Применение арт-терапии в работе с трудными детьми
Авторы: Югова Марианна Рафаильевна, Вилкова Ирина Александровна, Финаева Анна Борисовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Санкт-Петербург, январь 2019)
Дата публикации: 26.12.2018
Статья просмотрена: 142 раза
Библиографическое описание:
Югова, М. Р. Применение арт-терапии в работе с трудными детьми / М. Р. Югова, И. А. Вилкова, А. Б. Финаева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14753/ (дата обращения: 16.11.2024).
Не секрет, что именно дошкольное детство — один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. Наши дети, воспитывающиеся в нашем реабилитационном центре, получают первый положительный опыт взаимодействия с другими людьми, так как дома видели только асоциальное поведение родителей. Мы создаем для детей комфортные психологические условия. В большинстве случаев дети поступают нелюдимые и замкнутые. В течение реабилитационного процесса мы сталкиваемся с большими трудностями, так как психика детей всегда нарушена. Дети не доверяют не кому.
Эта методика психологической помощи появилась давно. Существует много упоминаний о том, что еще в древнем Китае для лечения нервных срывов рекомендовалось рисование иероглифов. Термин «арт-терапия» впервые был введен в практику психологов и психотерапевтов художником Адрианом Хиллом в конце 30-х годов ХX века, который описал опыт лечения пациентов с туберкулезом. Во время таких курсов терапии было выяснено, что занятия живописью помогают больным переживать тяготы болезни.
Развитие этого вида лечения и психологической помощи стало активно внедряться в практику значительно позже. Методика часто применялась для реабилитации детей, вывезенных из концентрационных нацистских лагерей. В начале своего активного развития арт-терапия опиралась на теории Карла-Густава Юнга и Зигмунда Фрейда о бессознательном отражении психических процессов в творческой деятельности. Позднее методика изменялась, дополнялась и совершенствовалась.
И. В. Сусанина: «Арт-терапия — это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни».
Арт-терапия это лечение искусством, она позволяет увидеть около себя положительное в ярких красках и задуматься о будущем. Через рисование, лепку, аппликацию снимается психологическое напряжение, взрослые начинают контактировать с ребенком. Успех в творчестве переносится и на обычную жизнь. Дети начинают общаться, выражают свои эмоции на бумаге.
Показания для проведения детской арт-терапии, по мнению психологов К.Юнга и других является:
– упрямство;
– агрессия;
– страхи; тики, заикание, навязчивости и др.;
– частая смена настроения;
– задержки речевого и психического развития;
– кризисные ситуации;
– трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми;
– возбудимости или апатичности;
– изменение места жительства;
– подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;
– потери родительского контроля над ребенком, непослушании.
– застенчивости и неуверенности в себе;
– агрессивность;
– гиперактивность;
«Живопись — идеальный способ отвлечения. Я не знаю ничего другого, что бы более полно поглощало ум, не изматывая тело. Какими бы ни были сиюминутные беспокойства или тревоги за будущее, как только картина начата, им уже нет места в мыслях. Они уходят в тень и тьму. Весь свет мыслей человека концентрируется на работе. Время уважительно стоит в сторонке». Эти слова принадлежат Уинстону Черчиллю.
В каждой группе есть все необходимое для творчества детей: краски, гуашь, бумага, кисти. Так же дети могут рисовать на песке или на манной крупе.
В основном мы с детьми используем нетрадиционные техники. Рисование различными предметами, кляксография, штриховки, каракули, рисование листьями и всем что под рукой. Наши дети раскрепощаются, и процесс реабилитации становится легче. Конкретной тематики занятий не существует для нас все зависит от настроения и характера детей.
Примерные темы занятий.
- Я.
- Что я люблю.
- Полет на планету.
- Планета фантазии.
- Какой я хочу дом?
- Какую я хочу семью?
- Мои мечты.
- Я вырос.
- Мое любимое животное.
- Цветочная поляна.
Тем занятий много и много можно добавить главное учитывать ситуацию и проблему при взаимодействии с ребенком. И самое главное по работам детей можно многое узнать о детях и наладить взаимоотношение с детьми.
После рисования можно побеседовать с ребенком, что изображено главное записать потом рассказ ребенка, чтобы наметить дальнейшую работу.
Литература:
- Вальдес Одрихола М. С. «Формирование эмоционально- волевой сферы школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии»
- Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» 6–2003., 1–2004., 3–2004.
- Журналы «Коррекционная педагогика» 3/5–2004., 2/8–2005., 3/9–2005. Л. А. Неменская «Искусство и ты» М. Панфилова «Игротерапия общения».
- Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. И., Добровольская Г. А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» М. — 2001.