Деятельность методического кабинета по оказанию помощи педагогическим работникам военного вуза в совершенствовании педагогического мастерства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)

Дата публикации: 18.11.2018

Статья просмотрена: 1008 раз

Библиографическое описание:

Андреев, И. В. Деятельность методического кабинета по оказанию помощи педагогическим работникам военного вуза в совершенствовании педагогического мастерства / И. В. Андреев, А. С. Германович. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 56-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14658/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье сформулированы основные направления деятельности методического кабинета по оказанию помощи преподавателям военного вуза в совершенствовании педагогического мастерства. Раскрыты основные методы и формы работы методического кабинета в данном направлении. Приводятся сведения об оснащении и возможностях методического кабинета по оказанию помощи профессорско-преподавательскому составу по совершенствованию педагогического мастерства.

Ключевые слова: преподаватель, методическая деятельность в военном вузе, методический кабинет, практическая помощь преподавателю, начинающий преподаватель, педагогическое мастерство.

В п. 6 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», сказано: «В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися».

В настоящее время в должностные обязанности профессорско-преподавательского состава вуза включены несколько видов методической деятельности:

учебно-методическая;

научно-методическая;

организационно-методическая.

Учебно-методическая деятельность преподавателя вуза прежде всего обусловлена совершенствованием методик обучения, наличием необходимой учебной литературы, учебно-методической документации, включает в себя подготовку к учебным занятиям.

Научно-методическая деятельность преподавателя прежде всего направлена на:

изучение и обобщение передового опыта организации учебного процесса;

разработку и внедрение инновационных методов и технологий обучения; разработку методов контроля и управления качеством подготовки обучаемых на всех этапах обучения.

Она предполагает публикацию научных результатов работы по проблемам высшего образования в периодической и научной печати, в материалах научно-методических конференций.

Организационно-методическая деятельность преподавателя (в том числе экспертно-методическая) требует от него наличия педагогического опыта и самоорганизации.

Она предполагает участие в работе общественных методических органов, в системе управления вузом, в подготовке и проведении методических мероприятий, экспертизе методического обеспечения и методического сопровождения учебного процесса.

Содержание методической деятельности преподавателя вуза меняется в зависимости от образовательных целей и задач, от опыта его работы в вузе и статуса [7].

В повседневной жизни у педагогических работников в силу объективных и субъективных причин не всегда получается в полной мере заниматься перечисленными выше видами методической деятельности. Большую часть рабочего времени преподавателя занимает подготовка к проведению учебных занятий и проведение занятий на высоком методическом уровне. По этой причине заниматься научно-методической деятельностью приходится, как правило в нерабочее время, что серьезно отражается на качестве такого рода деятельности.

И вот тут на помощь преподавателю приходит персонал методического кабинета. Методисты методического кабинета также относятся к педагогическим работникам [2]. Однако, в силу специфики своей деятельности занимаются, в основном, организационно-методическим видом методической деятельности.

Методический кабинет академии создан в целях координации деятельности вуза по организации методической деятельности, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, оказания помощи преподавательскому составу в повышении педагогической квалификации [3]

Основное предназначение методического кабинета — оказание практической помощи преподавателям, особенно начинающим, адъюнктам, командирам подразделений слушателей (курсантов) академии в подготовке к проведению учебных занятий, правильном выборе форм, средств и методов проведения учебной и воспитательной деятельности с курсантами и слушателями (магистрантами), в повышении педагогического мастерства, постановке и проведении педагогических (методических) экспериментов, в отработке методики применения технических средств обучения.

Организационно методический кабинет входит в методический отдел учебно-методического центра.

Работа методического кабинета осуществляется на основе плана методической деятельности академии на учебный год, плана проведения методических занятий на семестр и плана-календаря основных мероприятий академии на месяц.

В состав методического кабинета входят библиотечно-информационный фонд и класс педагогического мастерства.

Класс педагогического мастерства предназначен для оказания помощи преподавателям при подготовке к проведению самостоятельных занятий. Особенно это касается начинающих преподавателей. Здесь преподаватель самостоятельно или под наблюдением более опытных коллег и методистов осваивает азы подачи учебных материалов, а также повышает свое педагогическое мастерство. В ходе проведения подобного рода тренировок преподаватель совершенствует свои навыки по порядку изложения учебного материала, использованию классной доски, технических средств обучения, презентаций, а также использование лексических приемов.

В классе, как правило, организуются и проводятся начинающими преподавателями пробные занятия перед преподавателями кафедры.

В ходе обсуждения пробного занятия более опытные коллеги помогают начинающему преподавателю выбрать наиболее оптимальные формы и методы подачи учебных материалов, подсказывают, как устранить ошибки, допущенные начинающим педагогом при проведении пробного занятия. При обсуждении педагогических состав кафедры принимает решение о допуске начинающего преподавателя к самостоятельному проведению занятий со слушателями (курсантами).

Для оказания практической помощи преподавателям класс педагогического мастерства оборудован стендами, отражающими информацию:

по истории методического мастерства с упором на армейскую специфику,

о методической деятельности факультетов и кафедр академии,

по наиболее актуальным педагогическим технологиям, применяемым педагогическим составом академии,

по эффективности и качеству методической деятельности профессорско-преподавательского состава академии,

о педагогическом мастерстве лучших преподавателей-методистов академии,

об опыте работы лучших преподавателей-методистов академии,

об опыте работы лучших кафедр академии,

о материалах периодической печати, представляющих наибольший интерес для преподавателей академии.

Информация, размещенная на стендах, обновляется по мере появления новых актуальных материалов.

Кроме того, в классе педагогического мастерства размещены постоянно действующие выставки базовых электронных учебников, применяемых в образовательной деятельности в вузах Министерства обороны, а также изданий периодической печати, поступающих в методический кабинет. В основном издания периодической печати, поступающие в методический кабинет посвящены вопросам педагогики и психологии.

Из 45 изданий периодической печати, размещенных на выставке, 39 составляют издания, включенные в перечень ВАК.

Методисты методического кабинета постоянно изучают и анализируют поступающие издания с целью ознакомления руководства учебно-методического центра, факультетов, кафедр и профессорско-преподавательского состава с актуальными материалами по вопросам образовательной деятельности.

По итогам изучения и анализа материалов периодической печати в методическом кабинете ежеквартально выпускаются информационно-методические бюллетени «Методический кабинет рекомендует» с перечнем материалов, представляющих интерес для преподавателей.

Кроме того, в классе педагогического мастерства размещены 4 автоматизированных рабочих места, подключенных к локальной сети академии, мультимедийный проектор, интерактивная доска, классная доска и рабочие столы.

В локальной сети академии на странице методического кабинета в отдельных папках размещены следующие сведения:

‒ электронные версии нормативно-правовых актов (законов, постановлений Правительства, приказов Министра образования и науки, Министра обороны, директив, указаний и т. п., касающихся образовательной деятельности);

‒ электронные версии локальных правовых актов, принятых на заседаниях ученого совета и утвержденных начальником академии;

‒ электронные версии различных видов и форм учебно-методической документации;

‒ электронные версии актуальных материалов изданий периодической печати;

‒ электронные версии печатных изданий по вопросам педагогики и психологии высшей военной школы;

‒ электронные версии печатных изданий, получаемых по подписке;

‒ электронные версии методических сборников с материалами об «Опыте работы лучших преподавателей-методистов академии» по итогам учебного года;

‒ электронные версии методических сборников с материалами учебно-методических сборов с профессорско-педагогическим составом по итогам учебного года;

‒ электронные версии ежеквартальных информационно-методических бюллетеней «Методический кабинет рекомендует».

Самостоятельная работа преподавателя является важной составляющей повышения квалификации не только начинающего преподавателя, но и более опытных преподавателей. Библиотечно-информационный фонд методического кабинета позволяет посетителю ознакомиться с новыми поступлениями литературы, в том числе изданий периодической печати, по интересующим направлениям подготовки или исследований.

Опытные методисты консультируют преподавателей по вопросам методической деятельности академии, использованию технических средств обучения, выбору и применению различных методик обучения.

Оснащение класса педагогического мастерства позволяет проводить различные мероприятия с общей численностью присутствующих до 50 человек.

В помещении класса педагогического мастерстваежемесячно планируются и проводятся лекции, доклады, и научные сообщения по вопросам совершенствования образовательной деятельности, применению наиболее эффективных педагогических технологий при проведении всех видов учебных занятий.

Кроме того, здесь же ежемесячно организуются и проводятся заседания межкафедральных предметно-методических комиссий, инструкторско-методических занятий, а также занятия с начинающими преподавателями.

В информационно-библиотечном фонде методического кабинета помимо печатных материалов изданий периодической печати находятся издания материалов научных конференций, проведенных в академии, а также материалы педагогических (методических) экспериментов, выполненных преподавателями академии.

Сотрудники методического кабинета регулярно оказывают помощь преподавателям по выбору тематики, проведению и оформлению отчетов о выполненных педагогических (методических) экспериментах на всех этапах планирования и выполнения педагогических экспериментов.

В библиотечно-информационном фонде академии также находятся печатные версии методических сборников с опытом работы лучших преподавателей-методистов академии, по итогам учебного года, а также с материалами учебно-методических сборов профессорско-преподавательского состава за учебный год.

Одним из главных мероприятий по обобщению передового опыта работы лучших преподавателей-методистов академии является посещение открытых и показных занятий методистами методического кабинета.

Согласно положений Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 года № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» открытые (показные) занятия проводятся в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям и командирам подразделений слушателей (курсантов) в организации занятий и методике их проведения.

Проведение открытых (показных) занятий и посещение этих занятий преподавателями является важным элементом повышения квалификации педагога.

Посещение методистами открытых и показных занятий, проводимых преподавателями академии, осуществляется на основе Плана проведения методических занятий в академии в осенне-зимнем (весенне-летнем) семестре учебного года.

Все лучшее, что применяется преподавателями при организации и проведений открытых и показных занятий анализируется методистами и доводится до сведения всех преподавателей академии при проведении общеакадемических мероприятий методической деятельности.

Свободный доступ к печатной и электронной версиям информационно-библиотечного фонда, а также помощь и консультации опытных методистов позволяют посетителям методического кабинета достаточно быстро получить информацию по интересующим вопросам.

Деятельность методического кабинета позволяет преподавателям академии активно и планомерно работать над повышением педагогического и методического мастерства, обобщать и внедрять передовой опыт работы лучших преподавателей-методистов по обучению и воспитанию мотивированных офицерских кадров.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
  2. Постановление Правительства Российской федерации от 1 октября 2002 г. N 724 «О продолжительности ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам».
  3. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 года № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170951/.
  4. Коробко А. И. Методическая работа в вузе: цели, задачи, пути и формы ее ведения/ Вестн. Моск. лингвистического ун-та. — Вып. 16(649) — 2012. — С. 94–105.
  5. Логинова С. Л. Методическая работа и методическая деятельность преподавателя вуза/ Вест. Моск. Областного ун-та. Серия: Педагогика.- № 2–2015. — С. 146–152.
  6. Пучков Н. П. Методическая работа вузе: Метод. указания. Тамбов, 2010. 32 с.
  7. Соловова Н. В. Организация и виды методической работы в вузе. Самара: Универс групп, 2006.
  8. Соловова Н. В. Методическая компетентность преподавателя вуза. /Вест. Российского ун-та им. И. Канта. 2010. Вып. 5. С. 52–59.
Основные термины (генерируются автоматически): методический кабинет, педагогическое мастерство, периодическая печать, методическая деятельность, преподаватель, оказание помощи, преподаватель академии, лучший преподаватель-методист академии, образовательная деятельность, опыт работы.

Ключевые слова

преподаватель, педагогическое мастерство, методическая деятельность в военном вузе, методический кабинет, практическая помощь преподавателю, начинающий преподаватель

Похожие статьи

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...

Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов

В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...

Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России

В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание след...

Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава

Рассматриваются особенности педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава. Обосновывается актуальность развития технологий педагогического сопровождения и их влияния на по...

Сущность и содержание информирования как основной формы информационно-воспитательной работы в кадетском училище

Статья посвящена характеристике информационно-воспитательной работы в Оренбургском президентском кадетском училище и проведению информирования, как основной формы работы в данном направлении. В статье сформулированы основные цели и задачи проведения ...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации. На основе анализа современных достижений теории и практики авторами пр...

Формирование научно-исследовательской компетентности как элемент преемственности среднего общего и высшего профессионального образования

Статья посвящена проблеме формирования научно-исследовательской компетентности, как элемента преемственности среднего общего и высшего профессионального образования. Представлены понятия научно-исследовательской компетентности и деятельности. Обознач...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллект...

Подготовка бакалавров к организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к организации и проведению массовой работы в общеобразовательной школе по основам безопасности жизнедеятельности, а именно: определяется значение массовой...

Похожие статьи

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...

Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов

В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...

Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России

В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание след...

Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава

Рассматриваются особенности педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава. Обосновывается актуальность развития технологий педагогического сопровождения и их влияния на по...

Сущность и содержание информирования как основной формы информационно-воспитательной работы в кадетском училище

Статья посвящена характеристике информационно-воспитательной работы в Оренбургском президентском кадетском училище и проведению информирования, как основной формы работы в данном направлении. В статье сформулированы основные цели и задачи проведения ...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации. На основе анализа современных достижений теории и практики авторами пр...

Формирование научно-исследовательской компетентности как элемент преемственности среднего общего и высшего профессионального образования

Статья посвящена проблеме формирования научно-исследовательской компетентности, как элемента преемственности среднего общего и высшего профессионального образования. Представлены понятия научно-исследовательской компетентности и деятельности. Обознач...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллект...

Подготовка бакалавров к организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к организации и проведению массовой работы в общеобразовательной школе по основам безопасности жизнедеятельности, а именно: определяется значение массовой...