Профессиональная компетенция водителя
Авторы: Рубцов Евгений Иванович, Станкевич Алевтина Владимировна, Горбачева Светлана Михайловна, Кукушкин Константин Евгеньевич, Фаустов Игорь Борисович, Долматов Виктор Павлович, Мищенко Андрей Васильевич, Курмаев Вячеслав Жоржович
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 02.11.2018
Статья просмотрена: 1586 раз
Библиографическое описание:
Профессиональная компетенция водителя / Е. И. Рубцов, А. В. Станкевич, С. М. Горбачева [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14637/ (дата обращения: 18.12.2024).
Как человек ведет себя в жизни, так он ведет себя и за рулем. Вот так звучит известная пословица в перефразированном виде. В практической психологии срабатывают четыре его традиционных типа поведения. Нам, преподавателям необходимо помнить о методах преподавания для людей с различным типом поведения: водители-холерики превосходно динамично управляют транспортным средством, однако в трех из пяти случаев допускают ошибки при торможении и выборе безопасной дистанции. А вот водители-флегматики испытывают сложности при движении в скоростном режиме, но, следует отдать им должное, редко подвергают себя и свой автомобиль неоправданному риску. Водители-сангвиники необыкновенно работоспособны и энергичны. Эти водители постоянно решают задачи вождения, но они же чаще всего и лихачат. Водители-меланхолики очень сильно реагируют на внешние раздражители. Такие водители тщательно соблюдают правила дорожного движения, но испытывают трудности при движении в городском потоке, а также в сложных погодных условиях, требующих повышенного внимания.
Безопасность человека часто зависит от настроения человека, то есть от психоэмоциональных факторов. Важно самому научиться понимать и оценивать свое настроение, состояние, отношение к окружающим, то есть научиться определять собственных «врагов безопасности» и научиться самостоятельно с ними справляться. Часто у водителей малейшая некорректность соседа по дороге приводит к агрессии. Даже недостаток времени у водителя не оправдывает его выражения и «эпитеты» по отношению к другим водителям. Такие водители применяют и специальные жесты, подкрепляемые мигающими фарами и «достойными» гудками клаксона. К несчастью, даже в быту спокойные и уравновешенные люди во время езды часто становятся агрессивны.
Таким водителям необходимо понять то, что они должны оптимизировать собственный процесс восприятия дорожной ситуации. Мы давно знаем, что около 90 % информации среднестатистический человек получает с помощью зрения, 6 % — с помощью слуха, а оставшиеся 4 % — с помощью обоняния и осязания. Водитель без опыта вождения должен отказаться от музыки и бесед с пассажирами во время движения, а окно нужно приоткрывать, чтобы улавливать и распознавать, оценивать и прогнозировать дорожную ситуацию: шум проезжающих мимо машин, визг покрышек или серены автомобилей спецслужб. Нужно научиться интуитивно и практически распознавать по пути машины, которые требуют к себе особого внимания. Это вовсе не сложно, главное все правильно оценить и постоянно наблюдать. Любой человек может с высокой степенью вероятности дать характеристику практически любому встречному прохожему: по манере поведения, походке, одежде. Каждый может не только определить его социальный статус, но и спрогнозировать с высоким процентом вероятности намерения относительно вас и остальных прохожих. Автомобиль — своего рода дополнительная внешняя оболочка водителя, его «верхняя одежда». Новые «зеркальные» или «нулевые» госномера, марка и модель автомобиля, «знак туфелька» или вызывающие наклейки на заднем стекле, «шрамы» и вмятины на боках, дерганая или неуверенная «походка» — все это исходные данные для ваших наблюдений.
Стиль вождения — отражение характера водителя на дороге. В поведении человека при управлении автомобилем и в обычной его жизни много общего. Это доказывает и результатами научных исследований, и житейскими наблюдениями. Конечно, водитель управляет своим автомобилем так же, как он живет, проявляя при этом и черты своего характера, и состояние, в котором он находится, и отношение к автомобилю, к себе, и многое другое.
Ученые подразделяют на три шкалы оценки водительских личных качеств. Первая шкала имеет два противоположных полюса: реализм и эгоцентризм. Поведение эгоцентричного водителя во многом зависит от того, какие именно он приписывает другим участникам дорожного движения. Эгоцентричный водитель хочет, чтобы его замечали при движении по дороге и восхищались им. Реалистичный водитель опирается на реальную дорожную обстановку, при этом не пытается запугивать и унижать других водителей. Такой водитель не только великолепно водит, но и следит за автомобилем, разбирается в нем. Конечно, реалистичный водитель в разы безопаснее, чем эгоцентричный.
Вторая шкала оценивает степень независимости водителя. Те, кто имеет высокую оценку, часто свободолюбивы, и именно эту свободу им дает автомобиль. Такие водители не стараются досконально соблюдать ПДД, особенно скоростные режимы, при выборе решения ориентируются на собственные оценки и опыт более, чем на внешние требования ПДД. Водители, обладающие меньшей степенью независимости, значительно большее значение придают правилам, даже если не совсем понимают их содержания. Они стремятся к безопасности через повиновение и предписание.
Третья шкала позволяет оценивать уровень напряжения при вождении. Высокая степень напряжения характеризует водителей, быстро утомляющихся и легко поддающихся раздражению из-за того, что они очень внимательны к внешним раздражителям и которые внимательно следят за быстро меняющейся дорожной обстановкой. Оптимальная степень напряжения соответствует спокойному водителю. Он расслаблен, полностью осознает свои возможности, менее чувствителен к опасности, но при этом не беспечен и не равнодушен. Опасность вождения резко повышается, если водитель агрессивен к окружающим, если он не умеет сочетать желание подчиняться правилам с реальной оценкой окружающей обстановки, если уровень его внимательности запредельно низок или высок.
На безопасность движения влияет и отношение к вождению самого водителя. Попробуем разделить водителей на группы по правилу, скрытых желаний, которые руководят людьми при управлении личным транспортным средством.
Независимые. Гормон удовольствия (эндорфин) вырабатывается при вождении автомобиля, которое связано в основном с ощущением собственной независимости и самостоятельности. Управляя автомобилем, они отвлекаются от повседневности и быта, неприятностей, всевозможных запретов и ограничений.
Отчаянные. Эти водители явно получают удовольствие при движении в опасных и сложных ситуациях. Часто их езда на границе риска, они испытывают острые ощущения, словно «ходя по лезвию ножа».
Спокойные. Имеют желание водить автомобиль по правилам и без помех со стороны. Им нравиться водить автомобиль спокойно, и даже несколько расслабленно.
Испытатели. Применяют на практике всю мощность своего автомобиля, получая наивысшее удовольствие перегоняя и оставляя позади другие автомобили, «играя вв шашечки».
Знатоки. Особенное удовольствие испытывают при преодолении сложных дорожных ситуаций, требующих большого умения, выдержки и навыка вождения. Очень любят сравнивать себя с другими водителями по уровню компетентности и способности к управлению автомобилем и постоянно убеждаться в своих преимуществах. Часто конкурируют и соперничают с окружающими водителями.
Мастера. Эти водители хладнокровны, садятся за руль со свежей головой, знанием дела и соблюдением Правил дорожного движения. При этом они не позволяют окружающим их водителям вовлекать себя в конфликтные ситуации. С точки зрения безопасности движения эта группа самая гармоничная.
Отношение к управлению автомобилем определяет стиль вождения, а это характеризует характер конфликтных ситуаций, в которые попадают водители — носители этих отношений. Отличную почву для возникновения дорожных происшествий создают те, кто воспринимает окружающую обстановку через призму своих эгоистических желаний и потребностей. Для них существует только один вопрос: мешают ли другие осуществлению моих желаний?
Вот стандартная ситуация. Допустим, что отчаянного водителя, превышающего скоростной режим, с легкостью догоняет автомобиль, скорость которого чуть меньше. Водитель недоволен, ведь его вынуждают ехать с приемлемой скоростью, а не с той, которую он определил для себя как допустимо-приятную. Этот водитель не хочет подавлять агрессию и озлобление и начинает беспрестанно мигать фарами и сигналить, показывая свое недовольство. Теперь предположим, что впереди него едет водитель из группы спокойных. Он хочет спокойствия. Надежда на то, что безумный водитель сзади успокоится, не оправдывается, он начинает «закипать», теряет рассудительность. Он может отреагировать, например, резким нажатием на тормоз и включением всей сигнализации. Что происходит вокруг них, этих водителей уже перестает интересовать. Главное — доказать, наказать, отомстить. А между тем дистанция, разделяющая враждующие стороны, просто может отсутствовать.
Разобраться в своем отношении к вождению и другим участникам движения не легко, ведь оно часто бессознательно. Необходимо каждому водителю иногда как бы со стороны понаблюдайте за собой при управлении автомобилем: как вы поступите в той или иной дорожной ситуации, что чувствуете и испытываете при этом. Понять самого себя, мотивы и причины своих поступков, эмоций и желаний очень важно. Ведь тогда вы сможете управлять не только своим автомобилем, но и собой. Человеку, осознавшему свое отношение к вождению, станут понятны и опасности, которые с ним связаны, тогда он сможет предотвратить и избежать сложностей на дороге.
Литература:
- Статистические сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения за 2017 г. www. gibdd.ru/stat
- Правила дорожного движения Российской Федерации.-М.:Эксмо, 2017.
- Журнал «За рулем» № 11, 2011 статья Рассеянное вождение — офф-лайн http://www.zr.ru