К вопросу формирования предпосылок исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маркова, Р. Г. К вопросу формирования предпосылок исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста / Р. Г. Маркова, Р. М. Хаертдинова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14751/ (дата обращения: 16.10.2024).



В детские годы закладываются основы познавательного отношения к действительности, проявляется исследовательская активность в процессе детской опытно-экспериментальной деятельности. В статье рассмотрены педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие исследовательской деятельности в дошкольном возрасте, приводится опыт работы детского сада № 88 г. Набережные Челны.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, педагогические условия, экспериментирование, опыты.

Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Исследовательская активность выражается в накопленных знаниях дошкольников и получает свое отражение в детской опытно-экспериментальной деятельности.

Экспериментирование — это вид деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется активность, направленная на получение новых знаний, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. На основе этой потребности у дошкольников в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности формируется стремление узнать и открыть для себя новое. Познавательную активность ребенка Н. Е. Веракса определяет как пространство активности [1, c. 521].

В развитии исследовательской деятельности, направленной на познание окружающей действительности, можно условно выделить несколько периодов: до трех лет познание окружающего мира ребенком идет через манипулирование предметами; после трех лет оно дополняется игрой и экспериментами; после пяти лет ребенок может экспериментировать самостоятельно. Задача взрослых на каждом из этапов подготовить ребенка к экспериментальной деятельности.

В практике работы дошкольной образовательной организации для развития исследовательской активности детей младшего дошкольного возраста были созданы педагогические условия: во-первых, обогащение развивающей предметно-пространственной среды с учетом принципов организации развивающей среды (содержательно-насыщенность, трансформируемость, полифункциональность или вариативность, доступность и безопасность). Во-вторых, способность развития исследовательских умений через экспериментирование. Экспериментирование осуществлялось с учетом возраста и направленности детских интересов.

В течение года провели опыты: «Воздух. Что в пакете?», «Игры с воздушным шариком и соломинкой», «Надувание мыльных пузырей», «Волшебная кисточка» и др. Для знакомства детей второй младшей группы со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа) интересным показался опыт «Свет. Цвет. Что в коробке?», который мы выбрали с пособия О. В. Дыбиной. Взрослый предлагал детям узнать, что находится в коробке и как обнаружить, что в ней. Дети смотрят и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивал, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Вместе с детьми сравнивали, в каком случае лучше видно, и делали вывод о значении света [2, c. 4].

Следующее педагогическое условие — это осуществление взаимодействия с родителями по формированию у детей дошкольного возраста предпосылок к исследовательской деятельности. Работу начали с анкетирования родителей на тему «Детское экспериментирование в семье». Анализ анкет, показал, что тема представляет интерес и является актуальной на сегодняшний день. Часть родителей признались, что на детские вопросы отвечают «первое, что придет в голову». Многие родители отметили, что дети предпочитают самостоятельно исследовать окружающие предметы и выразили желание сотрудничать с дошкольным учреждением по данному вопросу. С родителями воспитанников провели консультации, родительское собрание на тему «Детское экспериментирование»; порекомендовали пособие, которым мы успешно используем в работе с детьми, Дыбиной О. В. Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Привлекали родителей к подбору оборудования и к проведению опытов совместно с детьми в детском саду и дома.

«Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества» утверждает Поддьяков А. Н. [3, с. 51].

Опыты — это самостоятельная деятельность, направленная на изучение объектов и предметов природного мира. Несомненно, опыты, а особенно в игровой форме — это способ получения знаний для дошкольников. Опыты наглядны, информативны, доступны для детей любого возраста. Проведение систематической, планомерной работы с дошкольниками в форме занимательных опытов и экспериментов, будет способствовать закреплению ранее полученных знаний на практике и расширению кругозора детей.

Взаимодействуя с предметами окружающего мира, изучая их, наблюдая за ними, дошкольники учатся понимать причинно-следственные связи, закономерности мира. При исследовании или взаимодействии с предметами окружающего мира у дошкольников расширяется кругозор, развиваются такие качества как любознательность, пытливость ума, усидчивость, самостоятельность. Заинтересованность представляет сам процесс взаимодействия с предметами окружающего мира. У детей возникает интерес, любопытство, а в ходе получения знаний радость и даже восторг, соответственно у дошкольников формируется положительное мироощущение.

Таким образом, основными педагогическими условиями в процессе формирования предпосылокисследовательской деятельности у детей дошкольного возраста являются: партнерское взаимодействие воспитателя с детьми, как соучастника деятельности, позволяющее ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность; обогащение развивающей предметно-пространственной среды в ДОО; развитие исследовательских умений детей через экспериментирование; осуществление взаимодействия с родителями по формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 523 с.
  2. Дыбина О. В., Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 92 с.
  3. Поддьяков, А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий. — 2011. — 601 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, исследовательская деятельность, окружающий мир, детская опытно-экспериментальная деятельность, детский сад, детское экспериментирование, значение света, исследовательская активность, развивающая предметно-пространственная среда.

Похожие статьи

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Статья посвящена исследованию развития познавательного интереса у старших дошкольников. В работе представлены актуальность темы исследования, цели, задачи исследования, обоснована и апробирована комплекс занятий по формированию познавательного интере...

Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования исследовательских умений, проведена опытно-эксперим...

Эффективные практики организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

В статье рассматривается педагогическая ценность и развивающий потенциал опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Автором представлен опыт педагогов-практиков по организации опытно-экспериментальной деятельности с...

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...

Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность

В статье исследуется проблема развития познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения. Предметом исследования является экспериментирование как средство развития п...

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами

Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...

Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования

В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.

Формирование нравственных отношений к природе у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения

В статье описан опыт работы, где предложен вариант по созданию условий по формированию нравственных отношений к природе у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения.

Организация работы по развитию исследовательской активности детей в учреждении дополнительного образования

В статье автор рассматривает вопросы развития познавательной активности младших школьников и особенности организации исследовательской работы с обучающимися.

Похожие статьи

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Статья посвящена исследованию развития познавательного интереса у старших дошкольников. В работе представлены актуальность темы исследования, цели, задачи исследования, обоснована и апробирована комплекс занятий по формированию познавательного интере...

Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования исследовательских умений, проведена опытно-эксперим...

Эффективные практики организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

В статье рассматривается педагогическая ценность и развивающий потенциал опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Автором представлен опыт педагогов-практиков по организации опытно-экспериментальной деятельности с...

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...

Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность

В статье исследуется проблема развития познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения. Предметом исследования является экспериментирование как средство развития п...

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами

Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...

Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования

В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.

Формирование нравственных отношений к природе у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения

В статье описан опыт работы, где предложен вариант по созданию условий по формированию нравственных отношений к природе у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения.

Организация работы по развитию исследовательской активности детей в учреждении дополнительного образования

В статье автор рассматривает вопросы развития познавательной активности младших школьников и особенности организации исследовательской работы с обучающимися.