Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада «Изучение правил дорожного движения»
Автор: Голд Елена Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Санкт-Петербург, январь 2019)
Дата публикации: 25.12.2018
Статья просмотрена: 1694 раза
Библиографическое описание:
Голд, Е. А. Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада «Изучение правил дорожного движения» / Е. А. Голд. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 21-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14713/ (дата обращения: 16.11.2024).
Основные функции дидактической игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучениярассматривается в двух видах: игры-занятияидидактическиеигры.
В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.
Дидактическая игра как форма обучения детейсодержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельностьоснована на осознанности этого процесса.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все играющие, участвует в игре, радуется, если выиграет, т. е. является равноправным участником игры.
При определении победителя воспитатель дает возможность самим детям оценить действия играющих, назвать лучшего. Но в присутствии педагога этот этап в игре тоже проходит более организованно, четко, хотя сам он и не влияет на оценку, а лишь может, как и каждый участник игры, высказать свое «за» или «против». Так, в играх, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается атмосфера доверия между детьми и воспитателем, между самими детьми, взаимопонимание, атмосфера, основанная на уважении личности ребенка, на внимании к его внутреннему миру, к переживаниям, которые он испытывает в процессе игры. Это и составляет сущность педагогики сотрудничества.
Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания.
Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.
Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет.
Использование дидактических игр в обучении детей правилам дорожного движения.
Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, к воспитанию понятий «я — пешеход», «я — пассажир», «я — будущий водитель», систематизируют и углубляют знания о правилах дорожного движения, способствуют формированию культуры поведения детей на улицах.
Многие дидактические игры и направлены на усвоение, уточнение, закрепление знаний.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Игры развивают у детей познавательные процессы, необходимые им для правильной и безопасной ориентации на улице, формируют практические умения и навыки безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
Также дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.
Через игру происходит обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах. Формирование внутренней мотивации учащихся, ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, чтобы они выполняли ПДД не под внешним давлением, а через знание и «прочувствование» необходимости их точного соблюдения.
Предлагаю Вам несколько дидактических игр, в которые с удовольствием играют воспитанники нашего детского сада.
Рис. 1, 2. Игра «Дорожки»
Правила игры: воспитанники должны соединить две парные картинки. Дорожку можно рисовать маркером, можно выкладывать мелкими предметами — палочками, пуговичками и т. д. Главное, чтобы линии не пересекались и не было пустых клеток.
Игра усложняется количеством клеток на игровом поле. Может использоваться как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Лото «Транспорт»
Цель: научить детей различать и правильно называть различные виды транспорта, их назначение; развивать внимание, память; воспитывать нравственные качества: согласованность и сотрудничество.
Правила игры: воспитанники получают по одному — два игровых поля. Ведущий (сначала ведущим будет воспитатель, по мере освоения игры, — ребенок) должен вытащить карточку с картинкой и, не показывая ее играющим, объяснить что на ней нарисовано, придумать загадку и т. д. Выигрывает тот ребенок, кто закроет все карточки на своем поле.
Если детям сложно составлять загадки, воспитатель может направлять его, задавая вопросы. В игре могут участвовать 2–6 человек.
Рис. 3. Игра Лото «Транспорт»
«Третий лишний»
Цель: учить объединять предметы во множество по определенному свойству.
Правила игры: воспитатель выкладывает перед ребенком 3–4 карточки с изображением транспорта. Один из них лишний. Ребёнку необходимо выбрать лишний предмет.
Рис. 4. Игра «Третий лишний»
«Подумай, чего не хватает»
Правила игры: воспитанник получает игровое поле и набор карточек с такими же картинками.
На поле отсутствуют одно или несколько изображений. Воспитанник должен понять закономерность изображения видов транспорта или дорожных знаков и заполнить пустые клетки карточками с картинками.
Игра усложняется увеличением количества пустых клеток на игровом поле. Может использоваться как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Рис. 5. Игра «Подумай, чего не хватает»
Игра «Парные картинки»
Цель: игра поможет развить память, закрепить знания о видах транспорта.
Правила игры: воспитаннику необходимо собрать как можно больше пар карточек, т. е. две карточки с одинаковой картинкой.
Карточки разложены на столе картинками вниз. Начинает игру самый младший игрок, ход переходит по часовой стрелке. Дети по очереди переворачивают по две карточки таким образом, чтобы все могли видеть изображенные на них картинки. Если картинки на карточках одинаковые, то игрок забирает их. Он может продолжать игру до тех пор, пока он находит карточки с одинаковыми картинками. Если картинки на карточках не совпадают, то игрок кладёт карточки обратно картинками вниз, и ход переходит к следующему игроку, сидящему слева.
Выигрывает тот игрок, который к концу игры наберет наибольшее количество парных карточек.
Эта дидактическая игра может использоваться и индивидуально.
Рис. 6. Игра «Парные картинки»
«Сложи картинку»
Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД; развивать логическое мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге и в общественных местах.
Ход игры: Ребенок получает конверт с пазлами картинок, на которых изображены дорожные знаки или транспорт.
По команде воспитателя дети открывают конверты и складывают свои знаки из частей (пазлы). Через 5–7 минут игра прекращается. Кто собрал большее количество картинок, выиграл.
Эту дидактическую игру можно проводить индивидуально, без учета времени. С ребенком проводится беседа о разных видах транспорта и объясняется значение того или иного дорожного знака.
Рис. 7. Игра «Сложи картинку»
Чтобы игры были детям интересны, можно изменять условия игр, добавлять новые атрибуты, использовать во всех видах деятельности в детском саду (в непрерывной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе).
Работа по профилактике детского дорожного травматизма должна проводится систематически и охватывать все стороны жизни детского сада и все виды работы.
Рис. 8. Картотека методических пособий по изучению ПДД
Литература:
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.: Санкт-Петербург, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015 г.
- Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Т. И. Данилова: Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2016 г.