Особенности работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Санкт-Петербург, январь 2019)

Дата публикации: 02.01.2019

Статья просмотрена: 2217 раз

Библиографическое описание:

Калиткина, Е. В. Особенности работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы / Е. В. Калиткина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14769/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся организации учебного процесса и работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы. Выявляются особенности и принципы работы с высокомотивированными и одаренными детьми.

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок.

В современной школе с каждым годом появляется всё больше детей с ОВЗ, и безусловно, когда в классе есть такой ребенок, так или иначе внимание учителя пристально обращено на него. Таким образом, мы смываем границы того, что существует и другая не менее важная категория детей с высоким интеллектом и уникальными способностями — это одаренные дети.

Одаренность — это качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности [1].

Одарённый ребёнок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными достижениями в том или ином виде деятельности (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений [1].

Безусловно, в каждом классе найдутся высокомотивированные и одаренные дети. Социальный заказ государства — увидеть в каждом ребенке личность и помочь ему сформироваться во всех аспектах.

В современном сознании одаренность принято понимать, как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, её направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование [2].

Однако, в работе именно с данной категорией детей педагоги могут столкнуться не только с педагогическими, но и с психологическими трудностями. Это связано с невысоким уровнем готовности в работе с одаренными детьми. Каким образом современному педагогу построить работу с данной категорией обучающихся?

Для начала необходимо выявить группу высокомотивированных и одаренных детей. Для этого должна производиться просветительская работа не только среди обучающихся, но и среди педагогов и родителей. Родители должны помочь учителю в раскрытии определенных способностей ребенка, рассказав педагогу о том, чем ребенок интересуется, чем увлекается. В тайном увлечении ребёнка, может быть заложен огромный потенциал, который до конца не раскрыт.

Школьным психологом или медиатором должна производиться диагностика по готовности работы педагогов с одаренными детьми. Очень часто молодые специалисты, приходя на работу в школу, первые пару лет не задумываются о индивидуальной работе с такими детьми. Все приходит с опытом, но как показывает практика, современное поколение детей тянутся именно к молодым педагогам, которые полны идей и энтузиазма в работе. Поэтому просветительская среди молодых педагогов по данному вопросу просто необходима.

Для выявления одаренных детей проводится психологическая диагностика. Причем, одаренным ребенком может оказаться не обязательно тот, кто хорошо учиться, или много чем увлекается. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». [2; с.29.]. Но у многих может проявляться и скрытая одаренность. Скрытая одаренность — выделение данной формы можно объяснить теми же причинами, что и выделение явной одаренности, ведь нередко «в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов». [3].

Каков портрет современного педагога, который должен помогать и направлять высокомотивированных и одаренных детей? Какими качествами он должен обладать?

Педагог, работающий с одаренными детьми, должен:

‒ быть гибким, мобильным, активным;

‒ иметь высокий уровень интеллектуального развития;

‒ занимать активную жизненную позицию;

‒ быть целеустремленным и настойчивым;

‒ уметь стимулировать ребёнка;

‒ быть готовым к постоянному профессиональному самосовершенствованию;

‒ иметь высокий уровень интеллектуального развития;

‒ разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы.

Принципы, которыми должен руководствоваться педагог, для обучения одаренных обучающихся:

‒ принцип развивающего и воспитывающего обучения;

‒ принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

‒ принцип учёта возрастных возможностей.

Программы обучения для интеллектуально одаренных обучающихся должны:

‒ использовать в обучении междисциплинарный подход;

‒ предлагать в работе проблемы «открытого типа»;

‒ учитывать интересы каждого одаренного ребенка;

‒ поддерживать и развивать самостоятельность в обучении;

‒ обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса;

‒ способствовать развитию самопознания, самооценки, рефлексии, а также пониманию и учитыванию индивидуальных особенностей других людей.

Очень важным является не только методы и формы работы с одаренными детьми, но и их правильная оценка. В ходе работы важно показать обучающимся и правильно обучить их самооцениванию.

Методы, приёмы и формы организации контроля в образовательном процессе:

‒ устный опрос;

‒ письменный опрос;

‒ тестовые задания;

‒ контрольная работа;

‒ самостоятельная работа;

‒ защита проектной работы;

‒ написание отчёта.

Когда мы сажаем семечко в землю, мы не можем предсказать, как оно будет развиваться. На выращивание данного семени могут влиять разные условия. Ребенок, конечно, не семечко, но именно от близкого окружения, родителей, педагогов зависит, во многом, будущее ребенка. Иногда, финансовые возможности семьи, или отсутствие кружков и секций по интересам ребенка могут несколько затормозить его полноценное развитие. В благоприятных условиях человек с большей вероятностью раскроет все свои творческие способности, однако, не стоит забыть о правильной мотивации. Успешными становятся те дети, которые чувствуют поддержку родителей в любой ситуации.

И. В. Гёте. говорил: «Если бы дети росли в соответствии с нашими ожиданиями, у нас вырастали бы только гении».

Литература:

  1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.
  2. Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор), Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И. В., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., Мелик-Пашаев А. А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003.
  3. https://psyera.ru/vidy-odarennosti_8075.htm
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, одаренный ребенок, педагог, высокий уровень, интеллектуальное развитие, категория детей, скрытая одаренность, современный педагог, учебный процесс, явная одаренность.

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье определяется актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями в образовательном процессе.

Модель работы учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы

В статье рассмотрены понятие, сущность и значение детской одаренности. Выявлены направления работы учителя с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. Разработана инновационная модель работы учителя с одаренными детьми в условиях общеоб...

Особенности педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

В данной публикации рассмотрены особенности педагогического взаимодействия педагогов, родителей и детей и влияние сотрудничества педагогов с родителями на взаимоотношения родителей с детьми.

Работа со школьниками на развитие внимания во внеурочной деятельности

Данная статья посвящена проблеме развитию внимания у школьников во внеурочной деятельности. Рассмотрены понятие внеурочной деятельности школьников, формы развития внимания школьников в внеурочной деятельности.

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...

Проблемы в административном судопроизводстве

В данной статье будут рассмотрены основные проблемы, связанные с административным судопроизводством, важность правильной интерпретации этих проблем. Выявлены идеи, задачи и основные ошибки в действиях и бездействиях государственных органов, органов м...

Особенности тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями.

Актуальные вопросы в сфере правового регулирования управления многоквартирными домами

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы в сфере правового регулирования, доктрины и правоприменительной практики управления многоквартирными домами.

Взаимодействие с родителями воспитанников ДОО посредством проектной деятельности

Данная статья отражает значимость взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников. Педагогический процесс ДОО должен проходить в тесном контакте с родителями, это позволит совместно семье и педагогам решать задачи воспита...

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье определяется актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями в образовательном процессе.

Модель работы учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы

В статье рассмотрены понятие, сущность и значение детской одаренности. Выявлены направления работы учителя с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. Разработана инновационная модель работы учителя с одаренными детьми в условиях общеоб...

Особенности педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

В данной публикации рассмотрены особенности педагогического взаимодействия педагогов, родителей и детей и влияние сотрудничества педагогов с родителями на взаимоотношения родителей с детьми.

Работа со школьниками на развитие внимания во внеурочной деятельности

Данная статья посвящена проблеме развитию внимания у школьников во внеурочной деятельности. Рассмотрены понятие внеурочной деятельности школьников, формы развития внимания школьников в внеурочной деятельности.

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...

Проблемы в административном судопроизводстве

В данной статье будут рассмотрены основные проблемы, связанные с административным судопроизводством, важность правильной интерпретации этих проблем. Выявлены идеи, задачи и основные ошибки в действиях и бездействиях государственных органов, органов м...

Особенности тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями.

Актуальные вопросы в сфере правового регулирования управления многоквартирными домами

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы в сфере правового регулирования, доктрины и правоприменительной практики управления многоквартирными домами.

Взаимодействие с родителями воспитанников ДОО посредством проектной деятельности

Данная статья отражает значимость взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников. Педагогический процесс ДОО должен проходить в тесном контакте с родителями, это позволит совместно семье и педагогам решать задачи воспита...