Формирование гражданской позиции молодёжи в рамках деятельности детских объединений и детских общественных организаций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Черкасских, О. Т. Формирование гражданской позиции молодёжи в рамках деятельности детских объединений и детских общественных организаций / О. Т. Черкасских, И. Е. Котова, Е. А. Проскурникова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14657/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье рассматривается деятельность детских объединений и детских общественных организаций в рамках гражданско-патриотического воспитания, приобретения опыта деятельности как гражданина общества.

Детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, — эти качества должны воспитываться в детях с самого раннего возраста.

Учитывая неспокойную обстановку в мире, патриотическое воспитание молодежи сегодня является главной задачей образовательных организаций.

Особое место в воспитании чувства патриотизма, углублении представлений обучающихся о своей стране, создании условий для понимания её истории и культуры отводится детским объединениям и детским общественным организациям. Целесообразность патриотического воспитания определяется возможностью развития каждого члена детских организаций и объединений.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения — это, в первую очередь, формирование гражданской сознательности и активности. В силу эмоциональности и стремления детей действовать объединено, их активность в выражении гражданской позиции будет возрастать, если:

– проводить обучение с целью самоконтроля, самооценки и самокоррекции в выборе своей гражданской позиции;

– использовать формы и методы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;

– развивать способность использовать потенциал социальной среды для собственного развития, проявлять активность к социальной адаптации в обществе;

– использовать технологии, направленные на социализацию личности;

– осуществлять мониторинг уровня интереса членов детских организаций и объединений;

– выявлять опыт обучающихся и включать их в сотрудничество.

Одним из главных условий в работе детских общественных организаций и детских объединений является то, что любые мероприятия патриотической направленности должны задействовать обучающихся в качестве организаторов, участников, а не зрителей.

Изменения в обществе потребовали пересмотра основополагающих принципов патриотического воспитания. Возникает необходимость и в выборе новых форм:

– патриотического характера (беседы, тематические вечера, творческие диалоги, встречи с ветеранами, героями России);

– военной направленности (военно-спортивные игры, технические объединения с патриотической направленностью);

– комбинирование (многоплановые системные мероприятия, направленные на гражданско-патриотическое воспитание молодёжи, социально-ориентированные проекты).

Таким образом, патриотическое воспитание школьников характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение учащихся в непосредственную патриотическую деятельность: военно-спортивная игра «Зарничка», смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, оформление летописей, альбомов патриотической тематики. Важная предпосылка эффективности гражданско-патриотического воспитания школьников — своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на воспитание патриотов.

Так как работа по формированию у молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга многоплановая, систематическая, целенаправленная, то для лучшей адаптации подрастающего поколения в обществе, его социализации и развития личности необходимо использовать в работе детских объединений и организаций уже известную методику коллективных творческих дел (далее — КТД) И. П. Иванова. Основные задачи КТД: формирование и развитие коллектива; развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности; развитие творчества как коллективного, так и индивидуального; обучение правилам и формам совместной работы. Все представленные задачи полностью удовлетворяют современным условиям. К тому же, организация и проведение КТД позволяет включить в деятельность большое количество обучающихся, предоставляя возможность каждому проявить свои творческие способности, высказать свою точку зрения и укрепить свою позицию в детском коллективе. Именно в коллективной деятельности происходит становление личности каждого ребенка, непосредственное обогащение каждого участника собственным опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе, как к гражданину. Основу содержания такой деятельности составляет нравственный опыт, накапливаемый школьниками в процессе реализации таких КТД, как «Хочу служить России», «Помнит сердце, не забудет никогда», «Звездный марш-поход» и др.

Особая роль в воспитании гражданственности отводится проектной деятельности, цель которых — создание среды для самовыражения и реализации интеллектуальных и творческих ресурсов обучающихся, готовых к социальному и гражданскому выбору. Для ребенка проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Цель проекта формулируется зачастую самими учащимися, результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих участников проекта (Например, проекты «Благодарная память», «Внуки Победы», «С чего начинается Родина» и др.)

Таким образом, деятельность детских объединений и детских общественных организаций имеет большие возможности для осуществления гражданско-патриотического воспитания:

– включение подрастающего поколения в гражданско-правовые отношения;

– расширение знаний по истории Отечества;

– формирование умения оценивать события с позиции справедливости, гуманизма;

– приобретение школьниками опыта деятельности как гражданина общества.

Всё это помогает в формировании чёткой гражданской позиции у молодёжи — поколения, которое является частью огромной страны.

Литература:

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. — М.: Айрис-пресс, 2002.
  2. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей: учебное пособие текст. / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. М.: Роспедагентство,1988.
  3. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. — 2003. — № 5. — С. 12–13.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданско-патриотическое воспитание, подрастающее поколение, гражданин общества, гражданская позиция, детская, деятельность детских объединений, объединение, патриотическая направленность, патриотическое воспитание, развитие личности.

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт по организации работы нравственно-патриотического воспитания, по созданию оптимальных условий для формирования нравственно-патриотического сознания у детей дошкольного возраста.

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной работы в школе

Статья описывает опыт работы по развитию творческих способностей школьников посредством интеграции в разных видах продуктивной деятельности. Статья может быть интересна широкому кругу педагогов. Она ориентирует читателя на использование опыта работы ...

Формирование культуры общения у младших школьников в процессе усвоения лексики человеческих отношений

В статье рассматриваются вопросы о формировании культуры общения, выявление специфики становления личности обучающегося в процессе познавательной деятельности и усвоения знаний в учебном пространстве.

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на с...

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Формирование патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольников через реализацию в деятельности ДОУ этнокультурного регионального казачьего компонента

В статье автор делится опытом работы по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность педагогов ДОУ.

Формирование духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности

В статье представлен опыт работы по формированию духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности.

Физическое воспитание как фактор социализации обучающихся с девиантным поведением

В статье рассматривается процесс социализации обучающихся с девиантным поведением посредством физического воспитания путем взаимодействия образовательного учреждения и системы дополнительного образования.

Методические приемы активизации познавательной деятельности ученика на уроках гуманитарного цикла (из опыта работы учителя истории и обществознания)

Важнейшим условием развития познавательного интереса к предмету и повышения его внутренней мотивации является методически грамотное использование приемов активизации познавательной деятельности учеников на уроках с учетом специфики преподавания предм...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт по организации работы нравственно-патриотического воспитания, по созданию оптимальных условий для формирования нравственно-патриотического сознания у детей дошкольного возраста.

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной работы в школе

Статья описывает опыт работы по развитию творческих способностей школьников посредством интеграции в разных видах продуктивной деятельности. Статья может быть интересна широкому кругу педагогов. Она ориентирует читателя на использование опыта работы ...

Формирование культуры общения у младших школьников в процессе усвоения лексики человеческих отношений

В статье рассматриваются вопросы о формировании культуры общения, выявление специфики становления личности обучающегося в процессе познавательной деятельности и усвоения знаний в учебном пространстве.

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на с...

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Формирование патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольников через реализацию в деятельности ДОУ этнокультурного регионального казачьего компонента

В статье автор делится опытом работы по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность педагогов ДОУ.

Формирование духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности

В статье представлен опыт работы по формированию духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности.

Физическое воспитание как фактор социализации обучающихся с девиантным поведением

В статье рассматривается процесс социализации обучающихся с девиантным поведением посредством физического воспитания путем взаимодействия образовательного учреждения и системы дополнительного образования.

Методические приемы активизации познавательной деятельности ученика на уроках гуманитарного цикла (из опыта работы учителя истории и обществознания)

Важнейшим условием развития познавательного интереса к предмету и повышения его внутренней мотивации является методически грамотное использование приемов активизации познавательной деятельности учеников на уроках с учетом специфики преподавания предм...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО