Использование метода учебного проекта в учебном предмете «география»
Автор: Волкова Елена Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 25.01.2019
Статья просмотрена: 93 раза
Библиографическое описание:
Волкова, Е. В. Использование метода учебного проекта в учебном предмете «география» / Е. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14803/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья раскрывает практику применения метода проектов в образовательном процессе.
Ключевые слова: «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы» от 29.12.2014г № 2765-р, образование, метод проектов, учебный проект.
Происходящие в современном обществе изменения в сфере образования, поставили акцент на воспитание свободной личности, формирование способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, разумно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Все эти нововведения потребовали внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
В целях реализации необходимых условий достижения нового, современного качества образования в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы» говорится о необходимости использования личностно — ориентированной модели образования.
Целью сегодняшнего образования является развитие личностных качеств обучающегося, его способностей, формирование у школьника активной, жизненной позиции.
Ведущее место в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Данный метод представляет принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
География — это один из школьных предметов, который позволяет без труда использовать данный метод на практике. Именно благодаря методу проектов, ученик может самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения важных, районных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
В своей педагогической практике на уроках географии мы чаще всего используем такие виды проектов, как игровые, творческие, информационные и исследовательские.
Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По своему содержанию проекты в значительной мере межпредметны, т. к. интегрируют знания по истории, химии, литературе, МХК.
Внедрение проектной деятельности обучающихся на уроках географии организованно с ориентацией на личность каждого ребенка. Уроки проводятся в системе развивающего обучения школьников. Комплексно использую современные педагогические технологии, приоритет отдаю самостоятельной познавательной деятельности учащихся — проектной деятельности. Школьники воспринимают уроки географии с удивлением, восторгом, ожиданием нового.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т. е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Опыт работы показывает, что знания, добытые учениками в процессе активной деятельности, не только легче и сознательнее усваиваются, но и значительно прочнее.
Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию обучающихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда.
Таким образом, можно сказать, что учебный проект является продуктом межпредметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению учебного — проекта делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.
Так на примере реализации регионального компонента при изучении темы «Природные ископаемые Ставропольского края» мною был разработан учебный проект «Известняк, рождённый морем».
В ходе реализации этого проекта ребятам предлагаются различные варианты опытно — экспериментального исследования.
Практическая работа№1
Цель: определить свойства известняка.
- Рассмотри образец известняка.
- Определи его свойства: какого цвета известняк?
состояние известняка: твердое, жидкое, газообразное; прозрачный или не прозрачный; определи плотность известняка: плотный, сыпучий; растворяется или нет, где используется и на основании какого свойства, как обозначается на карте, добывают ли это полезное ископаемое у нас в крае.
- Результаты запиши в таблицу.
- Сделайте вывод о свойствах известняка.
Название |
Цвет |
Твердый, жидкий, газообразный |
Прозрачный или непрозрачный |
Плотный или сыпучий |
Растворяется или нет |
Где используют и на основании какого свойства |
Как обозначается на карте |
Добывают ли это полезное ископаемое у нас в крае |
Практическая работа№2
Цель: наблюдение над органическими остатками.
Используемое оборудование: фолдоскоп, коллекция шлифов, интерактивная доска, макрофотографии некоторых минералов.
- Рассмотри петрографических шлифов известняков под микроскопом.
- Попробуй определить структуру и текстуру породы.
Важнейшую информацию литолог получает при изучении именно микроскопическое описание пород позволяет дать им правильное наименование и определить условия образования.
При изучении шлифов целесообразно придерживаться определенной последовательности описания, например:
− Общая характеристика породы.
− Устанавливается факт преобладания в породе кальцита, позволяющий определить ее как известняк.
− Установление наличия кальцита в виде форменных элементов:
а) скелетных частей организмов и кальцита водорослевой структуры;
б) рассмотри известняк в лупу, сделай сравнение с результатом фолдоскопа.
− При посещении экскурсии в Красную балку найди образец известняка.
− Возьми тонкий кусочек рассмотри его при помощи фолдоскопа, сделай фотографию с описанием.
Опыт: «Взаимодействие известняка скислотами (соляная, уксусная)»
Химикаты иоборудование:
Сильные кислоты: HCI (соляная),
Слабая CH3COOH (уксусная).
Штатив с пробирками, спиртовка, держатель.
Реагент |
Наблюдения |
Вывод |
HCI (соляная), |
Реакция бурная На стенках пробирки появились капельки воды и выделился углекислый газ. |
Хорошо взаимодействует с соляной кислотой |
CH3COOH (уксусная) |
Реакция бурная На стенках пробирки появились капельки воды и выделился углекислый газ. Реакция медленная, но при нагревании скорость реакции увеличилась. |
Плохо взаимодействует с уксусной кислотой. Т. к. кислота слабая. |
Эксперимент: «Получаем известняк»
Для выполнения опыта понадобится:
− коробка из-под обуви
− небольшой полиэтиленовый пакет для мусора
− пластиковые стаканчики
− сухая штукатурка
− вода
− ракушки
Время для проведения эксперимента:
Около 15 минут для подготовки к опыту «Получаем известняк» и 5 дней для получения известняка.
Начинаем эксперимент:
- Постелите полиэтиленовый пакет на дне коробки.
- Пакет должен плотно прилегать к коробке.
- Добавьте сухой штукатурки и воды в коробку, тщательно перемешивая.
- Добавьте ракушек в коробку и смешайте их с гипсовой смесью.
- Перелейте получившуюся смесь в пластиковые стаканчики.
- Поместите стаканчики в теплом месте, например, внутри кухонного шкафа.
- Оставьте в покое в течение 5 дней.
- На 5 день можете извлекать получившийся известняк.
Примечание:
Ракушки могут быть любого размера, но воспользуйтесь более мелкими ракушками для наилучшего качества известняка.
Наблюдение:
Похож ли получившийся известняк на природный?
Результат:
Известняк является одним из видов осадочных пород. Когда микроскопические морские животные умирают, они падают на дно океана, где их собирают ракушки. Так ракушки собирают эти частицы в течение долгого времени, и формируется известняк.
Использование фолдоскопа, как один из методов работы в урочной и внеурочной деятельности обучающимися способствует значительному поднятию интереса к предмету и позволяет им работать самостоятельно, при этом получая не только знания в области естественных наук, но и опыт работы с интересным и современным изобретением.
Ребята получат опыт информационного поиска и презентации результатов исследования.
Считаю, что использование учебного-проекта на уроках и во внеурочной деятельности с помощью фолдоскопа позволит повысить качество знаний обучающихся и развить их интерес к познанию окружающей действительности.
Для обучающихся:
− Приобретение знаний о свойствах известняка, об особенностях его внешнего вида, а также о пользе в природе и жизни человека.
− Формирование познавательного интереса к окружающему миру, формирование навыков наблюдения и экспериментирования.
Для педагогов:
− Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.
− Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
− Совершенствование предметно — развивающей среды.
Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения — изменение в функции знаний и способов организации процесса их усвоения.
Литература:
- Алексеев, Н. Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности Н. Г. Алексеев //VII юношеские чтения им. В. И. Вернадского: Сб. методических материалов. — Москва: 2000. — С. 5
- Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. — М.: Просвещение, 2013. — 175 с. — (Работаем по новым стандартам).
- Гниловской,В. Г. Занимательное краеведение, Ставропольское книжн. издательство. 1954г.
- Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе: — методическое пособие /Н. И. Дереклеева. -Москва: Вербум-М, 2001, 28
- Кузнецов, B. C. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества: методические рекомендации /В. С. Кузнецов. — Москва, 1996 С. 13
- Новиков, В. А. Архитектурная организация сельской среды: методическое пособие/ В. А. Новиков. — Санкт-Петербург: Архитектура-С, 2006, 376 с.
Ключевые слова
образование, метод проектов, учебный проект, «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы» от 29.12.2014г № 2765-рПохожие статьи
Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента
В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...
Внедрение проектного обучения в СПбГАСУ по направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология» на примере проекта «Создание бизнес-плана для производства строительных смесей для реставрационных работ»
В статье приведен пример внедрения проектного обучения для метрологов.
Критерии – важная составляющая технологии формирующего оценивания на уроках истории и обществознания
В статье рассмотрены теоретические материалы и практические наработки по образовательной технологии «Формирующее оценивание». Цель статьи: описать роль критериального оценивания в планировании деятельности учителя.
Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии
В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...
Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы
В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.
Возможности применения технологии «Бэквард-дизайн» при проектировании модульных образовательных программ в системе высшего образования
В рамках данной статьи будет представлен обобщенный алгоритм формулировки компетенций модульной образовательной программы (МОП) в системе высшего образования (уровень бакалавриата) на основе использования технологии «Бэквард-дизайн».
Некоторые аспекты проблемного обучения бакалавров специальности 5В011600 «География»
В статье раскрываются актуальные проблемы обучения бакалавров, активизации учебного процесса бакалавров-географов и применения аспектов проблемного обучения.
Шаги по реализации проекта «Управление проектированием индивидуальных учебных планов»
В статье автор пытается разработать эффективные методы управления проектированием индивидуальных учебных планов по направлению «Технологическое образование».
Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы
Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана в...
Похожие статьи
Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента
В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...
Внедрение проектного обучения в СПбГАСУ по направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология» на примере проекта «Создание бизнес-плана для производства строительных смесей для реставрационных работ»
В статье приведен пример внедрения проектного обучения для метрологов.
Критерии – важная составляющая технологии формирующего оценивания на уроках истории и обществознания
В статье рассмотрены теоретические материалы и практические наработки по образовательной технологии «Формирующее оценивание». Цель статьи: описать роль критериального оценивания в планировании деятельности учителя.
Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии
В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...
Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы
В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.
Возможности применения технологии «Бэквард-дизайн» при проектировании модульных образовательных программ в системе высшего образования
В рамках данной статьи будет представлен обобщенный алгоритм формулировки компетенций модульной образовательной программы (МОП) в системе высшего образования (уровень бакалавриата) на основе использования технологии «Бэквард-дизайн».
Некоторые аспекты проблемного обучения бакалавров специальности 5В011600 «География»
В статье раскрываются актуальные проблемы обучения бакалавров, активизации учебного процесса бакалавров-географов и применения аспектов проблемного обучения.
Шаги по реализации проекта «Управление проектированием индивидуальных учебных планов»
В статье автор пытается разработать эффективные методы управления проектированием индивидуальных учебных планов по направлению «Технологическое образование».
Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы
Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана в...