Приёмы и методы работы с учащимися на уроках истории
Автор: Веретенникова Юлия Олеговна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)
Дата публикации: 11.11.2018
Статья просмотрена: 1702 раза
Библиографическое описание:
Веретенникова, Ю. О. Приёмы и методы работы с учащимися на уроках истории / Ю. О. Веретенникова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14649/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современная образовательная среда выдвигает особые требования к уровню развития личности. В качестве одной из задач выступает формирование молодого человека с нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности, быть готовым обучаться в течение всей жизни.
В условиях модернизации российского образования идёт усиление роли дисциплин, обеспечивающих становление личности и её успешную социализацию. Таковой является история, так как вооружает человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы, способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции. Чтобы быть успешной личностью, нужно научиться быстро реагировать на изменение окружающей действительности, а для этого необходимо владеть навыками мыслительных операций. От того, насколько успешно они сформированы у обучающихся, зависит и эффективность учебного процесса в целом. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что обучающийся, не овладевший приемами мыслительной деятельности, постепенно переходит в разряд неуспевающих. Мыслительные операции лежат в основе формирования учебных умений, которые находят свое отражение в ФГОСах и проверяются на ГИА. На развитие способностей влияет, с одной стороны, образовательная среда и учебно-познавательная деятельность, с другой стороны, социальная среда, которая имеет как положительные, так и негативные последствия.
Свою педагогическую деятельность выстраиваю с ориентацией на формирование УУД на уроках истории средствами информационно-коммуникативных технологий, что способствует активизации развития способностей обучающихся.
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
‒ Принципы личностного-ориентированного обучения (И. С. Якиманская), реализация которых позволяет максимально выявить и использовать, «окультурить» субъективный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться, развить индивидуальные способности каждого школьника.
‒ Теорию развивающего обучения Л. С. Выготского, согласно которой знания являются не конечным результатом, а средством развития обучающихся.
‒ Создание доброжелательного климата на уроке. Это улыбка, открытый жест, шутка. Анатоль Франс говорил: «Учиться надо весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
‒ Ситуация успеха.
По моему мнению, в основе ситуации успеха лежит тезис — «дать каждому ребёнку шанс проявить себя». Ведь проживая ситуацию успеха, ребёнок обретает уверенность в себе, удовлетворённость жизнью. Практически у всех сейчас не вызывает сомнения тот факт, что история сложный предмет. Научить всех детей истории очень сложно, но научить пусть не любить, но уважать историю, тем более историю своего отечества — цель, которую можно реализовать. Неоценимую помощь в этом оказывает ситуация успеха на уроках истории и обществознания. Именно этой цели и подчиняется моя деятельность на уроке.
Что я делаю?
Применяю различные приёмы и методы работы, такие как:
Составление различных типов планов
Простого, сложного, тезисного. План текста — это последовательное отображение его ключевых частей в кратких, но четких формулировках, которые полностью соответствуют основной теме и содержанию текста. Составление плана требует от ученика логично структурировать материал текста, чётко и лаконично формулировать мысль.
В процессе работы над различными видами планов происходит усложнение деятельности и, следовательно, развитие мышления.
- Работа с различными видами планов предполагает следующие этапы:
- Разработка алгоритма составления плана темы.
- Составление плана темы при работе с содержанием (т. е. наличие текста перед глазами) под руководством учителя.
- Самостоятельное составлениями плана темы при работе с содержанием по алгоритму.
- Самостоятельное составление плана темы без наличия её содержания.
- Самостоятельное планирование своей деятельности.
«Диалог-провокация»
Выдача материала с заранее запланированными ошибками. Эта форма проведения урока развивает у учащихся умения оперативно анализировать информацию, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную и ложную информацию. Происходит развитие таких умений и навыков как анализ, синтез, абстрагирование. Метод заключается в том, что учитель перед уроком сообщает, что на уроке будет сделано определённое количество ошибок различного типа. Учащиеся должны в конце урока или по его ходу назвать ошибки, вместе с учителем или самостоятельно дать правильные варианты ответов.
Игра «Да-нет-несущественно»
Головоломка, направленная на развитие мышления и познавательного интереса у обучающихся. Учителем или учеником загадывается исторический деятель, мыслитель или понятие. Необходимо отгадать имя или понятие. Разрешается задавать только такие вопросы, на которые можно ответить «ДА», «НЕТ», «НЕСУЩЕСТВЕННО».
Построение структурно-логических схем
Использование данного приемы ученикам помогает выстроить знания в системе, выделить и осознать главное. При построении схем ученикам предлагаются основные понятия, раскрывающие содержание темы и позволяющие представить логику изучения предмета. Учащимся необходимо установить связь между этими понятиями и расположить их в необходимом порядке, указав стрелками имеющиеся связи.
Локальный и целостный анализ текста
Использование приема позволяет выработать навыки работы с текстовыми документами. Под локальным анализом понимается исследование отдельных частей текста, либо всего текста с целью создания обобщенного вывода по конкретной проблеме, которая задаётся учителем. Целостный анализ позволяет сделать вывод об общем значение текста. Для реализации данного приема учащимся предлагается алгоритмы, которые поэтапно определяют их деятельность, позволяют самостоятельно организовывать работу и добиваться необходимого результата.
Логическая цепочка
Демонстрация в заведомо нарушенной логической последовательности ключевые слова, события, процессы. И предлагается восстановить правильный порядок хронологической пили причинно-следственной цепи. При использовании метода работает весь класс; происходит повторение и систематизация материал; развивается мышление.
Проблемные вопросы и задания
Вид заданий, построенных на несоответствии наличного уровня знаний и умений ученика и требующего их пополнения для решения поставленной задачи. В процессе её решения ученики овладевают опытом творческой деятельности.
Проблемная ситуация
Состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостоверностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.
Текстовый квест
Данный игровой приём разработан на основе компьютерный игр. Это своего рода приключенческая игра, требующая решения задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока. Сущность текстовых квестов состоит в том, что моделируется определённая учебная ситуация, решение которой состоит из прохождения связанных друг с другом этапов. В конце квеста проводится рефлексия, обсуждается ход рассуждений, наилучшие решения заданий. Т.д.
Приемы с использованием ИКТ
На каждом уроке стараюсь использовать мультимедийные презентации. По отзывам самих учеников, выступать перед классом с презентацией проще и легче, так как можно опираться на визуальный ряд и план выступления. Они действительно чувствуют свою успешность. Тезисы, цитаты, изображение и звук делает выступление на уроке более качественным, эффективным, так как позволяет организовать свои мысли и речь. В итоге оценочный балл выше, чем без применения ИКТ.
Коллективные формы учебной деятельности
Работа в сотрудничестве, учитывая интерес обучающихся к соревнованию развивается мотив подражания сверстнику: «У тебя получилось, смогу и я». В этом особенно помогает технология проектов, интерактивные методы обучения.
Оценка учебной деятельности в сравнительной динамике
Сравнивается ни один ученик с другим, а один ученик вчера и сегодня, сравнение с прошлыми личными результатами. Для этого принципа я использую КИД (карточка индивидуальных достижений), при помощи которой ученик сравнивает результативность своей учебной деятельности при изучении разных тем в течение года.
Целенаправленное отслеживание динамики обученности и роста качества успеваемости учащихся позволяет мне выстраивать коррекционную деятельность на основе данных диагностической и мониторинговой систем и добиваться позитивных результатов качественной успеваемости:
‒ в 2014/2015 учебном году качественная успеваемость в 5–7 классах — 76 %;
‒ в 2015/2016 учебном году — 83 %. Наблюдается рост качественной успеваемости учащихся в 2015–2016 учебном году на 7 %
‒ в 2016/2017 учебном году качественная успеваемость в 5–7 классах — 86 %. Наблюдается рост качественной успеваемости учащихся в 2015–2016 учебном году на 3 %
‒ в 2017/2018 учебном году качественная успеваемость в 6–8 классах — 94 %. Наблюдается рост качественной успеваемости учащихся в 2015–2016 учебном году на 8 %.
Качество повысится по предмету тогда, когда учитель сумеет договориться с учеником и поверить в его силы.