Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме эмоционального благополучия и развития ребенка дошкольного возраста
Авторы: Брюханова Татьяна Геннадьевна, Быкова Евгения Демьяновна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)
Дата публикации: 17.11.2018
Статья просмотрена: 1247 раз
Библиографическое описание:
Брюханова, Т. Г. Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме эмоционального благополучия и развития ребенка дошкольного возраста / Т. Г. Брюханова, Е. Д. Быкова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14659/ (дата обращения: 15.11.2024).
Актуальность изучения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста определяется современными условиями воспитания в семье. Взаимодействие ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Семья предоставляет ребенку не только благоприятные возможности для формирования его личности, но она также естественным образом вводит его в постоянно расширяющиеся социальные связи и отношения. У ребенка формируется эмоциональное отношение к самому себе и другим членам семьи; эмоциональная отзывчивость; эмоциональное реагирование на постоянно изменяющиеся ситуации в социуме. Все перечисленные особенности в дальнейшем способствуют формированию предпосылок для эмоционального благополучия. Под эмоциональным благополучием Г. А. Урунтаева определяет чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям [2,с.19]. А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно- эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками [1,с.33].
Опираясь на понятие «эмоциональное благополучие» можно «нарисовать» портрет эмоционально благополучного ребенка. Это ребенок, который:
– улыбается,
– непосредственно ведет себя в разных ситуациях,
– общителен;
– доброжелателен;
– способен выслушать других;
– не грубит, но способен доказать свою точку зрения, объясняя и аргументируя свой выбор;
– ласков с родными и близкими;
– не проявляет агрессии;
– в конфликтных ситуациях находит взвешенное решение;
– проявляет чувство юмора;
– не повышает голос;
– считается с мнением окружающих;
– прислушивается к советам взрослых.
Итак, эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установление доброжелательных взаимоотношений в семье и между детьми и педагогами. Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является особенно актуальной. Позитивное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Эмоциональное благополучие способствует выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Эмоциональное перенапряжение, чрезмерные переживания, стрессы, а также многие другие факторы могут привести к появлению у ребенка различных невротических реакций.
Детские психиатры утверждают: семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональным напряжением, формирует у детей неустойчивость эмоционального реагирования; мрачность, замкнутость, страх. Действительно, ребенок дошкольного возраста, не способный еще аналитически мыслить, верит тому, что видит и слышит. Факт родительской раздраженности воспринимается ребенком однозначно — как отношение к себе. Родители должны помнить, что ребенок зачастую к ним обращается не за конкретным советом, а именно за пониманием, за выражением любви, поддержкой и утешением. Очевидно, что важным компонентом эмоционального благополучия семьи является культура родителей. Она обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, формируется чувство эмоционального комфорта, привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности к взрослому и проявление любви и заботы обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого.
Педагогическая поддержка семье в вопросах эмоционального благополучия ребенка — один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При организации помощи семьям детей-дошкольников перед педагогом встают следующие задачи:
– оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания и развития;
– выработка единого стиля воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
– активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
– формирование у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.
В рамках изучения условий обучения и воспитания в семье, а также затруднений у родителей в вопросах воспитания воспитателями может быть организовано посещение семьи. Беседа позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя, увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании.
Не каждый родитель способен оценить свои ошибки в воспитании, которые могут оказывать влияние на эмоциональное благополучие и развитие ребенка. В связи с этим было бы целесообразно предложить родителям своеобразное исследование особенностей воспитания, которое осуществляется в семье. Это может быть «Родительское сочинение», которое позволяет выявить особенности родительской позиции и типа семейного воспитания, получить информацию об истории развития ребенка, получить описание проблем развития ребенка глазами родителей, а также определить зоны конфликтности в детско-родительском взаимодействии.
Повышение квалификации воспитателей в различных вопросах взаимодействия с родителями происходит путем изучения периодической литературы: «Ребёнок в детском саду», «Дошкольная педагогика», Дошкольное воспитание», «Обруч», «Воспитатель ДОУ», а также методической литературы, интернет- ресурсов, изучение и анализ передового педагогического опыта на районных методических объединениях, конференциях различного уровня.
Важным в организации помощи семьям детей дошкольного возраста является проведение информационных и тематических мероприятий.
Это могут быть:
– индивидуальные беседы по темам: «Формирование культуры поведения у детей», «Что рассказать ребенку на ночь?», «Об упрямстве и капризности» и др.;
– консультации: «Адаптивный период вашего ребенка», «Роль семьи в развитии детей», «Понимаем и принимаем»; «Как перестать кричать на ребенка» и др.;
– родительские собрания: «Что важно знать о ребенке, чтобы его понимать», «Безопасность детей дошкольного возраста», «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»;
– рукописные стенды и журналы: «Дети говорят», «Рекомендации врача», «Мамочки любимые», «Поздравляем».
Общение родителя с ребенком происходит и в совместной деятельности, которая должна быть увлекательна для всех ее участников. С этой целью педагоги организуют выставки семейных творческих работ, совместные праздники, тематические встречи и акции. Возможно, это одна из главнейших задач в работе педагога — понять причины эмоционального неблагополучия ребенка, которое негативным образом сказывается на его личностном развитии, и помочь родителям — всем и каждому в отдельности — исправить все отрицательные факторы и создать эффективные условия общения в семье.
Литература:
- Кошелева А. Д. (ред.) Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада. -А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.