Организация работы по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями
Авторы: Власова Наталья Владимировна, Гусейнова Марина Фахраддиновна, Васильева Людмила Михайловна, Ильина Екатерина Сергеевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Санкт-Петербург, январь 2019)
Дата публикации: 18.12.2018
Статья просмотрена: 182 раза
Библиографическое описание:
Власова, Н. В. Организация работы по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями / Н. В. Власова, М. Ф. Гусейнова, Л. М. Васильева, Е. С. Ильина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14607/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие все более основательно и обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный процесс.
Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении, значит, нет полноценной личности. По словам Л. С. Выготского, речь является орудием мысли, ведущей функцией общения [1].
Психологи выделяют две неразрывно связанные функции речи — общения (коммуникативная функция) и мышления (речемыслительная функция).
А. А. Леонтьев писал: «Чтобы полноценно общаться, ребёнок должен в принципе располагать целым рядом умений [2]. Он должен:
‒ во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;
‒ во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь;
‒ в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания;
‒ в-четвёртых, уметь обеспечить обратную связь».
Правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка. Нарушения общения в совокупности порождают проблемы, связанные с успешностью социальной адаптации, интеграции. Поэтому языковое образование и речевое развитие учащихся сегодня рассматривается как широкая социальная задача.
Серьезные проблемы с развитием речи имеют дети с ограниченными возможностями. Патологическая речь не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения. Такие дети плохо понимают чужую речь и плохо выражают свои собственные мысли. Их речь в основном сводится к неполным предложениям, бедна по своему составу, изобилует грамматическими нарушениями, они владеют недостаточным запасом слов и ограниченным набором синтаксических конструкций, испытывают значительные трудности в программировании высказывания.
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Все они нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании [3].
Особенности развития детей с ограниченными возможностями влияют на характер усвоения учебного материала.
Вопросы организации работы по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями рассматриваются учителями начальных классов МАОУСОШ № 1 и преподавателями колледжа при подготовке студентов по специальности Преподавание в начальных классах.
Полноценная речевая деятельность предполагает владение коммуникативными умениями и навыками для произвольного общения в условиях учебной работы. С этой целью, считают педагоги, важно развивать у детей речевую активность (инициативную форму речи), т. е. отслеживать, чтобы дети не просто отвечали на заданные вопросы кратко или развернуто, что осуществляется практически на любом занятии, а активно вели диалог по учебной теме. С этой целью в ходе занятий и во внеурочной деятельности детей необходимо нацеливать на следующие моменты:
‒ самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общение — диалог;
‒ сравнивать, обобщать, делать выводы;
‒ доказывать и рассуждать.
Центральное место в процессе развития речи учащихся занимает работа над предложением как речевой единицей. Без развития практических умений пользоваться предложениями в связной речи нельзя научить детей с ограниченными возможностями передавать содержание читаемого произведения, рассказывать о виденном, пережитом, писать изложение, сочинение [4].
Для развития практических умений у детей с ограниченными возможностями учителя и студенты в период практики используют такие виды работ как:
‒ конструирование словосочетаний различного вида;
‒ составление полных ответов на вопросы;
‒ составление предложений на определённую тему;
‒ составление предложений с определенными словами;
‒ составление предложений по картинке;
‒ распространение предложений по вопросам;
‒ распространение предложений с данными словами;
‒ распространение предложений словосочетаниями;
‒ восстановление деформированных предложений;
‒ выделение предложения из списка текста;
‒ составление, запись и произнесение повествовательных, вопросительных предложений.
Большое значение для развития связной речи имеет постоянно предъявляемые требования четко и точно формулировать собственные высказывания. Целесообразно, как можно чаще предлагать детям повторять вслед за педагогом или учеником формулировки заданий, обобщающих заключений, выводов, правил и т. д. Следует не только предоставлять возможность учащимся постоянно упражняться в свободных высказываниях, но и побуждать их к этому [5].
Эффективным средством развития умения строить связные высказывания является взаимное рецензирование детьми устных высказываний. Огромная роль в формировании умения строить связные высказывания принадлежит работе с текстом. Поэтому в период практики студенты этим видам работ уделяют особое внимание.
В целом, обучающимся коррекционных классов предлагается большое количество специальных заданий, которые непосредственно направлены на развитие и закрепление навыка конструирования повествовательного сообщения. К таким заданиям можно отнести следующие
‒ составить небольшой рассказ по данному плану;
‒ докончить рассказ по данному началу;
‒ составить рассказ по данному концу;
‒ составить к рассказу заключение и вступление;
‒ составить рассказ с данными словами;
‒ составить рассказ на заданную тему с заданными словами;
‒ составить небольшой рассказ по картинке;
‒ написать рассказ о маме или любом родственнике;
‒ дать описание весеннего (летнего) леса;
‒ дать описание сегодняшнего (вчерашнего) утра;
‒ составить письмо товарищу о своем классе и другие.
При этом большое внимание уделяется развитию у детей различных приемов мыслительной обработки материала: членение материала по смыслу на отдельные куски; выделение смысловых опорных пунктов; составление плана пересказа, изложения, то есть необходимо специально учить детей с ограниченными возможностями пользоваться планом своей практической деятельности, в частности развивать умение как надо отвечать по плану
Таким образом, благодаря комплексному подходу, совместной работе учителя начальных классов и студентов под руководством преподавателей колледжа, можно увидеть положительную динамику в развитии речевых возможностей младших школьников с ограниченными возможностями
Литература:
1 Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст]/ Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. ─ М.: АСТ: Астрель, 2010. ─ 671 с.
2 Леонтьев. А. А. Язык, речь, речевая деятельность.- М.: Просвещение, 2008. — 214 с.
3 Сухорева Г. Е. Психология аномального развития ребенка. Значение возрастных особенностей детей и подростков в клинике психических заболеваний 2008 ─.164c.
4 Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учеб. для сред. проф. учеб. заведений /Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — М.: Академия, 2010. — 488 с.
5 Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведений/И. В. Дубровина, А. М. Прихожан.-3-е издание/ М.: Издательский центр «Академия»,2010., с.111.