Стратегии смыслового чтения в начальной школе для достижения метапредметных результатов обучения
Автор: Кокоулина Светлана Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Санкт-Петербург, январь 2019)
Дата публикации: 01.01.2019
Статья просмотрена: 1483 раза
Библиографическое описание:
Кокоулина, С. В. Стратегии смыслового чтения в начальной школе для достижения метапредметных результатов обучения / С. В. Кокоулина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14765/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: смысловое чтение, продуктивное чтение, литературное чтение, читательский опыт, развивающий урок
Несколько лет назад педагогическому сообществу нашей страны был представлен новый методологический подход, названный «метапредметным». К тому же в статус закона вступили новые образовательные стандарты, которые помимо предметных и личностных предъявляют требования к метапредметным результатам. Переосмыслить накопленный педагогический опыт потребовало само время. Сегодня человек должен уметь действовать в нестандартной ситуации, быстро и продуктивно включаться в незнакомые виды деятельности, вести конструктивный диалог. Только в этом случае ему обеспечен успех. Система образования как сфера подготовки ученика к жизни меняет ориентацию с накопления знаний на освоение способов мышления и деятельности, поэтому новые задачи, поставленные перед учителем, не могли быть решены в полной мере только средствами традиционной педагогики. Возникла необходимость в поиске новых средств и методических решений
Учебный процесс должен основываться на деятельностном подходе, цель которого — развитие личности ученика при активном восприятии учебного материала. Значит, главная задача учителя состоит в создании условий, провоцирующих детское действие.
Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста — это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.
Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации (фактуальной, концептуальной, подтекстовой), глубокое понимание текста, собственная интерпретация. Решая многие задачи современной системы обучения, технология продуктивного чтения могла бы выступить средством достижения всех видов результатов, в том числе и метапредметных. Но, несмотря на высокий развивающий потенциал технологии продуктивного чтения, в школьных учебниках литературного чтения она практически не представлена, также нет и методик использования данной технологии на разных этапах урока литературного чтения в начальной школе. Чтобы решить данное противоречие, необходимо было подобрать различные приемы данной технологии и апробировать их использование на различных этапах урока литературного чтения, что и стало целью моего опыта.
Детальное изучение теории вопроса позволило сделать вывод о том, что технология продуктивного чтения хорошо «укладывается» в структуру развивающего урока и может использоваться на любом этапе. При построении модели развивающего урока я несколько видоизменяю традиционную структуру урока литературного чтения, пытаясь максимально учесть требования к современному уроку и технологические этапы продуктивного чтения. Опыт показывает, что наиболее эффективным для формирования универсальных учебных действий оказывается вариант продуктивного урока литературного чтения, построенного по схеме.
Если выбранная система является фундаментом сценария урока, то наполнение его содержания приемами продуктивного чтения — это его аранжировка, помогающая ученику понять суть изучаемого, придающая красоту и эмоциональность уроку, активизирующая мыслительные процессы.
Отличительной особенностью предлагаемой структуры урока на этапе мотивации является применение такого приема, как антиципация.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Во время работы с текстом до чтения возможно использование следующих приемов:
‒ “Дерево предсказаний”;
‒ Работа с иллюстрациями
‒ «Ожившие картины»-работа с репродукциями картин, отражающих эпоху, но не являющихся иллюстрациями к данному произведению;
‒ Фотоглаз- лексическая работа- работа со словами, не понятными обучающимся, их толкование, определение содержания произведения;
‒ «Ассоциативный куст»- определение по группе слов темы урока, названия произведения;
‒ «Отсроченная отгадка»
‒ Моделирование обложки книги
Итогом работы на этом этапе является определение темы, целей и задач урока, которые формулируются обучающимися самостоятельно.
Следующим этапом является- работа с текстом во время чтения.
Цель данного этапа: понимание текста на фактуальном и концептуальном уровне.
«Диалог» обучающихся савтором литературного произведения или научного текста — это прием работы с текстом во время его чтения.
Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее — проверки их точности по ходу дальнейшего чтения. Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения. Для условного обозначения используются первые буквы мини-приемов.
Комментированное чтение — это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: «Стоп!", «Достаточно!", «Хватит!", «Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.
Еще одной отличительной особенностью предлагаемой структуры урока является блок осмысления ипереработки информации во взаимодействии. Это своего рода тренинг по преодолению инерции мышления, который требует от учеников нестереотипного поворота мысли.
Здесь использую задания на выдвижение гипотез, необычное использование объектов, нахождение закономерностей.
Например, очень любят мои ученики такую формы работы, как «Литературный квест».Квест — это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету произведения.
Поддерживать интерес учеников помогают также современные интернет-технологии. На сайте класса (http://svkokoulina7.jimdo.com/) есть специальная страничка «Мы читатели», где мы проводим различные акции и конкурсы. На онлайн-доске ученики размещают записи и фото о прочитанных книгах
Таким образом на данном этапе у детей появляется возможность генерировать идеи, предлагать нестандартные способы действий, планировать свою деятельность, организовывать эксперимент, участвовать в групповой работе, продуктивно взаимодействовать. Технология продуктивного чтения предусматривает возможность применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Использование технологии продуктивного чтения на уроке и за его пределами позволяет улучшить результаты освоения учениками программного материала. Мониторинг результатов учебной деятельности школьников показывает положительную динамику.
Результаты моих учеников — это лучший ответ на вопрос «для чего я это использую?».
Сегодня убедительной считается оценка деятельности в количественном выражении, но не всё можно измерить числами (да, наверняка, и не нужно). Метапредметные результаты — это результаты на перспективу успешной самостоятельной жизни наших детей. К тому же, при использовании технологии продуктивного чтения ученики проявляют креативность мышления, инициативу, находчивость, активность, способность к эмоциональному восприятию и нравственному выбору, берут на себя ответственность за взаимодействие и результат. Значит, данная технология может быть средством достижения метапредметных результатов.
Накопленным опытом по использованию технологии продуктивного чтения делюсь с коллегами: провожу открытые уроки, мастер — классы на разных уровнях. Среди моих публикаций есть и описание использования технологии продуктивного чтения, и разработки уроков, и мастер-класс. Говоря о средствах формирования у учеников универсальных учебных действий, компетенций, умения работать с текстом и информацией в других дисциплинах и окружающей жизни, предлагаемые методические решения должны быть также универсальными. Данную технологию может использовать учитель любого предмета. Представляя свой опыт работы, я хотела показать, что технология продуктивного чтения в структуре современного урока — универсальное средство реализации ФГОС, создания условия для достижения всех видов результатов, подготовки учеников к самостоятельной взрослой жизни.
Литература:
- Алексеевская А. Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. — М., 2008. с. 18
- Зобнина М. А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. — 2007. — № 8. — С. 35–43.
- Лазарева В. А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. — / Сост. В. А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 С. 40
- Ниталимова Л. В., Семенова С. Н. Развитие читательского интереса младших школьников. — М.: Ментор. — 2007. — № 1. — С. 11–13.
- http://iem.natm.ru/mentor/0107_nitalimova.html
- Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. — 2003. — № 1. — С. 11–18.
Ключевые слова
литературное чтение, продуктивное чтение, смысловое чтение, читательский опыт, развивающий урокПохожие статьи
Проблема формирования навыка смыслового чтения как метапредметного результата при работе с текстом у обучающихся начальной школы
В статье рассматривается важность формирования метапредметных результатов, а именно развитие навыка осмысленного чтения в период обучения в начальной школе.
Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе
Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...
Речевое развитие младших школьников
Работа по развитию связной речи в начальных классах закладывает основы важнейших интеллектуально-речевых умений, имеющих большое значение на дальнейшее развитие социально-активной личности.
Развитие исследовательской активности младших школьников на уроке русского языка
В статье представлен опыт развития исследовательской активности младших школьников средствами проблемно-ориентированной технологии на уроках русского языка.
Реализация технологии педагогической мастерской творческого письма на уроках внеклассного чтения по книге «Сутра мгновений»
Педагогическая мастерская творческого письма рассматривается автором как уникальная педагогическая технология, которая создает на уроках внеклассного чтения условия, ситуации, образовательные события для профессионально-личностного становления путем ...
Творческие задания как средство развития мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста
В статье рассматривается развитие мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста посредством включения детей в процесс выполнения творческого задания. Представлены результаты программы психолого-педагогического сопровождения развития мотиваци...
Проектирование коммуникативных событий на уроках математики
В статье особое место уделяется проблеме проектирования коммуникативных событий на уроках математики. Рассмотрены составляющие коммуникативных сценариев занятия, возможности взаимодействия в коммуникативном пространстве, применение дидактических игр ...
Похожие статьи
Проблема формирования навыка смыслового чтения как метапредметного результата при работе с текстом у обучающихся начальной школы
В статье рассматривается важность формирования метапредметных результатов, а именно развитие навыка осмысленного чтения в период обучения в начальной школе.
Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе
Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...
Речевое развитие младших школьников
Работа по развитию связной речи в начальных классах закладывает основы важнейших интеллектуально-речевых умений, имеющих большое значение на дальнейшее развитие социально-активной личности.
Развитие исследовательской активности младших школьников на уроке русского языка
В статье представлен опыт развития исследовательской активности младших школьников средствами проблемно-ориентированной технологии на уроках русского языка.
Реализация технологии педагогической мастерской творческого письма на уроках внеклассного чтения по книге «Сутра мгновений»
Педагогическая мастерская творческого письма рассматривается автором как уникальная педагогическая технология, которая создает на уроках внеклассного чтения условия, ситуации, образовательные события для профессионально-личностного становления путем ...
Творческие задания как средство развития мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста
В статье рассматривается развитие мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста посредством включения детей в процесс выполнения творческого задания. Представлены результаты программы психолого-педагогического сопровождения развития мотиваци...
Проектирование коммуникативных событий на уроках математики
В статье особое место уделяется проблеме проектирования коммуникативных событий на уроках математики. Рассмотрены составляющие коммуникативных сценариев занятия, возможности взаимодействия в коммуникативном пространстве, применение дидактических игр ...