Проектно-исследовательская деятельность как фактор реализации задач гражданского и патриотического воспитания в Российской Федерации
Авторы: Мжельская Татьяна Владимировна, Спесивцева Вера Александровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)
Дата публикации: 29.11.2018
Статья просмотрена: 1632 раза
Библиографическое описание:
Мжельская, Т. В. Проектно-исследовательская деятельность как фактор реализации задач гражданского и патриотического воспитания в Российской Федерации / Т. В. Мжельская, В. А. Спесивцева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14685/ (дата обращения: 15.11.2024).
В последние годы в нашей стране стоит задача по усилению процесса патриотического воспитания. Она направлена не только на детей и юношество, но и на россиян всех возрастов. Актуальность и своевременность воспитания патриотизма наших граждан обусловлена сложившейся ситуацией и в мире, и в стране. В последние годы в зарубежных средствах массовой информации Россия, все чаще, представляется как ось зла, в интернет выкладываются материалы, порочащие нашу страну, там же рекрутируются будущие террористы. На международных саммитах, заседаниях ООН и других организаций подобного рода, принимаются решения не в пользу России, принижается ее роль в современном мире. Все чаще предпринимаются попытки переписать историю. В таких условиях сложно противостоять агрессивному потоку информации и не подпасть под ее влияние. Актуальность данной темы особенно проявляется в современных условиях России, когда в нашу страну въехало значительное количество мигрантов из бывших республик Советского Союза. За два с лишним десятилетия после развала СССР были утрачены интернациональные связи, в школах преподается альтернативная история, зачастую прививается негативное отношение не только к общей истории, но и к современной России. Это хорошо известно по современному курсу новейшей истории Украины. Часть из них становятся гражданами России, их дети учатся в российских школах, иногда даже плохо владея русским языком. В этих условиях сложно прививать основы российской истории и культуры. Следовательно, особое значение приобретает работа с детьми и родителями мигрантов по формованию у них позитивного образа новой Родины, возрождение представлений об интернационализме и дружбе народов.
В 2015 году была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016‒2020 годы» [1]. В ней показана суть патриотического воспитания, которая представляет собой целенаправленную и систематическую деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Успех решения задач патриотического гражданственного воспитания зависит от грамотно выбранной стратегии педагогической деятельности. Такие возможности представляет метод проектов, имеющий довольно обширную опытную базу, накопленную за много лет.
Цель данной статьи: рассмотреть вопросы воспитания патриотичности и гражданственности учащихся в рамках проектной деятельности на примере конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов.
Авторы данной статьи с 2013 года участвовали в качестве членов жюри нескольких секций гуманитарного направления Конкурса исследовательских проектов 5–8 классов. Это секции «История», «Краеведения», «Музеологии», «Обществознания», «Социально значимых проектов». Иногда секции меняли свою специфику. Это зависело от тематики работ, представленных на заочный тур. Например, в разные годы это были секции «Музеология и краеведение», «Музелогия и экскурсионная деятельность». Работа в качестве членов жюри нескольких секций гуманитарного направления конкурса позволила наблюдать как за докладчиками, так и за их руководителями. Это позволило собрать эмпирическую базу, позволившую выявить особенности воспитания патриотичности и гражданственности в процессе подготовки и презентации исследовательских проектов.
Уже на первом, подготовительном этапе работы над проектом, его руководитель может ставить и решать задачи по патриотическому и гражданскому воспитанию. Например, если проект групповой, а сама группа формируется из обучающихся, принадлежащих к разным народам и культурам, религиям. Совместная деятельность такой интернациональной группы может во многом способствовать воспитания уважения к истории, культуре, дружбе народов. Такая ситуация возможна при подготовке проекта по любой тематике, например, естественнонаучного, технического, математического и других.
При подготовке проектов гуманитарного направления, воспитательная работа возможна на всех этапах работы над ним. Еще одной целью подготовительного этапа является определение темы и целей проекта, их обсуждение. Ниже будут представлены примеры конкретных работ, защищенных на конкурсе в 2016, 2017 и 2018 годах.
Воспитание патриотизма и гражданственности возможно в определенных случаях. Как правило, это возможно в процессе работы над гуманитарным проектом, тематика которого посвящена военной проблеме, краеведения, истории семьи в истории страны и т. д. Здесь также важен процесс грамотно направленного процесса обсуждения. Руководитель может столкнуться с зашоренностью сознания детей, имеющих доступ к открытым источникам информации, прислушивающихся к альтернативным обсуждениям в семье различных вопросов и непатриотичному мнению сверстников, возможностью попыток откровенного влияния различных группировок, связанных с негативным отношением к истории страны, политической ситуации и т. д. На данном этапе руководитель должен обратить внимание участников проекта на возможность негативного воздействия информационных ресурсов. Он должен показать какими интернет-ресурсами стоит пользоваться, а какие стоит игнорировать, а, главное, найти такие слова, чтобы не было соблазна изучить именно их.
Одно из главных направлений гражданского образования — накапливание опыта гражданского действия еще в школе, через социальную пробу к социальному гражданскому действию. Гражданский опыт школьников складывается из осознанного видения реальных проблем и путей их решения. Задача формирования грамотной работы с информационными источниками заложена в обозначенной выше Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016‒2020 годы». Поставленная задача звучит следующим образом «содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения; воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию».
Проектно-исследовательская деятельность решает также задачу, заложенную в Программе по созданию необходимых условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных духовных, культурных и нравственных ценностях российского общества, развитие правовой и политической культуры обучающихся, расширение участия в принятии решений, затрагивающих их интересы и права, в том числе в различных формах самоуправления, самоорганизации, общественно значимой деятельности.
Такие условия в рамках Конкурса исследовательских проектов могут быть созданы при подготовке гуманитарных проектов. Такие доклады представляются на секциях «Обществознание», «Социально-значимых проектов». Среди вопросов, обсуждаемых на них можно выделить следующие: особенности современных молодежных субкультур, права и обязанности молодежи, проблемы бродячих собак и т. д.
В программе заложена также задача по развитию культуры межнационального общения; формирование представлений об интернациональной дружбе; воспитание уважения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям, языкам народов, проживающих в Российской Федерации.
На Конкурсе исследовательских проектов работают такие секции, на которых можно решать эти задачи: история, краеведение, музеология, журналистика, английского языка, историко-культурного наследия стран и регионов, обществознания, русского языка. Члены жюри должны не только прослушать текст доклада, но и способствовать тому, чтобы сложилась дискуссия, а также высказать свое мнение для формирования соответствующих идейных представлений участников секций.
Программа подразумевает также формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России, развитие программ патриотического воспитания, в том числе военно-патриотического; развитие у обучающихся уважения к символам государства, к историческим символам и памятникам Отечества.
Работа над исследовательским проектом соответствующей темы позволяет изучить данные вопросы, подойти к ним критически, обсудить с руководителем и сверстниками. Данная задача решается на всех уровнях подготовки проекта, выявляется в выборе тематике, обсуждении основных вопросов, критическом отношении в выборе информации и источников для аналитической части, немаловажным остается и форма продукта.
Среди проектов, которые позволяют решать данные задачи, значительное количество посвящено истории региона в период Великой отечественной войны, истории семьи, школ, названия улиц и другие краеведческие темы.
Значительное количество проектов обладает значительным потенциалом по воспитанию патриотизма, любви к малой родине. Ожидаемо такие работы встречаются на секциях «История», «Краеведение», «Музеология». Например, в проекте ««Новосибирск литературный» был создан фильм о литературном наследии нашего города, были также и другие доклады: «Достопримечательности, формирующие имидж и представление о главных вехах развития города Новосибирска», «История развития Новосибирска до постройки железнодорожного моста Транссибирской магистрали, в связи с развитием горнодобывающего дела», «Народные топонимы города Новосибирска», «История Ново-Николаевских школ» и другие. Интересно, что авторы проектов сами ставят перед собой цель формирования патриотизма. В качестве примера приведем один докладов, прочитанных на секции «Журналистика» в 2018 году — «Создание поэтического альманаха «Долгое эхо войны» как средство формирования патриотических чувств учащихся»,
Есть также работы, в процессе которых могут быть реализовано несколько воспитательных задач. Например, в проекте «Француз на сибирской земле» рассказывается о жизни Адриена Лежена, именем которого названа улица в г. Новосибирске. В данном случае, кроме изучения истории родного края идет рассказ о дружбе народов: людей, живущих в Сибири и француза, что в современных, непростых условиях развития международных отношений, является важной составляющей налаживания отношений между нашими народами.
Кроме таких широких тем, значительное количество проектов посвящены истории улиц, боевому пути родственников, земляков, различным сюжетам из истории города Новосибирска или области, выдающимся персонам: деятелям культуры, производственникам, строителям,
Есть доклады, которые посвящены профилактике негативных явлений в жизни школьников. Например, на секции «Обществознание» были представлены следующие проекты: «Профилактика безнадзорности и неправомерного поведения несовершеннолетних (на примере деятельности Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по НСО)», «Как найти друга?» Близко стоят проекты, в которых рассматриваются проблемы и возможные способы их решения в молодежной среде, правовое регулирование, связанное с несовершеннолетними: «Трудовое право несовершеннолетних в США и РФ», «Влияние арт-терапии на настроение второклассников»., «Молодежный сленг в подростковой среде», «Дурное слово как смола: пристанет — не отлепишь» (Слова-«паразиты» в речи современных школьников)», «Употребление слов-паразитов в речи школьников и способы их искоренения» и другие.
Особо следует отметить работу секции «Музеология». В 2018 году она проходила третий раз [2 с. 25–31]. В процессе ее проведения заслушиваются доклады о проведенной работе над проектов, которые были выполнены как в отдельных образовательных учреждениях города Новосибирска, так и в музеях, деятельность которых можно выделить в сферу дополнительного образования [3]. Музей обладает широким спектром воспитательных возможностей [4]. Школьный музей представляет собой благоприятную среду для реализации данных задач. В 2015 году была организована и успешно проведена специальная секция, посвященная 70-летию победы в Великой отечественной войне [5].
Именно особенности функционирования музеев, расположенных в образовательных учреждениях, показывают успешность решения воспитательных задач [6]. Работа руководителя музея позволяет решать много задач: поисковые, исследовательские, учебные, в том числе воспитательные [7, с. 185–186]. В процессе функционирования школьного музея может успешно быть реализована как чисто исследовательская, так и проектно-исследовательская деятельность [8]. Площадка школьного музея позволяет решать, кроме прочих, задачи гражданского и патриотического воспитания [9, c. 184].
Среди прослушанных на конкурсе докладов в 2016 году можно выделить группы, имеющие определённый потенциал патриотического воспитания. Самое значительное число проектов было связано с разработкой вопросов, связанных с историей Великой Отечественной войны. На секциях русского языка и истории были представлены несколько докладов, содержание которых можно связать с рассматриваемой нами темой. Докладчики анализировали художественные произведения о Великой Отечественной войне, песни тех лет, писали о родственниках-участниках тех событий. Несколько проектов были посвящены участию новосибирцев в войне и жизни города в эти годы. В данном случае реализуется прием воспитания патриотизма на примере подвига народа в целом и отдельных его представителей.
Другая группа докладов посвящена истории районов, улиц, учреждений, людям. Все эти доклады объединяет идея реконструкции истории города Новосибирска, которая укладывается в методологию воспитания патриотизма как формы любви к малой Родине.
В третьей группе докладов были рассмотрены различные исторические аспекты, которые вызывают интерес к культурному наследию своего народа.
Таким образом, можно говорить о том, что исследовательские проекты, посвященные различным историческим событиям и культурному наследию народа, имеют значительный потенциал воспитания патриотизма у современных школьников [9, c. 185].
15 мая 2017 года впервые была проведена работа секции «Историко-культурное наследие стран и регионов».
Специфика тематики секции состоит в понимании специфики культуры. Обсужденные на секции доклады также могут способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма. Например, в одной из работ авторы обратились к выявлению правил, норм, смыслов Гимна РФ и к его активному продвижению среди школьников средствами современной информационной среды.
В анализе текстов культуры можно обратиться к осмыслению культурных и языковых единиц с национально-культурным компонентом значения. Осмысление ценностного содержания отдельных слов и выражений позволяет приблизиться к пониманию отношения русского человека к миру и выявить экспрессивные «кусочки» смыслов, преодолеть этнические стереотипы, затрудняющие культурный диалог [10].
Таким образом, мы видим, что проектная деятельность дает широкую возможность идейно-нравственного воспитания, позволяет воспитывать интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и признание уникальности истории и культуры всех народов мира. Немаловажным является возможность обсуждения нравственных проблем современного человека. Все это способствует воспитанию таких категорий как патриотизм.
Именно на этом этапе создаются уникальные возможности по развитию трудолюбия, чувства ответственного отношения к делу, уважения к деятельности других его участников. В зависимости от темы проекта, изученной информации на этом этапе возможно формование эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения, приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям, развитие в детской среде ответственности за порученное дело, принципов коллективизма и социальной солидарности. В зависимости от изученной информации возможно формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Пример работы секций «Социально-значимые проекты» и «Обществознание» показывает, что на этом этапе возможно формирование правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность обладает значительным потенциалом по воспитанию патриотизма и гражданственности, в том по формированию российской идентичности, воспитания уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Литература:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/ (дата обращения: 10.11.2017).
- Мжельская Т. В. Перспективы секции «Музеология» в рамках городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов // Школьный музей: традиции и новации. — Новосибирск: МКУДО «ГЦФКиПВ «Виктория», 2017. Т. 1. С. 25–31.
- Мжельская Т. В. Научное творчество учащихся в школьном музее: перспективы и возможности [Электронный ресурс] // Электронная газета «Интерактивное образование», рубрика «Музейный комплекс», выпуск № 30, октябрь 2010 г. URL: http://io.nios.ru/ (дата обращения: 21.10.2016).
- Мжельская Т. В. Научное творчество школьников как одно из направлений работы школьного музея [Электронный ресурс] // Электронная газета «Интерактивное образование», выпуск № 36, октябрь 2011 г, рубрика «Музейный комплекс» // http://io.nios.ru/(дата обращения: 21.10.2016).
- Мжельская Т. В., Букарева Н. Н. Особенности работы городской НПК школьников «НОУ Сибирь в 2015 году. Секция «Великая отечественная война в музейном пространстве г. Новосибирска» [Электронный ресурс] // электронная газета «Интерактивное образование» — 54–55 выпуск (октябрь, 2014 г.) официальное издание Главного управления образования мэрии города Новосибирска (свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–56819 от 29 января 2014 года). URL: http://io.nios.ru/articles2/55/5/osobennosti-raboty-gorodskoy-npk-shkolnikov-nou-sibir-v-2015-godu-sekciya-velikaya (Дата обращения 12.09.2015).
- Мжельская Т. В. Взаимодействие школы и дополнительного образования в современных условиях [Электронный ресурс] // электронная газета «Интерактивное образование» Вып. № 60–61, октябрь 2015. URL: http://io.nios.ru/articles2/74/5/ (Дата обращения 24.11.2016).
- Мжельская Т. В., Спесивцева В. А. Проектно-исследовательская деятельность в работе школьного музея // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. — материалы V Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск: НГПУ, 2016. Ч. 1. С. 185–186.
- Мжельская Т. В. Учебно-исследовательская и проектная деятельность в работе школьного музея [Электронный ресурс] // электронная газета «Интерактивное образование». Вып. № 63, февраль 2016. URL: http://io.nios.ru/articles2/78/5 (Дата обращения 16.12.2016).
- Мжельская Т. В., Спесивцева В. А. Воспитание патриотизма в процессе проектно-исследовательской деятельности школьников 5–8 классов // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. — материалы V Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. — Новосибирск: НГПУ, 2016. Ч. 1. С. 184–185.
- Тихомирова Е. Е., Мжельская Т. В. Проблематика исследований новой секции «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках городской конференции младших школьников «мое первое открытие» // Грани творчества 2017. Сборник методических материалов для педагогов и обучающихся, ведущих исследовательскую и проектную деятельность. Новосибирск: ДТДиУМ «Юниор», 2017. С. 127 –133.