Личность и коллектив
Автор: Гладышева Елена Николаевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)
Дата публикации: 28.11.2018
Статья просмотрена: 6737 раз
Библиографическое описание:
Гладышева, Е. Н. Личность и коллектив / Е. Н. Гладышева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14681/ (дата обращения: 15.11.2024).
Тема о взаимоотношениях личности и коллектива не нова. Буквально, с зарождения общества люди научились жестко подавлять чьи-либо инстинкты и самостоятельность. Заняв выгодную позицию, группа первобытных людей оказывала социальное воздействие на обособленных соплеменников и приобщала их к коллективному механизму существования.
Тема по-прежнему актуальна в связи с появлением соцсетей, глобального информационного пространства и развитием технологий манипулирования личностью. В век совершенства технических достижений, программного кода и одурачивания людей не будет лишним напомнить преподавателям о сложной структуре наслоений на формальный организм, который мы именуем группой или классом. Притирка характеров ничто по сравнению с ежедневным прессингом одних, провокацией на нелицеприятные поступки других, унижением третьих. От всплеска негативных эмоций зашкаливает адреналин. Любители острых ощущений порой кучкуются и демонстрируют психологическую ущербность, теневые стороны человеческой природы (месть, зависть, кощунство…). Стало модным выкладывать в сеть негатив притеснения слабых и вопиющую несправедливость по отношению к старшему поколению родственников, учителей, сослуживцев.
Как заметил в известной работе Виктор Павлович Петров: «Унифицирующую «смирительную рубашку» с особой силой затягивают на ребенке всевозможные коллективы. Психологи знают, что степень приведения ребенка к «единому знаменателю» гигантскими темпами нарастает буквально с первых дней посещения детского сада. Столь же быстро гасятся в нем независимость суждений, самостоятельность в поведении, рвущаяся изнутри поисковая активность» [1].
Процесс подгонки детей под единое лекало продолжается и в школьном коллективе. Психологическое давление группы, а иногда и кулачный аргумент любого заставит жить по общим правилам. В результате групповой этикет для человека становится нормой, он его принимает и соглашается подчиняться его правилам. В детских домах, школах-интернатах идет перемалывание «эго» в угоду «общего». Детей приучают жить по режиму под внешним управлением.
В работе В. П. Петрова «Информационная безопасность человека и общества» про формирование внутренней склонности к манипулируемому поведению сказано: «Многочисленные психологические эксперименты показали, что человек готов изменить свое мнение, отказаться от собственного суждения, даже если оно является предельно очевидным, только потому, что это суждение не совпадает с представителями группы, к которой он себя причисляет. Человек боится утратить реальные связи с окружающими его людьми, «выпасть» из коллектива, из общества. В этом залог его внутренней готовности подчиняться устоявшемуся порядку, поддерживать стабильность в отношениях с «другими», быть сторонником покоя. В такой ситуации остается лишь удивляться, что в человеке еще сохраняется какая-то автономная сила, способная периодически пробуждаться и бунтовать против этой необходимости и, одновременно, очевидной выгоды — быть, «как все», жить в обстановке согласия» [1]. Страх оказаться в изоляции, быть бойкотированным испытывали в детстве многие. Потребность в общении и нежелание деформации душевного состояния позволяли жить в согласии с окружающими и испытывать минимальный комфорт от тесного взаимодействия с группой сверстников.
Первые уроки послушания ребенок получает в семье, при четкой системе управления. По сути, первые наставники — родители — приобщают ребенка к стереотипам поведения в обществе, подводят все его действия под законы логики, делают рационально объяснимыми, схематичными, шаблонными.
Из педагогического наследия А. С. Макаренко, блестящего практика, следует тезис параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. В основу воспитания коллектива и личности Антон Семенович Макаренко ставил коллективный труд, органично совмещенный с обучением, игрой и спортом [2]. Фактически он выполнил задачу формирования человека-борца, патриота, труженика, коллективиста с высоким чувством социальной ответственности и дисциплины. А также подошел к разработке технологии воспитывающего воздействия.
Рыночные отношения в нашей стране, переход общества в новое качественное состояние, темпы развития научно-технического прогресса предъявляют высокие требования к трудовой и профессиональной подготовке. Но в современных условиях мы замечаем, что большинству молодежи не хватает инструментальных знаний, практических навыков, позволяющих быть конкурентоспособными на рынке труда. Безусловно, в период перестройки социально-экономических отношений в стране и, особенно в последние годы изменяются условия функционирования школ, предъявляются новые требования к образовательным учреждениям. Но гениальность системы Макаренко как раз в том, что она всегда современна, так как не может не соответствовать времени жизненно-ориентированная педагогика, приоритетом которой является жизнь, законы развития личности в единстве с природой и обществом. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.
Влияние коллектива на личность осуществляется главным образом через так называемые малые группы, в которых человек имеет непосредственные контакты с другими людьми. Во всем многообразии взаимоотношений наступает момент, когда коллектив подминает человека, реже — личность задает тон. Эти аспекты будут неполными без утверждения, что есть ситуации, когда личность сама по себе и группе до нее нет дела. Такие члены коллектива со временем начинают испытывать насильственную непрерывную несовместимость, они остаются изолированными, участвуя только в приветственных ритуалах. И таких студентов с каждым годом становится больше. У них нет общих интересов, точек соприкосновения.
Влияние малых групп на личность особенно подробно анализируется в последнее время, когда коллектив перестали рассматривать как некоторое однородное образование и начали признавать в нем наличие различных групп. Эти общности неоднородны и могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости и глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к нормам группы. Поведение человека в таких группах под влиянием коллектива обычно претерпевает существенные изменения. Для сплочения группы всего то и нужен круг общения и психологическая близость.
Коллектив играет ведущую роль в формировании и развитии личности. Коллектив — школа трудового, нравственного, эстетического воспитания, школа дисциплины и организованности личности.
Вместе с тем все это не исключает того, что между общественными, групповыми (коллективными) и личными интересами могут возникать известные противоречия. Однако они носят относительный характер и более или менее своевременно преодолеваются, так как в их разрешении заинтересовано и общество, и коллективы, и личности. Деструктивных конфликтов, порожденных неумелыми действиями, должно быть меньше. Но мы видим обратную картину, особенно в крупных городах.
Из вузовской программы знаем, что положение личности в системе коллективных отношений во многом зависит от ее индивидуального социального опыта, определяющего характер ее суждений, систему ценностных ориентаций, линию поведения. Жизнь вносит свои коррективы. Выделяют три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом:
– личность подчиняется коллективу (она может либо подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, либо уступать ему как внешней превосходящей силе, либо пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально);
– личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях;
– личность подчиняет себе коллектив [3].
Чаще всего у такой личности ярко выражены лидерские качества и желание манипулировать своим окружением. Организаторские способности у такого человека проявляются в образовательных учреждениях. Из активиста педагоги формируют себе помощника, который пробует свои силы и оттачивает мастерство манипулирования в связи с нежеланием подчиняться большинству. Заведомо в жизни маленькие функционеры изберут господствующую позицию и будут управлять или «помыкать народом».
Сегодня массовой характеристикой населения становится конформность, то есть готовность индивида изменить свои убеждения и поведение под влиянием окружающих. Кто-то считает ее гибкостью. Но мы имеем системный результат настойчивых действий многих цивилизаций по превращению человека в талантливого иждивенца. При сегодняшней нацеленности общества на рынок, на манипулирование потребителем, в мире господствует культивирование массового конформизма населения. В духе рыночных закономерностей целенаправленно формируется и политическое приспособленчество, и система образования.
Каждый из нас одновременно состоит во множестве самых разных групп и всюду можно разглядеть интересные и поучительные закономерности превращения разрозненных «я» в сплоченное «мы». Чем более активно участвует индивид в процессах взаимодействия и общения, тем полнее он осознает и чувствует объективную необходимость существующих взаимосвязей, понимает ее значение для себя лично и для общества в целом.
Нынешнее поколение не умеет пропускать бесконтрольно поступающую информацию из социальных сетей через фильтры собственных морально-нравственных ориентиров.
В особую зону риска, под контроль экстремистских организаций, торговцев спайсами, ЛГБТ-организаций, различных радикально ориентированных религиозных течений, сект, попадают дети, родители которых заняты исключительно собой.
Давно известны манипулятивные приемы уличных игр («наперсток», различные лотереи), которые организованы по четким сценариям, где есть «зазывалы», «случайные» партнеры, «удачливые» игроки, провокаторы, силовое прикрытие и другие участники с определенной ролью. Сегодня по этим сценариям организаторы самых разных «лохотронов» обвораживают и обкрадывают десятки и сотни тысяч людей.
Многие исследователи этой проблемы считают, что использование эмоционального аспекта необходимо, как классическая технология для блокирования рационального анализа и критического восприятия индивидуумов. Кроме того, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное, чтобы доставлять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждение или нужные модели поведения...
Очень часто через СМИ идет манипулирование населением. Страна «подпитывает» внутренний мир своих граждан детективами, состоящими из иллюстраций журналами и легкой «бульварной» печатной продукцией. А для ребенка, привыкшего без усилий развлекаться игрой образов на экране, восприятие информации из книг и на слух становится всё более сложным. Негативные последствия подобных тенденций неизбежны. Людьми, разучившимися серьезно читать и, следовательно, глубоко мыслить, потерявшими интерес к родному слову и подлинной русской литературе, легче манипулировать, но с ними труднее воплотить в жизнь достойные России национальные проекты [1].
При современных масштабах обмена информацией и ее влияния на общественное мнение, состояние психического здоровья отдельных людей проблема фальши в СМИ становится уже глобальной проблемой всего человечества.
Может и не было бы сокрушительного самоубийства керченского затравленного одиночки, если бы хоть кто-то из коллектива единомышленников не пресек действия остальных. Ведь групповая жестокость подростков переходит все границы…Буллинг в образовательных учреждениях все чаще имеет место. Дети однозначно не владеют техникой распутывания клубков взаимных претензий и обид. Зато есть целый класс манипуляторов, которые умеют маскировать свои управляющие воздействия, не вызывая сопротивление тех, кому они адресованы.
Из личных наблюдений, всякий раз, когда мы сталкиваемся с действием чрезвычайно сильного мотивирующего фактора, есть основание предполагать, что столь мощная мотивация не может иметь соответствующей социальной базы.
Необходимость повиновения авторитетам глубоко укоренилось в нашем сознании, с другой стороны, мы имеем сопротивление личности психологическому давлению.
Широко разветвленная, признанная практически всеми социальными слоями система власти авторитетов предоставляет обществу огромные преимущества. Она дает возможность развиваться сложным структурам, регулирующим материальное производство, торговым и оборонным структурам, а также структурам социального контроля. Склонность граждан к повиновению и лояльности властям имеет большую социальную ценность [1]. Стремление к полной бесконфликтности и жажда любой ценой оградить себя от любых столкновений представляет собой опаснейшую иллюзию.
Современная, быстро меняющая свои векторы действительность в процессе социализации развивающегося человека формирует некий каркас зависимой личности, на который потом очень легко нанизываются технологии манипуляции. Сама жизнь создает фундамент для аддиктивных расстройств, поощряя закрепление таких личностных качеств, как безоговорочное подчинение более значимым людям, конформизм, неумение отказать, желание быть «человеком команды» (группы, коллектива), боязнь самостоятельности и ответственности, неумение находить нужные решения внутри себя.
Литература:
1. Петров В. П., Петров С. В. Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие [Текст]. — М.: Издательский дом НЦ ЭНАС, 2007. — 410 с.
2. Макаренко, Антон Семенович. Коллектив и воспитание личности [Текст] / [Сост. и авт. вступ. статьи, с. 5–22, В. В. Кумарин]. — М.: Педагогика, 1972. — 334 с.
3. Studfiles.net 10.2 Взаимодействие личности и коллектива [Электронный ресурс] — доступ к файлу https://studfiles.net/preview/2901728/page:2/