Формирование командного типа культуры в дошкольной образовательной организации
Автор: Алехина Наталья Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)
Дата публикации: 20.11.2018
Статья просмотрена: 502 раза
Библиографическое описание:
Алехина, Н. И. Формирование командного типа культуры в дошкольной образовательной организации / Н. И. Алехина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 25-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14661/ (дата обращения: 19.12.2024).
В настоящее время дошкольное образование включено в активные процессы модернизации, что подразумевает, что педагоги имеют как готовность принять изменения, внесенные в дошкольную практику, так и способность накапливать передовые технологии и быть включёнными в процесс внедрения нового учебного содержания.
Дошкольное образование сегодня движется по пути активных перемен и находится в начале нового и ответственного этапа развития, а именно: введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога, которые должны заменить устаревшие документы, которые по-прежнему регулируют деятельность, которая влечет за собой особый подход к профессиональной компетентности педагогов. [1, с. 5; 2, с. 8–9]
Такое положение дел требует, чтобы педагоги имели внутреннюю готовность к реализации основных идей внедренных стандартов. Это в полной мере зависит от педагогической команды, в которой будет обеспечено качество предоставляемых образовательных услуг. В связи с этим происходит процесс оптимизации дошкольных образовательных учреждений, а именно — внешняя интеграция учебных заведений в холдинги. Эти преобразования, которые в настоящее время находятся в «зоне ближнего развития», устанавливают другой формат способов достижения результатов обучения, развития детей и организации учебного процесса.
Правильно сформированные управленческие команды дошкольных образовательных организаций могут стать реальной движущей силой процесса реформ, но это не гарантирует автоматически успех трансформации. Эффективность работы образовательной организации в конечном итоге определяется человеческим фактором. В команде, где нет согласованности в работе на общий результат, когда функционируют отдельные группы, которые не способны конструктивно разрешать конфликты, обычно наблюдается ситуация с пониженной производительностью и привлекательностью дошкольной образовательной организации. Становится очевидным, что без изменения системы управления, направленной на объединение разрозненных групп сотрудников, ранее являвшихся отдельными педагогическими коллективами с их организационной структурой и иерархией, в команду единомышленников, невозможно достичь желаемого качества образовательных результатов и эффективности организационных изменений. [3, с. 212–214]
Эффективное управление, независимо от того, какое учебное заведение мы используем, невозможно без понимания мотивов и потребностей человека. Таким образом, руководителю современной дошкольной образовательной организации следует проанализировать вопросы мотивации для достижения цели в рамках решения проблемы организации работы сотрудников порученного ему учреждения, тем более что детский сад имеет особый характер управления.
Руководителю дошкольной образовательной организации необходимо не только знание тонкостей и специфики профессиональной педагогической деятельности, но и практических и теоретических знаний из области управления. [4, с.57]
За последние десятилетия в теории и практике управления системами образования пристальное внимание было приковано к процессу создания и работы с «командами» внутри педагогического коллектива. В настоящее время создание команды считается одной из наиболее перспективных технологий корпоративного управления, обеспечивающей полное и прогрессивное развитие команды. Команда в общем смысле не подавляет индивидуальность каждого из своих членов, а напротив, у каждого есть место в команде, которое соответствует его навыкам и потенциалу.
Обобщив все существующие определения, под фразой «педагогическая команда» мы будем считать группу педагогов, которые организованы для совместной работы по достижению единой цели и осознают общую ответственность за результат. Организации, руководство которых занимается коллективной работой, работой по созданию команды, мотивацией сотрудников, созданием благоприятного психологического климата, в настоящее время более успешны на рынке услуг, в том числе образовательных, по сравнению с теми, кто этого не делает.
При проведении этого процесса необходимо соблюдать ряд организационно — педагогических условий. Наиболее значимыми организационно-педагогическими условиями процесса формирования коллектива являются: тип организационной культуры, с одной стороны, как система аспектов воспитания и обучения, принятых в конкретной организации, взаимоотношения участников образовательного процесса, с другой стороны, выступая в качестве инструмента управления и создавая желательную модель производительности сотрудников. Следующим условием является организационная структура дошкольной образовательной организации. Переход от традиционной линейной или линейно-функциональной структуры к матричной структуре улучшит работу и эргономику для достижения целей. Поэтому, чтобы создать эффективную команду, сохранить и привлечь лучших сотрудников, дошкольная образовательная организация должна создать систему наиболее эффективных материальных и моральных стимулов.
Наше исследование проводилось на базе реорганизованного дошкольного образовательного учреждения: МДОУ детский сад № 41 «Сказка» г. Волжского. Основной целью исследования было создание и внедрение организационно-педагогических условий для повышения уровня корпоративной культуры в дошкольной образовательной организации, а именно трансформация типа организационной культуры в командный, который педагоги обоих корпусов указала в качестве желаемого на первой стадии исследования. Главной задачей было сформировать у педагогов навыки для работы в команде, которые повысят эффективность данной дошкольной образовательной организации.
В связи с вышесказанным основной формой работы по формированию навыков командной работы был выбран тимбилдинг. Тимбилдинг — это своего рода тренинги по командообразованию, корпоративные мероприятия, основанные на командных играх и приключениях, обучение команды совместной деятельности для достижения общей цели. В соответствии с этим были проведены такие мероприятия, как:
- Педагогический совет на тему: «Командообразование, как форма эффективного формирования корпоративной культуры в дошкольном образовательном учреждении».
- Семинара — практикум на тему: «Особенности психологический климата в коллективе» с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.
- Тренинги: «Вавилонская башня», «Групповое рисование», «Уменьшающаяся газета».
- Творческий тимбилдинг «Мастерская». Это интерактивная ярмарка мастер-классов по рукоделию.
- Интеллектуальный тимбилдинг «Что, где, когда?», КВН.
- Благоустройство территории учреждения.
- Выпуск печатного издания, «Наш детский сад», совместно со всеми педагогами дошкольного образовательного учреждения.
После организации и проведения всех вышеперечисленных мероприятий был проведен контрольный этап нашего исследования, исходя из его результатов можно сказать, что реализация организационно-педагогической системы работы, обеспечивающей создание необходимых условий для развития корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения, была успешной и принесла положительные результаты.
Литература:
- Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога // Профессиональный стандарт педагога. URL: http://xn--80aaaaoadbi1fjidfjfmsf6a.xn--p1ai/ %D0 %BF %D1 %80 %D0 %BE %D1 %84 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B4 %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %82- %D0 %BF %D0 %B5 %D0 %B4 %D0 %B0 %D0 %B3 %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %B0/ (дата обращения: 16.11.2018).
- Федеральные государственные образовательные стандарты // Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 16.11.2018).
- Непрокина И. В., Шестова Е. И. Управление изменениями в дошкольной образовательной организации // Символ науки. — 2017. — № 01–1. — С. 212–214.
- Воробьёва М. А. Формирование системы мотивации педагогических работников // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 2. — С. 57–61.