В современных пособиях много интересных разговорных упражнений, ролевых игр, диалогов, которые помогут обучающимся освоить иностранный язык. В ходе таких занятий ученики развивают языковые навыки и реализуют творческие возможности. Процесс обучения обязательно должен быть интересным и увлекательным. Для занятий нужно выбирать такие формы обучения, которые будут вызывать желание общаться и узнавать больше. [2]
Я считаю, что у коммуникативной методики, несмотря на отсутствие «новизны» очень много преимуществ. И на сегодняшний день это самый действенный и эффективный способ изучения английского языка. И конечно же любая методика приводит к хорошим результатам только при правильном сочетании с элементами других методик.
Литература:
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991, 245 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897).
Похожие статьи
Формирование коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе
Рассматривается сущность проектной деятельности, как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируется принцип и условия организации проектной деятельности при работе со студентами.
Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка
В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.
Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя
В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.
Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе
В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.
Формирование коммуникативной компетенции в изучении иностранного языка
В статье раскрывается понятие коммуникативной компетенции, представлены компоненты языковой компетенции, выделен минимальный уровень ее развития, приводятся виды и формы деятельности, в которых она формируется.
Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза
В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...
Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов
В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...
Сдвиг парадигмы от «преподавания» к «обучению»
Рассматривается сущность личностно-ориентированного подхода и творческого процесса, которые направлены на совершенствование учебного процесса. Охарактеризованные подходы, способы и приемы также способствуют развитию познавательной деятельности разног...
Межкультурная компетенция как действенный фактор профессионального самоопределения будущих педагогов
Статья посвящена изучению межкультурной компетенции как действенного фактора профессионального самоопределения будущих педагогов. Также в статье представлен констатирующий эксперимент по исследованию уровня сформированности межкультурной компетенции ...
Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности
В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.
Похожие статьи
Формирование коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе
Рассматривается сущность проектной деятельности, как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируется принцип и условия организации проектной деятельности при работе со студентами.
Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка
В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.
Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя
В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.
Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе
В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.
Формирование коммуникативной компетенции в изучении иностранного языка
В статье раскрывается понятие коммуникативной компетенции, представлены компоненты языковой компетенции, выделен минимальный уровень ее развития, приводятся виды и формы деятельности, в которых она формируется.
Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза
В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...
Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов
В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...
Сдвиг парадигмы от «преподавания» к «обучению»
Рассматривается сущность личностно-ориентированного подхода и творческого процесса, которые направлены на совершенствование учебного процесса. Охарактеризованные подходы, способы и приемы также способствуют развитию познавательной деятельности разног...
Межкультурная компетенция как действенный фактор профессионального самоопределения будущих педагогов
Статья посвящена изучению межкультурной компетенции как действенного фактора профессионального самоопределения будущих педагогов. Также в статье представлен констатирующий эксперимент по исследованию уровня сформированности межкультурной компетенции ...
Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности
В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.