Урок физической культуры как пространство формирования благоприятных отношений подростков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Санкт-Петербург, январь 2019)

Дата публикации: 18.12.2018

Статья просмотрена: 383 раза

Библиографическое описание:

Железова, Н. А. Урок физической культуры как пространство формирования благоприятных отношений подростков / Н. А. Железова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14721/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье описываются особенности урока физической культуры. Раскрываются специфические воспитательные возможности физической культуры как учебного предмета.

Ключевые слова: физическая культура, межличностные отношения.

В настоящее время биологическое, телесное здоровье как основополагающий элемент жизнеспособности молодежи имеет очень важное значение в становлении молодого поколения, но этому аспекту в российском обществе пока ещё должного внимания не уделяется. Поэтому справедливо высказывание И. М. Быховской о том, что «формирование и развитие телесной (физической) культуры может стать значимым элементом образа жизни людей, занять полноправное место в их повседневности, стать действительной частью общей культуры только там и тогда, где и когда человеческое тело осознается и признается обществом, группой, индивидом как одна из базовых ценностей бытия, как объект социально и индивидуально значимого интереса, как элемент культуросообразной политики» [6, с.68].

Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно. В Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007 г.) физическая культура рассматривается как обязательный раздел гуманитарной части образования, способствующий гармонизации духовных и физических сил, формированию таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство [1]. Как следствие, предполагается насущная актуальность решения целевой проблемы физического воспитания — проблемы формирования физической культуры личности школьника [6].

Среди многих средств воспитания физической культуре можно отвести особое место в связи с действенным характером учебно-воспитательных процессов, широкими возможностями для взаимодействия её субъектов. Коллективный характер физкультурной деятельности, разнообразие её мотивации, опора на чувства, существенные возможности формирования самооценки занимающихся, что стимулирует самопознание, физическое и духовное самосовершенствование, максимальную реализацию творческих возможностей, удовлетворяет возрастные потребности личности, — всё это даёт основание рассматривать физическую культуру как важное средство воспитания подрастающего поколения [6, с.70].

Некоторые аспекты отдельных специфических воспитательных возможностей физической культуры представлены в работах по психологии и социологии физического воспитания и спорта, теории и методике физической культуры (В. К. Бальсевич, Е. П. Ильин, П. Ф. Лесгафт, А. В. Лотоненко, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев, А. Ц. Пуни, М. И. Станкин, Ю. Л. Ханин и др.).

Анализ данных работ и диссертационных исследований позволяет систематизировать и в определённой степени раскрыть специфические воспитательные возможности физической культуры как учебного предмета. К ним, мы считаем, можно отнести следующие:

– возможность влияния на духовное, психическое через физическое развитие человека, что обусловлено внутренним единством человеческого организма. Через развитие и совершенствование морфофункциональных свойств организма посредством нормированных физических нагрузок в условиях специально организованного учебного занятия осуществляется влияние на волевые и моральные качества, развиваются и совершенствуются психофизические качества (внимание, память, мышление и т. п.) занимающегося, формируются социально значимые качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, ответственность, инициативность, коммуникабельность и т. д.) [3], через освоение социокультурных ценностей физической культуры происходит принятие общечеловеческих ценностей (взаимопонимание и взаимопомощь, доброта и уважение, справедливость и честность, и т. д.) [5]. Как пишет М. Вичев, «физическая культура есть только там, где, прежде всего, есть гармоническое единство телесного и духовного в человеке. Воспроизвести физическую культуру и соответственно успешно развить её нельзя, если производить… только физическую культуру. Культура есть феномен целостный», то есть физическая культура есть фактически сущностное единство нравственной, эстетической, интеллектуальной и деятельностно-практической культуры;

– особые возможности влиять на формирование самооценки учащихся. Исследования Е. П. Ильина показали, что специфика двигательной деятельности позволяет использовать большое многообразие педагогических приёмов, одинаково эффективно влияющих как на заниженную, так и на завышенную самооценку учащихся [2]. Например, варьирование сложности учебных заданий; включение в соревнования с более сильным или более слабым соперником с тем, чтобы заранее обеспечить либо победу, либо неудачу; оценка не результата выполняемого упражнения, а способов достижения результата, и т. д.

Все отношения Е. П. Ильин дифференцирует на формализованные и неформализованные отношения. Формализованные отношения включают в себя деловые отношения, проявляемые в процессе учебы (например, при выполнении парных и групповых упражнений на уроке физической культуры), и отношения управления, которые складываются между школьниками, выполняющими функцию руководства, и остальными учениками (например, между физоргом класса и его одноклассниками) [3, с.359].

Неформализованные отношения отражают симпатию или антипатию, дружбу или вражду, то есть эмоциональную сторону жизни класса. Обычно в классе можно наблюдать несколько видов межличностных взаимоотношений школьников: дружбу, симпатию, нейтральные отношения, антипатию и т. д. Эти отношения возникают на основе оценки друг друга по личностным и деловым качествам, на основе принадлежности школьника к определенной микрогруппе и оценки этой группы, даже на основе достижения родителей ученика в той или иной области человеческой деятельности.

Тем не менее, между взаимооценками деловых и личностно-эмоциональных качеств школьников часто наблюдается несоответствие. Например, школьники могут высоко оценивать своего одноклассника как спортсмена, но низко − как товарища, так как он проявляет зазнайство, с пренебрежением относится к физически слабым товарищам. И наоборот, школьник, не имеющий особых достижений в спорте, может высоко оцениваться всем классом по личностным качествам. Для школьных групп, в которых деловые отношения на уроке физической культуры выражены в большей мере, чем на других уроках, все же ведущими являются эмоциональные отношения. Однако коллективистская направленность учащихся приводит к тому, что оценки по деловым и эмоциональным качествам совпадают [3, с.360].

По мнению Е. П. Ильина, формируя коллектив учащихся, учитель физической культуры должен последовательно решить четыре задачи:

  1. организация и сплочение в каждом классе и в школе физкультурного актива, укрепление его авторитета;
  2. придание коллективу школьников идейной направленности, развитие в нем критики и самокритики, формирование высокой требовательности к себе и товарищам;
  3. превращение классных коллективов в естественную и необходимую часть общешкольного коллектива;
  4. формирование у коллектива школьников такта, умения применять правильные формы воздействия на своих товарищей, включая и индивидуальный подход к ним [3, с.364].

Как отмечает Ильин, необходимо, чтобы совместно выполняемая школьниками деятельность вызывала у них коллективные переживания, стремление работать сообща и общаться как в учебное, так и внеучебное время. Ведь не всякая совместная деятельность формирует и сплачивает коллектив. Чтобы достичь желаемого результата, учитель должен учесть ряд моментов, такие, например, как возрастные особенности детей и уровень развития коллектива [3, с. 367].

В подростковом возрасте коллективная организация учебной и общественной деятельности должна давать возможность каждому проявить активность, принять участие в коллективном поиске способов решения поставленных задач и достижении поставленных целей [3, с.367].

Важной методической особенностью, по мнению А. В. Шапаря, является способность физических упражнений воздействовать без значительного нервно-эмоционального напряжения на все стороны мыслительной деятельности: содержательную, функционально-операционную и целемотивационную. Выполнение упражнений приводит к правильной самооценке успехов, осознанному стремлению к совершенствованию осваиваемых двигательных навыков и умений. Кроме того, мышечная деятельность создает проблемные ситуации разной степени сложности, множественность альтернативного выбора в жестких рамках времени. В этих условиях совершенствуются и развиваются творческие способности, т. е. умение принимать рациональные решения в короткое время [4,с.30].

Безграничные возможности физической культуры зачастую недооцениваются, и этот школьный предмет еще больше, чем раньше, рассматривается как узкоутилитарная дисциплина, обеспечивающая лишь повышение физических кондиций школьников [4, с. 30].

По сравнению с другими предметами «Физическая культура» имеет целый ряд преимуществ. Выполнение физических упражнений, например, исключает возможность «списать» задание. Подсмотреть, как это делает кто-то другой, школьник может, но выполнять он будет сам, действуя согласно своим индивидуальным особенностям. Этот процесс естественным образом сопровождается активизацией его умственной сферы [4, с. 32].

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, как важна роль физической культуры в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний школьников. Поэтому в структуре общего среднего образования предмет должен носить прикладной характер, занимать одно из ведущих мест в системе межпредметных связей и способствовать решению важных общепедагогических задач.

Литература:

  1. Закон о физической культуре и спорте Российской Федерации. — М., 2007.– [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.: «Логос», 1999. — 384 с.
  3. 3.Ильин Е. П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 468 с.
  4. Шапарь А. В. Роль и место физической культуры в образовательном пространстве / В. В. Перетятько, А. В. Шапарь// Физическая культура в школе.−2005.−№ 4. − С. 29–33.
  5. Щёголев В. А., Когтерев Р. Н. Воспитание студенческих коллективов в процессе физкультурно-спортивной деятельности: Учебно-методическое пособие. — СПб., СПбГУ, 1998. — 53 с.
  6. Шивринская С. Е. Урок физической культуры как пространство самовоспитания подростка. − Череповец. 2008г. − с. 159.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, возможность, отношение, качество, средство воспитания, учебный предмет, физическое воспитание, человеческая деятельность, школьник.

Похожие статьи

Физическая культура в жизни студентов

Данная статья обуславливает необходимость физического воспитания студентов, которое проявляется вследствие регулярных занятий физической культурой. Данная статья предусматривает рассмотрение влияния физической культуры на состояния здоровья студентов...

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Педагогическое обеспечение игровой деятельности: понятие и структура

В статье раскрывается сущность педагогического обеспечения игры детей. Рассматриваются основные понятия и структура игровой деятельности.

Педагогические психологические основы разногласий, возникающих между учащимися младшего школьного возраста

В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развити...

Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации

В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.

Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье рассматриваются возрастные особенности младших школьников.

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки

В статье рассматривается содержание музыкального образования в развитии развития интеллекта детей младшего школьного возраста на уроках музыки и педагогические возможности урока музыки в общеобразовательной организации.

Педагогический анализ программы по физической культуре для учащихся первых классов

В данной статье проводится анализ соответствия программы по физической культуре возрастным особенностям учащихся первых классов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры

В статье раскрыты особенности и способы формирования и развития двигательных умений и навыков на уроках физической культуры

Похожие статьи

Физическая культура в жизни студентов

Данная статья обуславливает необходимость физического воспитания студентов, которое проявляется вследствие регулярных занятий физической культурой. Данная статья предусматривает рассмотрение влияния физической культуры на состояния здоровья студентов...

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Педагогическое обеспечение игровой деятельности: понятие и структура

В статье раскрывается сущность педагогического обеспечения игры детей. Рассматриваются основные понятия и структура игровой деятельности.

Педагогические психологические основы разногласий, возникающих между учащимися младшего школьного возраста

В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развити...

Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации

В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.

Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье рассматриваются возрастные особенности младших школьников.

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки

В статье рассматривается содержание музыкального образования в развитии развития интеллекта детей младшего школьного возраста на уроках музыки и педагогические возможности урока музыки в общеобразовательной организации.

Педагогический анализ программы по физической культуре для учащихся первых классов

В данной статье проводится анализ соответствия программы по физической культуре возрастным особенностям учащихся первых классов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры

В статье раскрыты особенности и способы формирования и развития двигательных умений и навыков на уроках физической культуры