Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
Автор: Лукманова Анастасия Константиновна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)
Дата публикации: 16.11.2018
Статья просмотрена: 842 раза
Библиографическое описание:
Лукманова, А. К. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра / А. К. Лукманова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14655/ (дата обращения: 19.12.2024).
В данной статье проводится обзор нарушений формирования коммуникативной стороны речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются основные проявления нарушения коммуникации речи у детей с РАС. Раскрываются принципы педагогической работы, используемые для формирования навыка общения.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, речь, коммуникативные навыки, принципы и методы обучения.
This article reviews violations of the formation of the communicative side of speech in children with autism spectrum disorders. The main manifestations of speech communication disability in children with RAS are considered. The principles of pedagogical work used to form a communication skill are revealed.
Key words: autism spectrum disorders, speech, communication skills, principles of formation, approaches.
На данный момент по данным Министерства Здравоохранения в Российской Федерации 1,6 млн детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Случаи рождения детей с нарушениями в развитии за последние несколько лет увеличились в несколько раз. В приведенную статистику включаются дети с расстройствами аутистического спектра. В Российской Федерации отсутствует законодательно принятая система педагогического сопровождения детей РАС, ориентированного на введение ребенка в образовательную среду учреждения, в детский коллектив.
Проведенные современные научные и практические исследования свидетельствуют о том, что у детей с РАС отсутствует мотивация к общению с социумом, наблюдаются нарушения формирования этапов речи. Речь таких детей можно охарактеризовать автономностью, эгоцентричностью и отрывом от реальной ситуации. Среди патологии форм речи можно выделить типичные эхолалии, скандированное произношение, своеобразная интонация, расстройства фонетического характера и нарушения тональности голоса, обозначение себя в 3-ем лице. Немалое количество детей с расстройствами аутистического спектра не использует речь как средством коммуникации. Ребенок заменяет ее вокализацией, которая является сигналом об ощущениях и состоянии ребенка. Для вокализации характерно появление звуков из неречевого окружения ребенка, различить которые могут только близкие из окружения ребенка.
Согласно требованиям, нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (от 14.11.2013 № 30384), одним из главных направлений образования детей является речевое развитие ребенка, которое включает в себя следующие аспекты:
– овладение речью как средством общения и культуры;
– формирование коммуникативно-целесообразной речи, способности пользоваться коммуникативными навыками с целью налаживания отношений с другими людьми, обмена информацией и сотрудничеством.
В данной статье мы раскроем принципы, которые помогут построить коммуникацию у детей с РАС и которыми мы должны руководствоваться при работе с лицами данной категории:
– принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;
– системность обучения;
– обучение по принципу от простого — к сложному;
– использование наглядности;
– принцип дифференцированного подхода к процессу обучения;
– взаимосвязь речи с другими высшими психическими функциями;
– использование индивидуального подхода.
Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционной работы подразумевает под собой тесное сотрудничество в коррекционной работе всех специалистов, которые работают с ребенком и его родителями. Следование данному принципу значительно повышает уровень эффективности учебного процесса.
Проведенные исследования говорят о том, что у лиц данной категории наблюдаются трудности переноса сформированных умений и навыков из одной социальной ситуации в другую (Fay, Schuler, 1980). Например, ребенок может коммуницировать на занятиях, но при общении с другими людьми данный процесс затруднен или невозможен. Включение в работу по коррекции нескольких специалистов разного профиля способствует более успешному преодолению этих трудностей, облегчению переноса навыка и его закреплению. При этом важно соблюдать условие, при котором родители и педагоги предъявляют к ребенку общие требования во время проведения коррекционной работы.
Принцип системности обучения характеризуется необходимостью включения в коррекционный процесс практических занятий на постоянной основе. Одна из основных сложностей детей с расстройствами аутистического спектра состоит в неспособности самостоятельного усвоения коммуникативных навыков, которыми дети пользуются на протяжении всего времени. Системность процесса способствует ее устранению.
Обучение должно выстраиваться последовательно. Вначале происходит формирование наиболее простых навыков, постепенно переходя к более сложным. Например, на ранних этапах обучения, детей обучают умению выражать свои просьбы, привлекая внимание взрослого, на следующих — более сложному навыку задавать вопросы; вначале –научиться отвечать на вопросы, затем –трудному навыку поддерживать диалог.
В принципе обучения от простого к сложному соблюдается последовательность постепенного усложнения подаваемого ребенку материала.
Например, вначале следует обучить навыку выражения просьбы одним словом, затем — с использованием словосочетания или короткой фразы, и далее — использование развернутой фразы:
- Фраза, состоящее из одного слова-действия: «Дай».
- Высказывание, характеризующееся простой фразой: «Дай конфету».
- Простая фраза, которая включает обращение: «Баба, дай конфету».
- Развернутое высказывание с включением «вежливого слова»: «Баба, дай, пожалуйста, конфету».
Формирование умения использования комментирующей речи осуществляется таким образом:
- Перечисление предметов, которые отображены на картинке: «Папа, машина, шампунь»;
- Перечисление предметов, изображенных на картинке, с прибавлением действия: «Папа, машина, шампунь. Папа моет машину»;
- Дополнение действия существительным: «Папа моет машину шампунем».
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что формирование коммуникативных навыков происходит последовательно с постепенным усложнением, что позволяет ребенку постепенно и правильно овладевать фразовой речью.
Принцип наглядности указывает на включение условия обязательного использования дополнительной визуальной опоры, которая облегчает обучение детей коммуникативным навыкам. Известно, что у детей с аутизмом отмечаются трудности усвоения символических, знаковых систем (Питерс, 2002). Так же дети затрудняются в понимании речи. Эта трудность является причиной правильного пользования речи с целью выражения коммуникативных функций. Решением этой проблемы является использование на занятиях дополнительных наглядных опор: реальные предметы, предметные и сюжетные картинки, схемы, пиктограммы.
Использование визуальной подсказки необходимо при работе с детьми, которые овладели фразовой речью на более высоком уровне. Это упростит поставленную перед ребенком цель.
Обучение ребенка пониманию и выражению эмоциональных реакций, будет протекать успешнее, если включить пиктограммы.
Обучая ребенка навыку построения вопроса, рекомендуется использовать карточки с вопросами: ЧТО? КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ГДЕ? КОГДА?
Принцип дифференцированного подхода говорит о том, что уровень развитие речи у детей различен и педагог при подборе методов и форм обучения должен это учитывать. Чтобы данный принцип работал эффективно, необходимо выявить уровень развития речи ученика используя различные методы диагностики.
Многочисленные проведённые исследования говорят о том, речь неразрывно связана с другими высшими психическими функциями. Этот принцип взаимосвязи указывает на необходимость выявления факторов в развитии других ВПФ, которые препятствуют полноценному и правильному развитию речи в онтогенезе.
Приводя пример, можно говорить о том, развитие различных видов мышления, памяти и др. ВПФ может способствовать более успешному формированию вербальной коммуникации. В этом случае рекомендуется использовать методы и приемы для комплексного развития ребенка.
Принцип индивидуального подхода характеризует необходимость учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей с аутизмом в процессе психолого-педагогической коррекции. Например, для детей с сформированными навыками чтения используются визуальные подсказки в виде письменной речи, для детей, не умеющих читать, вводятся наглядные подсказки –картинки.
Опыт работ, научно-исследовательских и практических, с данной категорией детей, раскрывает необходимость грамотного и систематического использования рассмотренных принципов, которые педагог должен использовать в своей коррекционной работе. Это позволит улучшить качество приобретенных детьми знаний, умений и навыков. Основные принципы необходимо соблюдать ежедневно при построении системы коррекционной работы.
Литература:
- Осипова А. А. Общая психокоррекция: учеб. пособие. М.: Сфера, 2002.
- Сухорокова И. В. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом // Сибирский вестник специального образования. 2012. Выпуск 3.
- Хаустов А. В. Проблема социального взаимодействия и коммуникации у детей с ранним детским аутизмом // Современные тенденции специальной педагогики и психологии. Научные труды Всероссийской научно-практической конференции. — Самара, 2003. — С. 408–410.
- Хаустов А. В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. — 2004. — № 4. — С. 69–74.
- Хаустов А. В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. — 2004. — № 3. — С. 18–24.
- Хаустов А. В. Исследование коммуникативных навыков детей с аутизмом в зарубежной литературе // Дети с проблемами в развитии. — 2005. — № 1. — С. 29–30.
- Хаустов А. В. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским аутизмом // Практическая психология и логопедия. — 2005. — № 5–6 (16,17). — С. 9 –15.
- URL: mon.gov.ru. URL: http://минобрнауки. рф.
Ключевые слова
речь, коммуникативные навыки, расстройства аутистического спектра, принципы и методы обученияПохожие статьи
Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра
В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...
Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков
Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.
Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...
Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Преодоление трудностей понимания речи у дошкольников с РАС
В данной статье освещаются нарушения импрессивной речи детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, а также даются рекомендации по преодолению трудностей понимания речи, основанными на практическом опыте.
Формирование и развитие понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках программы подготовки к школе
В статье автор описывает опыт формирования и развития понимания речи у неговорящих дошкольников с РАС.
Механизмы социализации детей с расстройством аутистического спектра в условиях образовательной организации
В статье представлены психологические особенности детей с расстройством аутистического спектра, обуславливающие нарушения процесса их социализации и эффективного взаимодействия с социумом. Дается анализ современных отечественных технологий, направлен...
Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта
В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с ...
Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня
В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у де...
Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня
В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.
Похожие статьи
Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра
В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...
Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков
Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.
Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...
Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Преодоление трудностей понимания речи у дошкольников с РАС
В данной статье освещаются нарушения импрессивной речи детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, а также даются рекомендации по преодолению трудностей понимания речи, основанными на практическом опыте.
Формирование и развитие понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках программы подготовки к школе
В статье автор описывает опыт формирования и развития понимания речи у неговорящих дошкольников с РАС.
Механизмы социализации детей с расстройством аутистического спектра в условиях образовательной организации
В статье представлены психологические особенности детей с расстройством аутистического спектра, обуславливающие нарушения процесса их социализации и эффективного взаимодействия с социумом. Дается анализ современных отечественных технологий, направлен...
Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта
В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с ...
Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня
В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у де...
Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня
В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.