Организация работы по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Власова, Н. В. Организация работы по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями / Н. В. Власова, М. Ф. Гусейнова, Л. М. Васильева, Е. С. Ильина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14607/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие все более основательно и обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный процесс.

Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении, значит, нет полноценной личности. По словам Л. С. Выготского, речь является орудием мысли, ведущей функцией общения [1].

Психологи выделяют две неразрывно связанные функции речи — общения (коммуникативная функция) и мышления (речемыслительная функция).

А. А. Леонтьев писал: «Чтобы полноценно общаться, ребёнок должен в принципе располагать целым рядом умений [2]. Он должен:

‒ во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;

‒ во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь;

‒ в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания;

‒ в-четвёртых, уметь обеспечить обратную связь».

Правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка. Нарушения общения в совокупности порождают проблемы, связанные с успешностью социальной адаптации, интеграции. Поэтому языковое образование и речевое развитие учащихся сегодня рассматривается как широкая социальная задача.

Серьезные проблемы с развитием речи имеют дети с ограниченными возможностями. Патологическая речь не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения. Такие дети плохо понимают чужую речь и плохо выражают свои собственные мысли. Их речь в основном сводится к неполным предложениям, бедна по своему составу, изобилует грамматическими нарушениями, они владеют недостаточным запасом слов и ограниченным набором синтаксических конструкций, испытывают значительные трудности в программировании высказывания.

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Все они нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании [3].

Особенности развития детей с ограниченными возможностями влияют на характер усвоения учебного материала.

Вопросы организации работы по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями рассматриваются учителями начальных классов МАОУСОШ № 1 и преподавателями колледжа при подготовке студентов по специальности Преподавание в начальных классах.

Полноценная речевая деятельность предполагает владение коммуникативными умениями и навыками для произвольного общения в условиях учебной работы. С этой целью, считают педагоги, важно развивать у детей речевую активность (инициативную форму речи), т. е. отслеживать, чтобы дети не просто отвечали на заданные вопросы кратко или развернуто, что осуществляется практически на любом занятии, а активно вели диалог по учебной теме. С этой целью в ходе занятий и во внеурочной деятельности детей необходимо нацеливать на следующие моменты:

‒ самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общение — диалог;

‒ сравнивать, обобщать, делать выводы;

‒ доказывать и рассуждать.

Центральное место в процессе развития речи учащихся занимает работа над предложением как речевой единицей. Без развития практических умений пользоваться предложениями в связной речи нельзя научить детей с ограниченными возможностями передавать содержание читаемого произведения, рассказывать о виденном, пережитом, писать изложение, сочинение [4].

Для развития практических умений у детей с ограниченными возможностями учителя и студенты в период практики используют такие виды работ как:

‒ конструирование словосочетаний различного вида;

‒ составление полных ответов на вопросы;

‒ составление предложений на определённую тему;

‒ составление предложений с определенными словами;

‒ составление предложений по картинке;

‒ распространение предложений по вопросам;

‒ распространение предложений с данными словами;

‒ распространение предложений словосочетаниями;

‒ восстановление деформированных предложений;

‒ выделение предложения из списка текста;

‒ составление, запись и произнесение повествовательных, вопросительных предложений.

Большое значение для развития связной речи имеет постоянно предъявляемые требования четко и точно формулировать собственные высказывания. Целесообразно, как можно чаще предлагать детям повторять вслед за педагогом или учеником формулировки заданий, обобщающих заключений, выводов, правил и т. д. Следует не только предоставлять возможность учащимся постоянно упражняться в свободных высказываниях, но и побуждать их к этому [5].

Эффективным средством развития умения строить связные высказывания является взаимное рецензирование детьми устных высказываний. Огромная роль в формировании умения строить связные высказывания принадлежит работе с текстом. Поэтому в период практики студенты этим видам работ уделяют особое внимание.

В целом, обучающимся коррекционных классов предлагается большое количество специальных заданий, которые непосредственно направлены на развитие и закрепление навыка конструирования повествовательного сообщения. К таким заданиям можно отнести следующие

‒ составить небольшой рассказ по данному плану;

‒ докончить рассказ по данному началу;

‒ составить рассказ по данному концу;

‒ составить к рассказу заключение и вступление;

‒ составить рассказ с данными словами;

‒ составить рассказ на заданную тему с заданными словами;

‒ составить небольшой рассказ по картинке;

‒ написать рассказ о маме или любом родственнике;

‒ дать описание весеннего (летнего) леса;

‒ дать описание сегодняшнего (вчерашнего) утра;

‒ составить письмо товарищу о своем классе и другие.

При этом большое внимание уделяется развитию у детей различных приемов мыслительной обработки материала: членение материала по смыслу на отдельные куски; выделение смысловых опорных пунктов; составление плана пересказа, изложения, то есть необходимо специально учить детей с ограниченными возможностями пользоваться планом своей практической деятельности, в частности развивать умение как надо отвечать по плану

Таким образом, благодаря комплексному подходу, совместной работе учителя начальных классов и студентов под руководством преподавателей колледжа, можно увидеть положительную динамику в развитии речевых возможностей младших школьников с ограниченными возможностями

Литература:

1 Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст]/ Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. ─ М.: АСТ: Астрель, 2010. ─ 671 с.

2 Леонтьев. А. А. Язык, речь, речевая деятельность.- М.: Просвещение, 2008. — 214 с.

3 Сухорева Г. Е. Психология аномального развития ребенка. Значение возрастных особенностей детей и подростков в клинике психических заболеваний 2008 ─.164c.

4 Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учеб. для сред. проф. учеб. заведений /Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — М.: Академия, 2010. — 488 с.

5 Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведений/И. В. Дубровина, А. М. Прихожан.-3-е издание/ М.: Издательский центр «Академия»,2010., с.111.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, возможность, распространение предложений, составление предложений, вид работ, коммуникативная функция, небольшой рассказ, период практики, связная речь, языковое образование.

Похожие статьи

Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной организации

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями в условиях сельской школы

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Организация внеурочной деятельности по биологии в работе с одаренными детьми

Организация художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной организации

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями в условиях сельской школы

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Организация внеурочной деятельности по биологии в работе с одаренными детьми

Организация художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста