Проблемы оптимизации системы высших учебных заведений Республики Казахстан
Авторы: Жуматова Гульзат Мухаметкаримовна, Жумаканова Улпан Серикхановна, Абиль Рустем Еркинулы
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)
Дата публикации: 14.11.2018
Статья просмотрена: 133 раза
Библиографическое описание:
Жуматова, Г. М. Проблемы оптимизации системы высших учебных заведений Республики Казахстан / Г. М. Жуматова, У. С. Жумаканова, Рустем Еркинулы Абиль. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14653/ (дата обращения: 15.11.2024).
За двадцать лет независимого развития Республика Казахстан признана мировым сообществом как государство с рыночной экономикой, как страна, достигшая за короткий промежуток времени, после приобретения независимости, значительного роста экономики. Вхождение в мировое экономическое сообщество потребовало от системы образования кардинальных изменений. Поэтому образование и профессиональная подготовка кадров отнесены к числу основных приоритетов государственной политики.
За последние годы в результате повышения индекса человеческого развития (ИЧР) Казахстан в соответствующем рейтинге стран продвинулся на 20 позиций вверх и опережает все страны СНГ, кроме России и Беларуси.
Вместе с тем, в системе образования еще остаются не решенные проблемы, как доставшихся нам в наследство от советской образовательной системы, так и «приобретенные» в годы перестройки и экономического кризиса. Казахстан одним из первых на постсоветском пространстве еще в 1997 году подписал и ратифицировал Лиссабонскую Конвенцию по признанию квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. В марте 2010 года Казахстан стал 47-м участником Болонского процесса, но достижение международного уровня подготовки специалистов и интеграция в мировую научно-образовательную систему, невозможны без учета опыта соседних стран со схожими культурными и экономическими параметрами, похожими проблемами, и без тесного сотрудничества в различных сферах.
В экспертном сообществе Казахстана и в обществе целом уже два десятилетия идут споры об оптимальном количестве высших учебных заведений в нашей стране. Новый виток дискуссии инициировали слова Президента о необходимости сократить количество вузов, сказанные во время презентации 100 новых учебников на казахском языке в апреле 2018 года.
В целом, господствует мнение о явной избыточности высших учебных заведений в Казахстане. В начале 2013года Б.Жумагулов, на то время министр образования и науки, объявил о сокращении к 2015 году числа вузов до сотни, обосновав это тем, что «…по числу студентов на десять тысяч жителей Казахстан существенно превосходит такие страны, как Германия, Япония, Великобритания, находится на одном уровне с Норвегией, Канадой и уступает только нескольким странам, в том числе России, США» [1]. Обычно, кроме соотношения студентов к количеству населения эксперты приводят также соотношение количества вузов к населению, считая оптимальным соотношение один университет на миллион жителей.
Так ли это на самом деле? Обратимся к данным, опубликованным на сайте www.unipage.net. и других открытых источниках, включая официальные сайты соответствующих министерств образования [2].
В Германии 250 вузов и 2,6 миллиона студентов на 82 миллионов жителей [3]. Во Франции около 3 000 вузов и 2,6 миллиона студентов на 67 миллионов жителей [4]. В Великобритании около 360 вузов и 3,6 миллиона студентов на 65 миллиона жителей. В Испании 57 вузов и около 1,5 миллиона студентов на 46,7 млн. жителей. В Италии 95 университетов и около 2,8 миллионов студентов на 60 миллионов жителей [4].
Вне Европы ситуация следующая. В США на 326 миллионов населения приходится 4352 вуза и 17,5 миллионов студентов [4]. В Японии на 126 миллионов населения приходится 726 вузов и 3,7 млн. студентов [4]. В Канаде на 35 миллионов жителей — более 300 университетов и высших колледжей и более 1 миллиона студентов [4]. В Китае — на 1391 млн. населения 2480 вузов и более 52 млн. студентов [5]. И, наконец, соседняя с нами Россия при населении в 147 миллионов человек располагает 1256 вузами, в которых обучается более 4,7 млн. студентов [6]. Если свести все эти сведения в таблицу, то мы увидим, что Казахстан со 122 вузами и 496 тыс. студентами по соотношению студентов и населения ниже всех проанализированных нами стран.
|
Вузов на 1 млн. населения |
Студентов на 10 тыс. населения |
Великобритания |
5,538 |
554 |
США |
13,3 |
537 |
Италия |
1,58 |
467 |
Франция |
44,77 |
388 |
Китай |
1,78 |
373 |
Россия |
8,5 |
319 |
Испания |
1,22 |
321 |
Германия |
3,048 |
317 |
Япония |
5,76 |
293 |
Канада |
9,5 |
285 |
Казахстан |
6,6 |
268 |
Так откуда пошел гулять миф об избыточности количества вузов в Казахстане? Во-первых, брался показатель количества вузов, а не студентов. При этом, большинство экспертов, приводя в пример другие страны, учитывали только университеты и не брали в расчет иные высшие учебные заведения. Так, во Франции всего 90 университетов, но при этом высшее образование можно получить более чем в 240 высших инженерных школах, около 200 высших коммерческих школах и около 2000 специализированных школах — искусств, дизайна, моды, архитектуры, танца, актерского мастерства, подготовки учителей и т. п. В Канаде на 100 университетов приходится более 200 специализированных высших колледжей, многие из которых, кроме программ бакалавриата, готовят и магистров. В Германии 103 университета и 176 прикладных вузов — институтов и академий.
Если брать такой критерий, как соотношение количества вузов к населению, мы увидим интересную картину. Никакой закономерности, собственно, нет, как и нет пресловутых «мировых» или «европейских» нормативов, количество вузов зависит от местных традиций, истории формирования сети учебных заведений, не зависит напрямую от плотности или численности населения. Единственное, что можно отметить, что в странах, похожих на Казахстан по плотности населения и развитию транспортной сети, таких как Россия и Канада, показатели количества вузов примерно соотносимы.
Это говорит об одном — при всех существующих проблемах высшего образования Казахстана, количество вузов и количество студентов явно не относятся к их числу. Более того, существующего количества студентов недостаточно по сравнению с развитыми государствами мира для развития современной инновационной экономики.
Массовое высшее образование стало сегодня мировым явлением. Каждый год по всему миру больше в высшие учебные заведения поступает 150 млн. человек, данный показатель удвоился лишь за последние 10 лет. Во многих развитых странах доступность высшего образования (доля молодых людей «студенческого» возраста, обучающихся в вузах) превысила 50 %, а в некоторых — 80 % [7]. Казахстан лишь следует общемировым тенденциям, а наблюдаемые диспропорции между количеством выпускников и возможностями рынка труда есть результат диспропорций в развитии экономики, не ориентированной на инновации.
Более того, мы наблюдаем явную региональную диспропорцию в доступности высшего образования. Так, если в Алматы количество студентов на 10 тысяч населения превышает 729 человек, то в Мангыстауской области этот показатель составляет 78, а в Северо-Казахстанской 107 при среднем значении по стране 268. Более близки к среднереспубликанским показатели Шымкента, Актюбинской и Костанайской областей [8].
|
Вузов на 1 млн. населения |
Студентов на 10 тыс. населения |
ВРП на душу населения региона, тыс. тенге (первое полугодие 2017г.) |
г. Алматы |
22 |
729 |
2 480,6 |
г. Астана |
12,6 |
508 |
2 343,1 |
Западно-Казахстанская |
9,2 |
490 |
1 540,0 |
Карагандинская |
6,5 |
308 |
1 235,0 |
Туркестанская и Шымкент* |
4.1 |
271 |
464,0 |
Казахстан |
6.6 |
268 |
1 198,6 |
Актюбинская |
7 |
256 |
1 173,7 |
Костанайская |
8 |
236 |
785,4 |
Восточно-Казахстанская |
5 |
212 |
902,9 |
Атырауская |
4,8 |
194 |
4 455,6 |
Павлодарская |
5,3 |
193 |
1 342,3 |
Жамбылская |
2,6 |
186 |
473,6 |
Акмолинская |
5,4 |
129 |
754,7 |
Кызылординская |
3,8 |
127 |
839,3 |
Северо-Казахстанская |
3,6 |
107 |
619,9 |
Мангистауская |
3 |
78 |
1 725,8 |
Алматинская |
1,5 |
46 |
474,2 |
*Туркестанская область и Шымкент указаны вместе, так как самостоятельные системы высшего образования данных административных единиц еще формируются
Данная таблица показывает, что существует явная корреляция между доступностью высшего образования в регионе и таким экономическим показателем, как валовый региональный продукт на душу населения. Механизм их взаимовлияния за рамками нашей статьи, однако, зависимость очевидна. Лишь «нефтегазовые» Атырауская, Мангыстауская и, отчасти, Кызылординская области выбиваются из общего ряда, но это исключение лишь подтверждает общее правило. Кроме того, требует тщательного изучения ситуация в только созданной Туркестанской области и городе Шымкент, где при относительно высокой доступности высшего образования наблюдаются относительно низкие экономические показатели.
При особенностях распределения населения Казахстана, состояния транспортной сети и современных демографических процессах мы должны стремиться к ликвидации этой диспропорции и развитию системы высшего образования в регионах, так как только развитие регионов может стать драйвером экономического роста страны.
В принципе, существующее количество вузов можно признать оптимальным для Казахстана, тем более, что работают такие механизмы снижения указанных диспропорций, как целевое обучение, программа «Серпин» и инициированная Министерством образования и науки программа расширения автономии вузов. Последняя даст возможности региональным вузам самостоятельно разрабатывать не только бакалаврские, но и магистерские и докторские программы, наиболее востребованные в региональной экономике.
Безусловно, проблемы в вузах Казахстана есть и проблем этих немало. Это и качество образовательных программ, и элементы коррупции, и устаревание материально-технической базы вузов. Однако, вряд ли данные проблемы можно решить административно-организационными мерами вроде ликвидации /укрупнения /реорганизации университетов.
На наш взгляд, сегодня Министерством образования и науки выработана правильная стратегия, направленная на поэтапное расширение автономии вузов с одновременным усилением ответственности вузов перед региональным сообществом через систему Наблюдательных советов и перед профессиональным сообществом через систему аккредитации и рейтингов. Каким-то вузам, возможно, придется уйти с рынка образовательных услуг, часть существующих университетов могут изменить профиль, отказавшись от малоэффективных образовательных программ и сконцентрировавшись на более востребованных в своих регионах. Можно подумать о расширении системы высшего образования за счет развития прикладного бакалавриата в отдельных высших колледжах.
Таким образом, в ближайшее время может быть создана устойчивая национальная система высшего образования, состоящая из крупных национальных и региональных университетов и узкопрофильных (по примеру Франции или Германии) прикладных вузов. Оптимальное соотношение автономии, общественного контроля и поддержки государства позволит расширить доступность высшего образования не снижая, а в идеале, улучшая его качество. Только в этом случае рост количества студентов и выпускников вузов трансформируется в увеличение национального благосостояния, происходящее в результате накопления человеческого капитала, снижения уровня безработицы, повышения качества медицинского обслуживания, увеличения социального капитала.
Литература:
1. Байкожа Ж. Переизбыток вузов и студентов — главная беда высшего образования в Казахстане. — URL: https://www.zakon.kz/4620027-pereizbytok-vuzov-i-studentov-glavnaja.html (дата обращения: 01.10.2018)
- Unipage. Страны. — URL: https://www.unipage.net/ru/countries (дата обращения: 01.10.2018)
- Unipage. Международные студенты. — URL: https://www.unipage.net/ru/student_statistics (дата обращения: 01.10.2018)
- Министерство образования Франции. — URL: http://www.education.gouv.fr/cid195/les-chiffres-cles.html (дата обращения: 01.10.2018)
- Сун Ли. Система высшего образования в Китае. — URL: https://articlekz.com/article/8129 (дата обращения: 01.10.2018)
- Статистика Российского образования. — URL: http://stat.edu.ru/stat/vis.shtml (дата обращения: 01.10.2018)
- Альтбах Ф. Доступность образования предполагает неравенство. — URL: http://ihe.nkaoko.kz/archive/42/348/ (дата обращения: 01.10.2018)
- Данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстана. — URL: http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNumbersEducation?_afrLoop=1072760032561242# %40 %3F_afrLoop %3D1072760032561242 %26_adf.ctrl-state %3Do59yty3vi_46 (дата обращения: 01.10.2018)