Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста в процессе развития логико-математических представлений
Авторы: Антонова Юлия Дмитриевна, Волобуева Юлия Витальевна, Селеменева Светлана Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 25.01.2019
Статья просмотрена: 758 раз
Библиографическое описание:
Антонова, Ю. Д. Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста в процессе развития логико-математических представлений / Ю. Д. Антонова, Ю. В. Волобуева, С. Ю. Селеменева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14798/ (дата обращения: 16.11.2024).
Научные труды и опыт педагогов имеют важное значение для обоснования педагогической поддержки ребенка, которая включает не только педагогический аспект непосредственного взаимодействия, но и охватывает всю систему социального бытия, выступает как способ жизнедеятельности и показатель уровня развития общества.
Понятие «педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено О. С. Газманом [1, с.34]. Данный термин он рассматривал с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребенка. Он отмечал, что педагогическая поддержка детей, состоит в совместном с ребенком определении его жизненных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Суть педагогической поддержки, по мнению О. С. Газмана, состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку.
Структуру педагогической поддержки на основе исследований О. С. Газмана, определяет М. В. Крутова [3, с.156]. В качестве этапов педагогической поддержки она выделяет следующие:
- Диагностический — совместное выявление возможных проблем в каком-либо виде деятельности, их определение. Важно помочь ребенку сказать вслух или выразить на бумаге то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится. Основная задача данного этапа — помочь ребенку сформулировать самостоятельно проблему.
- Поисковый — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности, взгляд на ситуацию со стороны).
- Планирование совместных действий — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы).
- Деятельностный — самостоятельная целенаправленная активная деятельность самого ребенка. На этом этапе задачей педагога является всяческое одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы и координация действий, в том числе и родителей.
- Рефлексивный — совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач, констатация фактов разрешимости проблем, осмысление им и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, а так же современной практики дошкольного образования позволяет говорить, что в связи с введением ФГОС ДО возрастает необходимость изучения проблемы педагогической поддержки ребенка в процессе развития логико-математических представлений.
Каждый дошкольник — маленький исследователь. Задача педагогов помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка, это происходит при развитии логико-математических представлений у детей.
Развитие логико-математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Под логико-математическими представлениями С. Н. Егошина [2, с.78] понимает знания, которые приобретаются в ходе детской деятельности, насыщенной проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией математического содержания.
Особенности развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, как утверждает З. А. Михайлова [4, с.189] заключаются в развитии самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций логико-математического характера, целеустремленности в выполнении поставленной логико-математической цели, творческое решение логических задач, нахождение нестандартного способа решения.
Анализ научно-педагогической литературы позволил выделить педагогические условия, способствующие реализации педагогической поддержки ребенка в процессе развития логико-математических представлений.
Первое педагогическое условие, организация образовательных ситуаций, обеспечивающих сопровождение ребенка в процессе развития логико-математических представлений.
В любой познавательной деятельности целесообразно использовать образовательные ситуации, которые являются одним из средств, обеспечивающие рациональное взаимодействие педагога с ребенком при развитии логико-математических представлений, как в непосредственной образовательной деятельности, также и в самостоятельной деятельности детей.
Так можно выделить несколько видов образовательных ситуаций, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи развития у детей логико-математических представлений [5, с.34].
Первый вид ситуаций связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В педагогических ситуациях сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения. Дети совместно с персонажами решают различные логические задачи, взаимодействуя непосредственно с персонажем, через взрослого.
Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой образовательной ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае педагог ставит задачу косвенного взаимодействия детей — устами персонажа сообщает новые сведения, способствует решению тех или иных задач. Во втором случае педагог ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации, дети анализирую, обобщают или систематизирую полученные логико-математические представления.
Второй вид образовательных ситуаций — ситуации типа путешествий. Путешествия в данном случае — это собирательное название различного рода логических игр, математических заданий, головоломок, ребусов и пр., включенные в походы, экспедиции, поездки, путешествия куда-либо. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые логико-математические представления, этому способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, вожатого). Таким образом, педагог обеспечивает сопровождение ребенка в процессе всей педагогической ситуации, определяет эмоциональный настрой детей, включается в эмоциональное переживание совместно с детьми, происходит педагогическая поддержка в процессе получения логико-математических представлений.
Логика развертывания образовательных ситуаций, обеспечивающих сопровождение ребенка в процессе развития логико-математических представлений, придерживается определенной структуры. Уровни организации образовательных ситуаций: эмоционально-смысловой или ценностно-смысловой; потребностно-мотивациониый; интеллектуально-когнитивный; операционно-деятельностный; оценочно-рефлексивный.
Названные уровни могут быть использованы для проектирования этапов педагогической поддержки детей при организации образовательных ситуаций направленных на развитие логико-математических представлений.
Первый этап — формирование мотивов получения, логико-математических знаний и представлений. На данном этапе для детей очень важно эмоциональная включенность взрослого в образовательную ситуацию, его эмоциональное переживание при реализации логико-математической деятельности.
На следующем этапе педагогической поддержки более важными становятся методы организации образовательных ситуаций, включающие в себя логико-математическую деятельность формирующие логико-математический опыт. Здесь очень важен опыт педагога в организации детей при реализации образовательных ситуаций: его умение осуществить педагогическую поддержку индивидуальных, групповых и фронтальных действий детей по развитию логико-математических представлений, организовать взаимодействие педагога с детьми как ориентировочного, так и операционального или оценочного этапа их деятельности, с применением логико-математических игр.
Таким образом, необходимо выделить второе педагогическое условие — взаимодействие педагога с ребенком при организации логико-математических игр.
Основное назначение логико-математических игр — это обеспечение детей знаниями в выделении, различении, назывании множества предметов, чисел, направлений, геометрических фигур, пространственных представлений и т. д. В ходе решения задач на смекалку дети учатся обдумывать и планировать свои действия, искать ответ, предполагать результат, при этом проявляя логическое мышление. Каждая игра несет конкретную цель. Логико-математическая игра может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования математических представлений.
Логико-математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.
Результатом освоения ребенком логико-математических игр станет развитие у него интереса к познанию («хочу все знать!»), к участию в играх, как индивидуальных, так и коллективных. Заявления ребенка «хочу играть!», «хочу новую игру!», «хочу играть по-другому!», «хочу играть с…! (называет сверстника, хорошо владеющего игрой)», «давайте еще поиграем!» следует только приветствовать. Значит, у него развиваются умение думать, осознавать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры. Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы [6, с.187].
Для успешной реализации педагогической поддержки ребенка в процессе развития логико-математических представлений, педагогу необходимо создавать соответствующую развивающую среду, которая мотивирует детей к применению «проблемно-игровых» методов (экспериментирование и исследовательская деятельность). Это еще одно важное педагогическое условие.
Основа создания развивающей среды, по ее мнению, это учет интересов и потребностей детей. Дети самостоятельно планируют свою деятельность в течении дня, а педагог лишь направляет, помогает детям в реализации их потребностей в познании логико-математических представлений, обеспечивает развитие логико-математических представлений в различных образовательных областях интегрировано.
Особого внимания требует подготовка материалов для центров активности: материалы должны частично обновляться каждый день, в соответствии с желаниями детей и их родителей. Идеи детей педагог дополняет интересными видами логико-математической деятельности, продумывают, какие материалы, задания логико-математические игры нужно подготовить, оценивают внутренние ресурсы детского сада, определяет, какая помощь нужна от родителей.
Развивающую среду необходимо строить на основе «обратной связи», взаимодействия педагога с детьми, т. е. планируется работа совместно с детьми. С целью создания мотивации к применению «проблемно-игровых» методов, необходимо создавать живую, динамичную развивающую среду в группе. Часть материалов можно разместить за пределами группы — в коридорах, на лестничных площадках, на площадке — они будут напоминать о приятных минутах, успехах и новых знаниях. При создании такой развивающей среды ребенок вынужден самостоятельно находить способы познания логико-математических представлений. При этом ребенок, естественно принимает помощь со стороны взрослого (частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценка пройденного этапа и т. п.)
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что уровень развития логико-математических представлений во многом зависит от педагогической поддержки ребенка в той или иной деятельности. Правильно организованная педагогическая поддержка ребенка влияет на развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста, дети с интересом воспринимают новую информацию, у них появляется потребность в мыслительной деятельности, требующей от ребенка умения анализировать (выделять признаки), сопоставлять (видеть отличия), обобщать (выделять закономерности).
С целью развития логико-математических представлений детей старшего дошкольного возраста, необходимо создавать педагогические условия, поддержки ребенка, такие как: организация образовательных ситуаций, обеспечивающих сопровождение ребенка в процессе развития логико-математических представлений, взаимодействие педагога с ребенком при организации логико-математических игр; создание развивающей среды, побуждающей ребенка к применению «проблемно-игровых» методов в деятельности (экспериментирование и исследовательская деятельность).
Литература:
- Газман О. С., Вейсс P. M. Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. — М.: Инноватор, 2005. — 103с.
- Егошина С. Н. Логико-математическое развитие дошкольников средствами моделирования //Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2015. — С.76–82.
- Крутова М. В. Система педагогической поддержки дошкольников в продуктивном обучении: дисс. … канд. пед. наук.- Саратов, 2014. — 181с.
- Михайлова З. А., Носова Е. А., Столяр А. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. — 384 с.
- Серова, З. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений //Дошкольное воспитание. — 2002. — № 5, 6. — с.31–40.
- Торохова, Г. Н. Активизация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений: дисс. … на соис. уч. ст. канд. пед. наук. — Челябинск, 2012. — 176с.