Применение арт-терапии в работе с трудными детьми | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Югова, М. Р. Применение арт-терапии в работе с трудными детьми / М. Р. Югова, И. А. Вилкова, А. Б. Финаева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14753/ (дата обращения: 16.11.2024).



Не секрет, что именно дошкольное детство — один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. Наши дети, воспитывающиеся в нашем реабилитационном центре, получают первый положительный опыт взаимодействия с другими людьми, так как дома видели только асоциальное поведение родителей. Мы создаем для детей комфортные психологические условия. В большинстве случаев дети поступают нелюдимые и замкнутые. В течение реабилитационного процесса мы сталкиваемся с большими трудностями, так как психика детей всегда нарушена. Дети не доверяют не кому.

Эта методика психологической помощи появилась давно. Существует много упоминаний о том, что еще в древнем Китае для лечения нервных срывов рекомендовалось рисование иероглифов. Термин «арт-терапия» впервые был введен в практику психологов и психотерапевтов художником Адрианом Хиллом в конце 30-х годов ХX века, который описал опыт лечения пациентов с туберкулезом. Во время таких курсов терапии было выяснено, что занятия живописью помогают больным переживать тяготы болезни.

Развитие этого вида лечения и психологической помощи стало активно внедряться в практику значительно позже. Методика часто применялась для реабилитации детей, вывезенных из концентрационных нацистских лагерей. В начале своего активного развития арт-терапия опиралась на теории Карла-Густава Юнга и Зигмунда Фрейда о бессознательном отражении психических процессов в творческой деятельности. Позднее методика изменялась, дополнялась и совершенствовалась.

И. В. Сусанина: «Арт-терапия — это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни».

Арт-терапия это лечение искусством, она позволяет увидеть около себя положительное в ярких красках и задуматься о будущем. Через рисование, лепку, аппликацию снимается психологическое напряжение, взрослые начинают контактировать с ребенком. Успех в творчестве переносится и на обычную жизнь. Дети начинают общаться, выражают свои эмоции на бумаге.

Показания для проведения детской арт-терапии, по мнению психологов К.Юнга и других является:

– упрямство;

– агрессия;

– страхи; тики, заикание, навязчивости и др.;

– частая смена настроения;

– задержки речевого и психического развития;

– кризисные ситуации;

– трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми;

– возбудимости или апатичности;

– изменение места жительства;

– подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;

– потери родительского контроля над ребенком, непослушании.

– застенчивости и неуверенности в себе;

– агрессивность;

– гиперактивность;

«Живопись — идеальный способ отвлечения. Я не знаю ничего другого, что бы более полно поглощало ум, не изматывая тело. Какими бы ни были сиюминутные беспокойства или тревоги за будущее, как только картина начата, им уже нет места в мыслях. Они уходят в тень и тьму. Весь свет мыслей человека концентрируется на работе. Время уважительно стоит в сторонке». Эти слова принадлежат Уинстону Черчиллю.

В каждой группе есть все необходимое для творчества детей: краски, гуашь, бумага, кисти. Так же дети могут рисовать на песке или на манной крупе.

В основном мы с детьми используем нетрадиционные техники. Рисование различными предметами, кляксография, штриховки, каракули, рисование листьями и всем что под рукой. Наши дети раскрепощаются, и процесс реабилитации становится легче. Конкретной тематики занятий не существует для нас все зависит от настроения и характера детей.

Примерные темы занятий.

  1. Я.
  2. Что я люблю.
  3. Полет на планету.
  4. Планета фантазии.
  5. Какой я хочу дом?
  6. Какую я хочу семью?
  7. Мои мечты.
  8. Я вырос.
  9. Мое любимое животное.
  10. Цветочная поляна.

Тем занятий много и много можно добавить главное учитывать ситуацию и проблему при взаимодействии с ребенком. И самое главное по работам детей можно многое узнать о детях и наладить взаимоотношение с детьми.

После рисования можно побеседовать с ребенком, что изображено главное записать потом рассказ ребенка, чтобы наметить дальнейшую работу.

Литература:

  1. Вальдес Одрихола М. С. «Формирование эмоционально- волевой сферы школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии»
  2. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» 6–2003., 1–2004., 3–2004.
  3. Журналы «Коррекционная педагогика» 3/5–2004., 2/8–2005., 3/9–2005. Л. А. Неменская «Искусство и ты» М. Панфилова «Игротерапия общения».
  4. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. И., Добровольская Г. А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» М. — 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, психологическая помощь.