Применение индивидуального подхода при подготовке водителей автомобиля | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Воронин, И. В. Применение индивидуального подхода при подготовке водителей автомобиля / И. В. Воронин, Е. В. Часовских, А. П. Васильев. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14684/ (дата обращения: 16.10.2024).



Стоит отметить, что молодежь составляет 25 % от общей численности населения России. Поэтому, говоря о будущем нашей страны, ставку нужно делать именно на молодое поколение. Это связано с несколькими факторами. Так, именно молодое поколение наиболее заинтересовано в решении насущных проблем, поскольку именно на их плечи ложится задача по планированию и строительству будущего. Следующим немаловажным фактором выступает более высокая восприимчивость молодежи к инновациям и нововведениям.

Динамичное развитие транспортного сектора, легкодоступность автомобилей и, главное, желание молодых людей, обуславливают сегодня тот факт, что в школах, обучающих вождению, с каждым годом растет процент именно молодежи.

Однако хотелось бы остановиться на таком аспекте, как простота/сложность обучению вождению в зависимости от возраста.

Многолетний опыт преподавания показывает, что наиболее осторожны в данном случае представители средней возрастной категории. Они не так темпераментны, как молодежь, и не так «рассеяны», как более старшее поколение.

Лучшими учениками для обучения вождению считают среднюю возрастную группу, в которой осторожность наряду с неплохой реакцией, уравновешенностью и ответственностью при условии уроков вождения с профессиональным автоинструктором практически всегда гарантируют успех. Также отмечается, что люди, получившие права, ведут себя на дорогах весьма корректно и спокойно.

Пожалуй, еще одной неплохой категорией учеников можно считать молодых женщин в возрасте от 20 лет, имеющих детей. Наличие последних в данном случае гарантирует скрупулезное выполнение всех наставлений инструктора. В дальнейшем их езда на автомобиле отличается повышенной осторожностью.

Предельно осторожными в езде, дотошными в обучении вождению и почти лишенными проявлений темперамента считаются пожилые люди, что, впрочем, и неудивительно, поскольку отягченная годами реакция, как правило, оставляет желать лучшего, а старики, как никто другой понимают значимость каждого вновь прожитого без болезней и травм дня.

Наиболее экстремальными в обучении вождению и езде по дорогам являются молодые люди. Отметим, что в данном случае одним из определяющих критерием поведения является темперамент, что иногда оборачивается для инструктора большой проблемой. Потому что очень часто основная цель таких «водителей» — получить права, но не научиться водить автомобиль безопасно. От травм и смерти в случае опасных ситуаций на дорогах молодежь отчасти выручает быстрая реакция, но если период ребячества и «молодецкой удали» затягивается, то финишируют такие любители «разухабистых» поездок обычно на больничной койке или на кладбище.

Таким образом, перед школами стоят задачи, повысить качество подготовки водителей, научить их безаварийной работе на автомобиле, уделяя внимание при этом их возрастной категории.

В связи с этим, интересен подход индивидуального обучения. Проблема индивидуального подхода в обучении носит творческий характер: с одной стороны, в дидактических материалах нет готовых рецептов на разные случаи жизни, с другой же, есть основополагающие позиции, которые необходимо анализировать, что в конечном итоге позволит усовершенствовать педагогическую наблюдательность.

На необходимость реализации индивидуального подхода указывал С. П. Макаров. По его мнению, актуально и востребовано всегда будет работа над разрешением таких противоречий:

Рис. 1 Противоречия при индивидуальном подходе в обучении

Отметим также, что индивидуальный подход в обучении направлен на развитие и формирование общей культуры, но что, не менее важно, культуры вождения и поведения на дороге. Достигается это за счет применения различных методик, форм и средств обучения.

Для того чтобы реализовать индивидуальный подход к обучению, необходимо:

Рис. 2. Этапы индивидуального обучения

Подобный подход, помимо очевидных преимуществ, может занимать продолжительное время, что в условиях автошколы не всегда возможно. Но, на мой взгляд, опытный инструктор, после нескольких занятий и простых наводящих вопросов, может определить и потребности, и возможности обучающихся. Хотя использование различных анкет по выявлению тех или качеств (при условии наличия времени и ресурсов) станет серьезным подспорьем в работе начинающих инструкторов. Что же касается оценки и контроля результатов обучения, то здесь неоценимыми помощниками выступают различного рода тренажеры (как бумажные, так и электронные). Отметим, что для старшего поколения применение бумажных носителей более предпочтительно, в то время как, молодое поколение покажет лучший результат, сидя за компьютером.

Но несмотря на различия, основополагающим в обучении является привитие ученику прочных навыков по вождению автомобиля и его технического обслуживания.

Наконец, качественно подготовить водителей автомобилей, можно только в том случае, если все участвующие в процессе обучения владеют педагогическим мастерством. Это мастерство слагается из твердых знаний преподавателя предмета и хорошей методической подготовки. Наличие опыта — основа индивидуального подхода. В данном случае речь идет о необходимости повышения квалификации инструкторов, их регулярной аттестации.

Одним из главных инструментов педагогической деятельности является урок. Тщательно спланированный комплекс занятий дает возможность инструктору научить прогнозированию развития сложных дорожных ситуаций и выбирать правильные и безопасные приемы вождения в соответствии с условиями и характером движения, овладеть навыками решения нестандартных ситуаций.

Помимо работы с правилами дорожного движения, билетами и лекционным материалом, особое внимание на занятиях уделяется презентациям. Наглядное представление тех или иных ситуаций в таком формате, как показывает практика, способствует более качественному усвоению материала, возникает меньше непонимания со стороны различных групп учеников.

Также хорошо зарекомендовали себя следующие методы обучения:

1. Метод творческого воображения.

Данный метод способствует быстрому формированию двигательных навыков. В процессе подобной тренировки ученикам предлагается представить мысленно, что они выполняют какое-то движение. Иногда им предлагается описать дополнительные движения, необходимые для выполнения основного движения. Таким образом, у обучаемого формируется основа предстоящих действий. Часто применяются тренажеры и компьютерные программы.

2. Метод комментируемого управления автомобилем

В данном случае в ходе образовательного процесса инструктором излагается последовательность действий, затем ученик повторяет этот порядок несколько раз (устно), и только затем приступаем к отработке упражнения

В результате такого повторения, закрепляются условные рефлексы, образующиеся при формировании двигательных навыков.

3. Метод моделирования ситуаций

Использование этого метода связано с применением видеороликов, демонстрирующих те или иные проблемные ситуации на дорогах.

4. Метод по определению культуры вождения

Инструктор осуществляет заезд на автодроме с заранее запланированными ошибками. При необходимости привлекается второй инструктор. Цель ученика — выявить допущенные ошибки и предложить варианты решения.

Применение индивидуального обучения невозможно без знания основ психологии. При этом инструктор должен быть требовательным («не закрывать глаза» на мелкие нарушения), сдержанным (не повышать голос), уметь доступно и грамотно разъяснять материал.

В заключение, добавим, что правила дорожного движения одинаковы для всех, и задача инструктора состоит в том, чтобы разные по характеру, темпераменту, возрасту ученики поняли это. Особенность заключается лишь в том, каким образом донесет инструктор необходимость четкому следованию ПДД, а индивидуальный подход в таком случае выступает одним из мощнейших средств достижения цели.

Литература:

1. Педагогическая энциклопедия. Т.2. — м., Академкнига, 2004. — 456 с.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.

3. Юрловская И. А. Индивидуализация обучения как одна из тенденций современного образования.//Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика. Психология. 2013. № 3. — С.292–294.

4. Баранова Ю. Ю. Индивидуализация обучения: возможности и ресурсы в аспекте введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.//Научно-теоретический журнал «Современная школа». Выпуск 1(10). 2012 г. — С. 123–129.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты: механизмы реализации, инновационные практики: сборник материалов конференции./ сот., отв. Ред. С. Т. Жадан. — Северодвинск: «Перспективы», 2015. — 104 с.

6. Юрловская И. А. Индивидуализация как один из способов повышения эффективности процесса обучения//Теория и практика обучения и воспитания: Выпуск II.Сборник научных трудов/Под ред. Б. А. Тахохова: — Владикавказ: Издательство СОГУ.2003. — С.118–126.

Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальный подход, индивидуальное обучение, молодое поколение, обучение, автомобиль, вождение, возрастная категория, дорожное движение, культура вождения, старшее поколение.