Деятельность методического кабинета по оказанию помощи педагогическим работникам военного вуза в совершенствовании педагогического мастерства
Авторы: Андреев Игорь Васильевич, Германович Александр Семенович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)
Дата публикации: 18.11.2018
Статья просмотрена: 1008 раз
Библиографическое описание:
Андреев, И. В. Деятельность методического кабинета по оказанию помощи педагогическим работникам военного вуза в совершенствовании педагогического мастерства / И. В. Андреев, А. С. Германович. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 56-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14658/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье сформулированы основные направления деятельности методического кабинета по оказанию помощи преподавателям военного вуза в совершенствовании педагогического мастерства. Раскрыты основные методы и формы работы методического кабинета в данном направлении. Приводятся сведения об оснащении и возможностях методического кабинета по оказанию помощи профессорско-преподавательскому составу по совершенствованию педагогического мастерства.
Ключевые слова: преподаватель, методическая деятельность в военном вузе, методический кабинет, практическая помощь преподавателю, начинающий преподаватель, педагогическое мастерство.
В п. 6 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», сказано: «В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися».
В настоящее время в должностные обязанности профессорско-преподавательского состава вуза включены несколько видов методической деятельности:
учебно-методическая;
научно-методическая;
организационно-методическая.
Учебно-методическая деятельность преподавателя вуза прежде всего обусловлена совершенствованием методик обучения, наличием необходимой учебной литературы, учебно-методической документации, включает в себя подготовку к учебным занятиям.
Научно-методическая деятельность преподавателя прежде всего направлена на:
изучение и обобщение передового опыта организации учебного процесса;
разработку и внедрение инновационных методов и технологий обучения; разработку методов контроля и управления качеством подготовки обучаемых на всех этапах обучения.
Она предполагает публикацию научных результатов работы по проблемам высшего образования в периодической и научной печати, в материалах научно-методических конференций.
Организационно-методическая деятельность преподавателя (в том числе экспертно-методическая) требует от него наличия педагогического опыта и самоорганизации.
Она предполагает участие в работе общественных методических органов, в системе управления вузом, в подготовке и проведении методических мероприятий, экспертизе методического обеспечения и методического сопровождения учебного процесса.
Содержание методической деятельности преподавателя вуза меняется в зависимости от образовательных целей и задач, от опыта его работы в вузе и статуса [7].
В повседневной жизни у педагогических работников в силу объективных и субъективных причин не всегда получается в полной мере заниматься перечисленными выше видами методической деятельности. Большую часть рабочего времени преподавателя занимает подготовка к проведению учебных занятий и проведение занятий на высоком методическом уровне. По этой причине заниматься научно-методической деятельностью приходится, как правило в нерабочее время, что серьезно отражается на качестве такого рода деятельности.
И вот тут на помощь преподавателю приходит персонал методического кабинета. Методисты методического кабинета также относятся к педагогическим работникам [2]. Однако, в силу специфики своей деятельности занимаются, в основном, организационно-методическим видом методической деятельности.
Методический кабинет академии создан в целях координации деятельности вуза по организации методической деятельности, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, оказания помощи преподавательскому составу в повышении педагогической квалификации [3]
Основное предназначение методического кабинета — оказание практической помощи преподавателям, особенно начинающим, адъюнктам, командирам подразделений слушателей (курсантов) академии в подготовке к проведению учебных занятий, правильном выборе форм, средств и методов проведения учебной и воспитательной деятельности с курсантами и слушателями (магистрантами), в повышении педагогического мастерства, постановке и проведении педагогических (методических) экспериментов, в отработке методики применения технических средств обучения.
Организационно методический кабинет входит в методический отдел учебно-методического центра.
Работа методического кабинета осуществляется на основе плана методической деятельности академии на учебный год, плана проведения методических занятий на семестр и плана-календаря основных мероприятий академии на месяц.
В состав методического кабинета входят библиотечно-информационный фонд и класс педагогического мастерства.
Класс педагогического мастерства предназначен для оказания помощи преподавателям при подготовке к проведению самостоятельных занятий. Особенно это касается начинающих преподавателей. Здесь преподаватель самостоятельно или под наблюдением более опытных коллег и методистов осваивает азы подачи учебных материалов, а также повышает свое педагогическое мастерство. В ходе проведения подобного рода тренировок преподаватель совершенствует свои навыки по порядку изложения учебного материала, использованию классной доски, технических средств обучения, презентаций, а также использование лексических приемов.
В классе, как правило, организуются и проводятся начинающими преподавателями пробные занятия перед преподавателями кафедры.
В ходе обсуждения пробного занятия более опытные коллеги помогают начинающему преподавателю выбрать наиболее оптимальные формы и методы подачи учебных материалов, подсказывают, как устранить ошибки, допущенные начинающим педагогом при проведении пробного занятия. При обсуждении педагогических состав кафедры принимает решение о допуске начинающего преподавателя к самостоятельному проведению занятий со слушателями (курсантами).
Для оказания практической помощи преподавателям класс педагогического мастерства оборудован стендами, отражающими информацию:
по истории методического мастерства с упором на армейскую специфику,
о методической деятельности факультетов и кафедр академии,
по наиболее актуальным педагогическим технологиям, применяемым педагогическим составом академии,
по эффективности и качеству методической деятельности профессорско-преподавательского состава академии,
о педагогическом мастерстве лучших преподавателей-методистов академии,
об опыте работы лучших преподавателей-методистов академии,
об опыте работы лучших кафедр академии,
о материалах периодической печати, представляющих наибольший интерес для преподавателей академии.
Информация, размещенная на стендах, обновляется по мере появления новых актуальных материалов.
Кроме того, в классе педагогического мастерства размещены постоянно действующие выставки базовых электронных учебников, применяемых в образовательной деятельности в вузах Министерства обороны, а также изданий периодической печати, поступающих в методический кабинет. В основном издания периодической печати, поступающие в методический кабинет посвящены вопросам педагогики и психологии.
Из 45 изданий периодической печати, размещенных на выставке, 39 составляют издания, включенные в перечень ВАК.
Методисты методического кабинета постоянно изучают и анализируют поступающие издания с целью ознакомления руководства учебно-методического центра, факультетов, кафедр и профессорско-преподавательского состава с актуальными материалами по вопросам образовательной деятельности.
По итогам изучения и анализа материалов периодической печати в методическом кабинете ежеквартально выпускаются информационно-методические бюллетени «Методический кабинет рекомендует» с перечнем материалов, представляющих интерес для преподавателей.
Кроме того, в классе педагогического мастерства размещены 4 автоматизированных рабочих места, подключенных к локальной сети академии, мультимедийный проектор, интерактивная доска, классная доска и рабочие столы.
В локальной сети академии на странице методического кабинета в отдельных папках размещены следующие сведения:
‒ электронные версии нормативно-правовых актов (законов, постановлений Правительства, приказов Министра образования и науки, Министра обороны, директив, указаний и т. п., касающихся образовательной деятельности);
‒ электронные версии локальных правовых актов, принятых на заседаниях ученого совета и утвержденных начальником академии;
‒ электронные версии различных видов и форм учебно-методической документации;
‒ электронные версии актуальных материалов изданий периодической печати;
‒ электронные версии печатных изданий по вопросам педагогики и психологии высшей военной школы;
‒ электронные версии печатных изданий, получаемых по подписке;
‒ электронные версии методических сборников с материалами об «Опыте работы лучших преподавателей-методистов академии» по итогам учебного года;
‒ электронные версии методических сборников с материалами учебно-методических сборов с профессорско-педагогическим составом по итогам учебного года;
‒ электронные версии ежеквартальных информационно-методических бюллетеней «Методический кабинет рекомендует».
Самостоятельная работа преподавателя является важной составляющей повышения квалификации не только начинающего преподавателя, но и более опытных преподавателей. Библиотечно-информационный фонд методического кабинета позволяет посетителю ознакомиться с новыми поступлениями литературы, в том числе изданий периодической печати, по интересующим направлениям подготовки или исследований.
Опытные методисты консультируют преподавателей по вопросам методической деятельности академии, использованию технических средств обучения, выбору и применению различных методик обучения.
Оснащение класса педагогического мастерства позволяет проводить различные мероприятия с общей численностью присутствующих до 50 человек.
В помещении класса педагогического мастерстваежемесячно планируются и проводятся лекции, доклады, и научные сообщения по вопросам совершенствования образовательной деятельности, применению наиболее эффективных педагогических технологий при проведении всех видов учебных занятий.
Кроме того, здесь же ежемесячно организуются и проводятся заседания межкафедральных предметно-методических комиссий, инструкторско-методических занятий, а также занятия с начинающими преподавателями.
В информационно-библиотечном фонде методического кабинета помимо печатных материалов изданий периодической печати находятся издания материалов научных конференций, проведенных в академии, а также материалы педагогических (методических) экспериментов, выполненных преподавателями академии.
Сотрудники методического кабинета регулярно оказывают помощь преподавателям по выбору тематики, проведению и оформлению отчетов о выполненных педагогических (методических) экспериментах на всех этапах планирования и выполнения педагогических экспериментов.
В библиотечно-информационном фонде академии также находятся печатные версии методических сборников с опытом работы лучших преподавателей-методистов академии, по итогам учебного года, а также с материалами учебно-методических сборов профессорско-преподавательского состава за учебный год.
Одним из главных мероприятий по обобщению передового опыта работы лучших преподавателей-методистов академии является посещение открытых и показных занятий методистами методического кабинета.
Согласно положений Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 года № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» открытые (показные) занятия проводятся в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям и командирам подразделений слушателей (курсантов) в организации занятий и методике их проведения.
Проведение открытых (показных) занятий и посещение этих занятий преподавателями является важным элементом повышения квалификации педагога.
Посещение методистами открытых и показных занятий, проводимых преподавателями академии, осуществляется на основе Плана проведения методических занятий в академии в осенне-зимнем (весенне-летнем) семестре учебного года.
Все лучшее, что применяется преподавателями при организации и проведений открытых и показных занятий анализируется методистами и доводится до сведения всех преподавателей академии при проведении общеакадемических мероприятий методической деятельности.
Свободный доступ к печатной и электронной версиям информационно-библиотечного фонда, а также помощь и консультации опытных методистов позволяют посетителям методического кабинета достаточно быстро получить информацию по интересующим вопросам.
Деятельность методического кабинета позволяет преподавателям академии активно и планомерно работать над повышением педагогического и методического мастерства, обобщать и внедрять передовой опыт работы лучших преподавателей-методистов по обучению и воспитанию мотивированных офицерских кадров.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
- Постановление Правительства Российской федерации от 1 октября 2002 г. N 724 «О продолжительности ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам».
- Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 года № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170951/.
- Коробко А. И. Методическая работа в вузе: цели, задачи, пути и формы ее ведения/ Вестн. Моск. лингвистического ун-та. — Вып. 16(649) — 2012. — С. 94–105.
- Логинова С. Л. Методическая работа и методическая деятельность преподавателя вуза/ Вест. Моск. Областного ун-та. Серия: Педагогика.- № 2–2015. — С. 146–152.
- Пучков Н. П. Методическая работа вузе: Метод. указания. Тамбов, 2010. 32 с.
- Соловова Н. В. Организация и виды методической работы в вузе. Самара: Универс групп, 2006.
- Соловова Н. В. Методическая компетентность преподавателя вуза. /Вест. Российского ун-та им. И. Канта. 2010. Вып. 5. С. 52–59.
Ключевые слова
преподаватель, педагогическое мастерство, методическая деятельность в военном вузе, методический кабинет, практическая помощь преподавателю, начинающий преподавательПохожие статьи
Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации
В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...
Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов
В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...
Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России
В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание след...
Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава
Рассматриваются особенности педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава. Обосновывается актуальность развития технологий педагогического сопровождения и их влияния на по...
Сущность и содержание информирования как основной формы информационно-воспитательной работы в кадетском училище
Статья посвящена характеристике информационно-воспитательной работы в Оренбургском президентском кадетском училище и проведению информирования, как основной формы работы в данном направлении. В статье сформулированы основные цели и задачи проведения ...
Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации. На основе анализа современных достижений теории и практики авторами пр...
Формирование научно-исследовательской компетентности как элемент преемственности среднего общего и высшего профессионального образования
Статья посвящена проблеме формирования научно-исследовательской компетентности, как элемента преемственности среднего общего и высшего профессионального образования. Представлены понятия научно-исследовательской компетентности и деятельности. Обознач...
Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций
В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...
Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллект...
Подготовка бакалавров к организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к организации и проведению массовой работы в общеобразовательной школе по основам безопасности жизнедеятельности, а именно: определяется значение массовой...
Похожие статьи
Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации
В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...
Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов
В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...
Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России
В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание след...
Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава
Рассматриваются особенности педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава. Обосновывается актуальность развития технологий педагогического сопровождения и их влияния на по...
Сущность и содержание информирования как основной формы информационно-воспитательной работы в кадетском училище
Статья посвящена характеристике информационно-воспитательной работы в Оренбургском президентском кадетском училище и проведению информирования, как основной формы работы в данном направлении. В статье сформулированы основные цели и задачи проведения ...
Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации. На основе анализа современных достижений теории и практики авторами пр...
Формирование научно-исследовательской компетентности как элемент преемственности среднего общего и высшего профессионального образования
Статья посвящена проблеме формирования научно-исследовательской компетентности, как элемента преемственности среднего общего и высшего профессионального образования. Представлены понятия научно-исследовательской компетентности и деятельности. Обознач...
Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций
В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...
Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллект...
Подготовка бакалавров к организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к организации и проведению массовой работы в общеобразовательной школе по основам безопасности жизнедеятельности, а именно: определяется значение массовой...