Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Беленкова, Т. Я. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования / Т. Я. Беленкова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 45-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14820/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: адаптация, мотивация, творческое и личностное развитие, оздоровительные технологии, социальная среда.

Keywords: adaptation, motivation, creative and personal development, health-improving technologies, social environment.

В области адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях учреждения дополнительного образования к современной школе произошли большие перемены, требующие от педагогов немалых усилий, направленных к освоению новых технологий работы. Осваивая новые возможности педагогической практики, формы и методы работы с использованием Интернет-ресурсов, интерактивных средств обучения, а также опираясь на многолетний опыт работы, можно достичь позитивных результатов. Для организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимы «специальные» знания, которые можно получить, изучая научно-методическую литературу, посещая курсы повышения квалификации, даже пройти переподготовку по данному направлению. Учитывая многолетний педагогический опыт, используя новые знания, касающихся развития, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, не посещающих детский сад, позволило разработать дополнительную общеразвивающую программу «Букварик» социально-педагогической направленности, рассчитанную на три года обучения. В программе гармонично сочетаются разнообразные виды деятельности: элементарные математические представления, счёт, графические навыки, элементы письма, азбука, развитие речи, чтение, изобразительная деятельность, ознакомление с окружающим. Каждое направление — это отдельный модуль со своими целями, задачами, ожидаемыми результатами, контрольно-оценочными материалами. Программа предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду, формировать интерес к школьной жизни. Эффективность и результативность данной программы была подтверждена на практике в течение многих лет.

Дополнительная общеразвивающая программа «Букварик» актуальна, так как созданию данной программы послужил социальный запрос родителей, которые озабочены проблемами адаптации и подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих детский сад, к школе. Комплексность программы решает задачи и проблемы раннего развития, оздоровления, подготовки детей с ОВЗ к школе, позволяют разносторонне подготовить детей с особенностями развития. В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Технологии обучения, используемые в работе, носят развивающий характер. Отличительнойособенностью данной программы является использование наглядно-методических материалов по курсу обучения чтению и письму, рассчитанных на 3 года обучения, разработанных автором данной программы, представленных в виде рабочих тетрадей с игровыми заданиями для детей, которые обеспечивают наглядно — практическое действие ребенка по усвоению программного материала. Использование рабочих тетрадей каждым ребенком имеет большое значение, поскольку позволяет широко применять наглядный метод обучения и практические задания (проблемно — поисковый метод), создает условия для ориентировочно — исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительское, но и двигательное ознакомление со словом, буквами. Рабочие тетради помогают детям развивать внимание, память, мышление, речь, формирую волевые качества личности, прежде всего самостоятельность.

Программа «Букварик» состоит из модулей: «Весёлый счёт»включает упражнения на развитие элементарных математических представлений счета до двадцати, умение решать задачи и примеры в пределах 10, находить отличительные свойства предметов, определять цвет, размер, длину, ширину, высоту, массу, объем предмета и нахождение его во времени, ориентироваться во времени и пространстве; «Азбука»позволяет сформировать навык чтения, пересказывания текста, заучивания стихотворения, скороговорок, поговорок наизусть, закладывает основу воспитания грамотного читателя с нравственно-эстетическими ценностями; «Тренируем пальчики»-обеспечивает привитие первоначальных навыков письма, в виде графических упражнений по раскрашиванию, обведению, штриховке предметов, а также прописывание элементов букв, букв и слов по образцу затем самостоятельно. Закладывает основы письменной речи; «Рисуем и лепим» — закладывает основы художественной культуры: потребности в художественном творчестве и общении с искусством. Формирует умение рисовать и лепить по образцу, а затем самостоятельно; «Здравствуй, мир!" — дает представление целостности картины мира, обогащает жизненный опыт ребенка в общении с окружающей действительностью. Каждый модуль построен с учётом возрастных особенностей и возможностей детей, игровых, здоровье сберегающих и других технологий.

Более двадцати лет на базе МБУДО «ДДТ», отдела по работе с детьми с ОВЗ, успешно работает объединение «Букварик», которое посещают дети с ОВЗ в возрасте с 5 до 7 лет, носит инклюзивный характер. Здесь обучаются дети с группой «норма» и дети с различными с особенностями развития. Это дети с детским церебральным параличом (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), с нарушением речи. Для некоторых детей посещение занятий в объединении — это единственная возможность в жизни пообщаться со здоровыми сверстниками. Пока дети с ДЦП маленькие, на занятия их приносят на руках мамы. У ребенка появляются первое преодоление отчуждения от общества и первые чувства возможного сотрудничества, как с равными партнерами. Одной из проблем в теории и практике подготовки детей к школе является проблема формирования у дошкольников с речевой патологией, нарушениями опорно-двигательной системы и детей с ЗПР учебных навыков (чтения, формирования математических представлений, письма и др.). Осмысливая практический опыт работы, приходишь к выводу, что можно решить проблемы различным способом. Можно найти выход из любой сложной ситуации, главное надо верить в успех и много работать, желательно в команде «педагог- родитель -специалисты (педагоги-психологи, учителя-логопеды, дефектологи и т. д.). Очень важно понимать актуальность работы по подготовке детей с ОВЗ к школе и овладению учебными навыками. Недостаточно сформированные учебные навыки дошкольника, могут привести в дальнейшем к неуспеваемости в школе. Формирование у дошкольника этих компонентов через систему занятий позволит им успешно продвигаться в учебной деятельности.Освоение программы по подготовке к школе, дает гарантию успешной адаптации детей с проблемами здоровья дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного перехода с одной образовательной ступени на другую. А также решает обучающие, воспитательные, развивающие и мотивационные задачи. Расширяет область знаний воспитанников по ознакомлению с окружающим. Обучает приемам и правилам чтения, счета, графической работы. Развивает стремление к углублению знаний, развивает познавательные способности. Занятия детей в группе формируют чувство коллективизма, воспитывают положительное отношение к школе и учению, уважение к трудовой деятельности, нравственные качества воспитанников, такие как взаимопомощь, добросовестность, ответственность, дисциплинированность, создает условия для развития личности каждого ребенка, развивает стремление к углублению знаний, коммуникативные способности, творческие способности, психические процессы (внимание, память, мышление). Решение мотивационных задач для детей с проблемами здоровья является не менее важными, так как специально организованная социальная среда, формирует опыт учебной деятельности, создает условия для повышения самооценки воспитанников, помогает ребенку изменить свой статус, создает ситуацию «успеха». Оздоровительные задачи программы дают возможностьразвивать мелкую моторику рук, формировать умения заботиться о своем здоровье и культуре здоровья детей, побуждать детей к ведению здорового образа жизни, предупреждать вредные привычки. В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Технологии обучения, используемые в работе, носят развивающий характер.

Если у ребенка наблюдается задержка психического развития, то работа начинается с консультации и рекомендации педагога-психолога, формируется индивидуальный маршрут освоения программы по результатам его диагностики. Специфика программы адаптации к школе связана еще и с тем, что она предназначена для детей с ограниченными физическими возможностями, с ослабленным здоровьем, которые по состоянию здоровья не могут посещать учреждения дошкольного воспитания. Это дети с хроническими заболеваниями, заболеваниями сердца, ДЦП, а также дети, которые имеют неудачный опыт посещения детского сада. Каждого ребенка, поступающего в объединение, можно причислить к какой-нибудь группе риска: агрессивный, гиперактивный, замкнутый, дети с повышенной тревожностью, страдающие эмоциональной неустойчивостью и т. д. Интегрирование педагогического процесса ведет к очеловечиванию воспитательных отношений, признания ребенка с ОВЗ как личности. В настоящий момент в нашей стране ведется государственная политика, направленная на поддержку детей с ОВЗ и их семей, и данная программа отвечает требованиям времени. Работа с особенными детьми и их семьями требует от педагога внедрения уже известных технологий, так и разработки новых методик и приемов. Инструмент организации занятий — игра, музыка, сказка, при которой необходима импровизация, как педагогу, так и ребенку. Занятия включают в себя обязательные коррекционные упражнения на развитие мелкой и общей моторики, дыхательные упражнения, упражнения для глаз.

Сами дети подсказывают способы общения и методику проведения занятий. Особенности общения с ребёнком, знание его потребностей, интересов, возможностей помогают добиться хороших результатов. Большое внимание уделяется игровой, мотивационной деятельности с использованием Интернет-ресурсов, медиа установки, телевизионной панели, магнитофона, музыкальных инструментов.

Практически каждого ребенка, который приходит в «Букварик», можно отнести к какой-нибудь категории. Дети агрессивны, тревожны, застенчивы, гиперактивны. Но играть любят все дети. Если использовать во время учебы игру, то учиться станет интереснее и горький корень учения может изменить свой вкус и далее вызвать вполне здоровый аппетит. Игра является наиболее эффективным, а иногда и единственным методом работы с детьми. В игре особенно наглядно можно видеть, насколько общественные нормы усвоены ребенком, насколько они стали его потребностью. Считается, что если ребенок не прошел все стадии развития игры — от манипулятивной до игры по правилам, то с большей долей вероятности можно сказать, что к моменту поступления в школу в его психическом развитии не наблюдается кризис семи лет, знаменующий появление учебной мотивации.

Агрессивные — дети часто конфликтуют, любят играть в разрушительные игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что любят коллектив. У таких детей повышена двигательная активность. Для снятия эмоционального напряжения, агрессии, снижения двигательной активности играю с детьми в игры: «У медведя во бору», «Добрый Бегемотик», «Поймай зайчика», «Лягушки» и др. Учить играя — такой вывод был сделан в результате напряженных размышлений о том, как зажечь в их глазах моих воспитанников пытливый огонек жажды знаний.

Каждый день педагогической работы — это попытка учить без принуждения и надрыва, учить с радостью. Подход к ребенку можно найти не строгостью, а шуткой, игрой, сказкой. Шалость можно перевести в нужное русло. Игра с детьми в мячики, упражнения на скакалке, превращения в сказочных героев, танцы, песни — это всё помогает мотивировать детей к обучению. Играть с детьми надо искренне. На основе сложившихся доброжелательных отношений с детьми необходимо проявлять настойчивость, создать интерес к учебной деятельности, формировать желание учиться. Важно помнить, что у детей дошкольного возраста еще очень слабо развито произвольное внимание и произвольное запоминание. А ведь они очень необходимы для того, чтобы учиться. На переменке играем с мячиками, а на занятии математикой считаем их и знакомимся с понятием «плюс» и «минус». Учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. Испытывая интерес к какой-либо деятельности, человек не может оставаться безразличным и вялым. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Использование игровых приемов во время занятия способствует поддержанию интереса, удерживает внимание ребенка. Вовлекая детей в игру, ненавязчиво можно преподносить интересные факты, предлагать новые сюжетные линии. С понятиями «равно» и «неравно» знакомство детей на основе воображаемой игры в песок, который привез во двор самосвал. И теперь надо не считая детей и игрушек, выяснить, хватит ли всем лопаток и ведерок. Дети реально представляют ситуацию игры и даже ощущают песок в руках, чувствуя его запах. О проблеме дисциплины на занятии в этот момент можно забыть, не до баловства. Очень помогают иллюстрации рабочей тетради под редакцией Л. В. Петерсон. Много лет работаю по методике Л. В. Петерсон и каждый год нахожу ее актуальность.

Знакомясь с понятием «число» и «цифра» обязательно называем с ребятами дни недели и месяцы года. Считаем сколько месяцев, дней осталось до Нового года, нарядной Елки, подарков и встречи с Дедушкой Морозом. Это помогает создать на занятии ситуацию предвкушения предстоящего праздника и хорошего настроения, как у детей, так и у меня. А позже подсчитаем вместе с детьми, сколько осталось месяцев до летних каникул, теплого солнышка и моря. Понятия «число» и «цифра» тесно связано с Днем рождения ребенка, такими любимыми нами праздниками как 8 Марта и День Победы. Только так можно объяснить ребенку, что математика тесно связана с нашей жизнью, а не сухая и отвлеченная наука. Каждый ребенок должен чувствовать внимание педагога к нему и даже думать, что он в центре внимания. Очень важно поддержать, похвалить ребёнка, порадоваться его успеху, рассказать об этом ребятам из группы, наградить его за правильно выполненное задание звездочкой или аплодисментами. Соревновательный момент «Кто больше заработает звёздочек» помогает в работе педагогу, мотивирует детей к новым победам в процессе обучающих занятий. Радоваться успеху других учат в детстве, иначе неумение радоваться заменит зависть.

Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Видеть ребенка во время занятия активным, вовлеченным в процесс самостоятельного поиска — получаешь большое удовлетворение от работы. Учебный материал в процессе развивающих занятий достаточно разнообразен, хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше, ни слишком легкий, ни слишком трудный, яркий, эмоциональный. Учебные задания трудные, но посильные.

Занятия по формированию математических представлений, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». Воспитание познавательной деятельности — важнейшая задача математического развития по данной программе. И в тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педагога, они воспринимают способ действий для решения конкретно-практической задачи. Наиболее эффективным путем усвоения общих способов действий является проблемно-практические или проблемно-игровые ситуации, в которых практическая (игровая) задача ставится как воображаемая, перспективная. Проблемно-игровая или проблемно-практическая ситуация звучит примерно так: космонавты собираются в полет, необходимо каждому сделать ракету. Ракет должно быть столько, сколько космонавтов. Смысл действий раскрывается для детей по установлению взаимно однозначного соответствия, особое значение приобретают наглядные модели, схемы, которые отражают существенные связи и отношения предметов.

Сообщение на занятиях новых сведений об окружающем мире преследует цель не только увеличение объема знаний детей, но и служит средством воспитания элементарных навыков умственного труда. Дети учатся сравнивать, анализировать, стремятся к самостоятельному поиску ответов. Интерес к самому процессу учения, к знаниям, побуждает ребенка проявлять волевые усилия, настойчивость с тем, чтобы усвоить предлагаемое содержание, овладеть определенными навыками. Так обнаруживается взаимосвязь умственного воспитания детей дошкольного возраста и формирования у них нравственно — волевых качеств на основе предлагаемой деятельности.

Ознакомление детей с математическими представлениями включает в себя: знакомство с числами и цифрами, дает общее представление об их составе, знакомит с плоскими и объемными геометрическими фигурами и способами сравнения предметов по высоте, ширине, толщине и объему, со способами измерения длины предметов с помощью мерки. Дети знакомятся с понятиями «плюс» и «минус», способами сложения и вычитания. Дети выполняют задания с использованием символов. Дидактические задачи успешно вовлекают детей в игру. В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение — они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. По обучению грамоте и чтению в соответствии с уровнем своего развития, особенностей и возрастных возможностей. У детей с проблемами здоровья нередко отмечается неправильное произношение тех или иных звуков. Нарушение звукопроизношения часто затрудняет общение со сверстниками. Педагогический такт помогает преодолеть барьеров в общении. А дело это непростое и требует продолжительной и неустанной работы. Курс обучения грамоте и чтению снабжен четким планированием учебного процесса, подчиненного поставленным задачам по развитию звуковой культуры речи, фонетического слуха, звукового и буквенного анализа, интереса и способности к чтению. Наглядно-методический материал представлен в виде системы дидактических игр и заданий к каждому занятию, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала. Использование каждым ребенком рабочих тетрадей, с содержанием системы заданий имеет большое значение, так как позволяет широко применять наглядный метод обучения. Создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей. Это достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительское, но и двигательное ознакомление со словом, буквой, способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи, закрепляет умения выполнять самостоятельно учебную задачу, предложенную педагогом. Запас имеющихся представлений о звуковой и буквенной стороне слова, формирует навык самоконтроля и самооценки, позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку, снимает трудности подбора дидактического материала для педагога. В содержании курса обучению грамоте и чтению включены элементы системы Н. А. Зайцева, педагога-новатора из Санкт-Петербурга, который создал свою методику обучения детей чтению по складам. Обучение чтению по складам становится для ребенка веселой и увлекательной игрой. Используются фрагменты таблицы Н. А. Зайцева и дидактические игры для детей, например: «Знакомство со складами», «Картинка — слово — склад», «Найди склад в кружке», «Верни склад на место» и др. Последовательность ознакомления со звуками и буквами и тексты заимствована из букваря Павловой Н. П. «Правильный букварь» (Москва, «РОСМЭН», 2005 год). Материалы для чтения дают пищу для чтения затрагивают эмоциональную сферу, развивают интересы ребенка. В рабочих тетрадях использованы игровые упражнения из рабочей тетради Алдошиной Н. Е. «Уроки русской грамоты»

Система организации занятий по обучению грамоте и чтению воспринимается ребенком как продолжение его игровой деятельности. Детям предлагается дидактические и словесные игры: «Поймай звук» «Найди место звука в слове», «Угадай что звучит?», «С какого дерева листочки?», «Когда это бывает», «Когда весело, когда грустно» и др. Эффективной формой работы, способствующей развитию речи, является фонематические пятиминутки. На занятиях активно используются скороговороки, чистоговороки, стихи, потешки, загадки. Они дают возможность работать над развитием фонематического слуха, правильной артикуляции, ритмики переключать внимание детей на новый, развлекательный вид работы, стимулирующий интерес и предупреждают усталость. Дидактический материал представлен не только материалом для чтения, но и носит графический характер, что позволяет разнообразить деятельность детей. Научно-художественной характер имеют произведения литературы Б. Житкова и С. Михалкова, которые включены в программу в цикл «Про животных». Такие рассказы помогают педагогу воспитывать у детей заботливое отношение к животным.

Для формирования осознанно правильного отношения к окружающему миру детям предлагаются для чтения, пересказа и заучивания наизусть русские народные сказки, произведения А. С. Пушкина, Л. Толстого, В. А. Осеевой, Н. И. Сладкова, Л. Точковой, Я. Таяц, К. Д. Ушинского, С. Прокофьева, Е. Пермяка. У ребенка происходит осмысление норм и правил жизни общества, их усвоение, умение соотносить свои поступки с этими нормами, воспитывать желание поступать в соответствии с нормами и правилами, что способствует восстановлению многолетних православных русских традиций, формирует навыки доброжелательности и добродеятельности поведения, способности сопереживать, проявлять чувства, учат детей «искусству» жить. В конце обучения дети могут различать понятия «звук», «слог», «слово». Выделяют звуки в слове, слова в предложении, предложения в тексте. Определяют их место, составляют слова с заданным словом. Делят слова на слоги, считают слоги в слове, составляют слова из готовых слогов. Знают, что в слове один слог — главный, ударный. Ребята легко выделяют звуки в словах, называют гласные и согласные, определяют глухие и звонкие, твердые и мягкие.

Подготовка к обучению письму ведется в курсе «Тренируем пальчики» и имеет следующие направления: гимнастика рук, ориентирование на листе бумаги, отработка элементарных графических навыков. Дети учатся правильно сидеть и пользоваться письменными принадлежностями. В рабочих тетрадях дети выполняют графические упражнения, порой забавные и интересные задания (провести путь движения Красной Шапочки, дорисовывание симметричных крылышек у бабочек, рисование по клеточкам, «Стрельба в цель») и др. Многие задания предлагаются в игровой форме и вызывают у детей не только интерес, но и положительный настрой, что способствует повышению позитивно — эмоционального тонуса. Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к подготовке обучения письму благоприятствует коррекции физического развития ребенка. Курс «Тренируем пальчики» снабжен наглядно-методическим материалом, представленным в виде рабочих тетрадей с графическими заданиями, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала. Детям предлагается комплекс музыкальных мероприятий, направленных на повышение интереса к графической деятельности:

– музыкальный фон для запоминания информации при проведении письменных работ.

– музыкальные игры для обучения письму.

– пальчиковые игры-песенки для развития моторики.

– песенки и попевки для запоминания орфографических правил.

– музыкальные переменки, которые помогают детям отдохнуть и выплеснуть психическое и физическое напряжение после графических упражнений.

Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонко координированных графических движений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений тела, зрительной сосредоточенности и способности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга.

Овладение письмом — длительный, трудоемкий процесс. Значительное число шести и семилетних школьников испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координации, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе.

Цель курсасостоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т. е. по возможности развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

Курс «Тренируем пальчики» способствует развитию ручной умелости в выполнении разнообразных практических дел. Создает возможность для изготовления поделок с помощью различных инструментов. В процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность. Происходит развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т. д.) Развитие у детей чувство ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест, изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений).

Курс «Тренируем пальчики» снабжен наглядно-методическим материалом, представленным в виде рабочих тетрадей с графическими заданиями, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала. В основу графического материала легли методики по развитию графических навыков с детьми дошкольного возраста (Гаврина Е. С., Узорова О. В. и Нефедова Е. А.). Автором программы составлены рабочие тетради с графическими заданиями для каждого группового занятия и домашнего, что облегчает родителям проведение занятий с детьми дома. Работа по подготовке руки к письму ведется в четырёх направлениях: подготовка в технике, аналитико-синтезированная, формирование элементарных графических умений. Во время занятий педагогом используются следующие приемы графической деятельности: показ процесса письма и объяснение способов написания элементов букв, списывание с доски или с образца в тетради, обведение, воображаемое письмо, анализ формы изображаемо, письмо под счет, прием показа ошибочного написания.

К концу обучения предполагается развитие и совершенствование у детей мелкой моторики рук, крупных движений и умелостей пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве). А также происходит активизация речи, мышления, памяти, внимания, зрительной и слухового восприятия, навыки учебной деятельности (умения слушать, понимать установку педагога, действия по образцу и правилу), умения изображать графические элементы.

Во время выполнения графических упражнений дети пользуются простым карандашом, что дает возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки и написать правильно. Таким образом достигается положительный эффект в работе.

Музыка является выразительным средством, исключительным по силе своего воздействия на человека. Музыкальные произведения играют разную роль на занятиях и помогают педагогу решать различные задачи. Через музыку транслируется мироощущение взрослого человека, находящегося на другом уровне развития по сравнению с ребенком.

Музыкальное приложение к программе «Букварик» представляет собой совокупность музыкальных развивающих упражнений, которые способствуют лучшему усвоению материала.

Для занятий предлагаются следующие типы упражнений.

Слушание музыки и создание образов медведей, мышей, кенгуру, зайцев, дельфинов, бабочек. Дети, перевоплощаясь, чувствуют себя частью природы. Открытость природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы.

Музыкально-иллюстративное (фоновое) восприятие. (Дети раскрашивают картинку, звучит музыка). Ритмические импровизации. Импровизированные танцы, дискотеки. Чаше используются на переменах («Антошка», «Барыня», «Цыганочка» «Танец маленьких утят», «Лезгинка», «Ламбада»). Педагогический процесс существенно обогащается звукозаписью природных явлений (шелест листвы, плеск моря, пение птиц).

Курс «Здравствуй, мир!» направлен на формирование у ребенка целостной элементарной картины мира. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Поэтому содержание курса составлено с позиции узнающего мир дошкольника и позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей действительностью. В основе занятий лежит игра, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, конструирование из строительных материалов. Данный курс вводится в программу второго и третьего года обучения и является начальным звеном непрерывного курса «Окружающий мир» для дошкольников и начальной школы. Курс снабжен рабочей тетрадью «Здравствуй, мир!», 3 и 4 части (А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова), целью которого является знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.

Дети, лишенные возможности свободно передвигаться манипулировать с предметами, общаясь со сверстниками в «Букварике», могут к началу школьного обучения приобрести запас знаний и представлений об окружающем мире. Во время изучения курса дети изучают окружающий мир. У них формируются элементарные естественно научные представления о Земле, развиваются познавательный интерес и любознательность, воспитывать любовь к природе и основа экологической культуры, желание сохранить ее красоту и неповторимость, закладываются основы нравственного отношения детей к природе, воспитание повысить интерес к природе и бережное отношение к планете. Дети используют в своей речи специальную терминологию, пополняют свой словарный запас географическими понятиями. У детей повышается рост уровня наблюдательности, формируется умение делать выводы, выдвигать гипотезы. Возрастает заинтересованность родителей в изучении с детьми данной науки, сбор интересного материала, накопление практических материалов. У детей углубляются знания о Земле как планете большую часть занятой водой, знакомятся с материками и океанами, их обозначением на карте и глобусе. Расширяются представления о России, родной стране, ее природных зонах, народных промыслах, истории русского костюма и быте людей. Дети знакомятся с Гербом, флагом, гимном, столицей и ее достопримечательностями (Кремль, Большой театр, Третьяковская галерея). Историческими особенностями родного Тульского края, Тулы, получают представления о подвиге россиян, туляков в победе над фашизмом. Знакомятся с отдельными странами Европы и их достопримечательностями (Эйфелева башня, Биг-бен). Элементами культуры и литературы (сказки Андерсена, Грима). Дети знакомятся с особенностями людей разных национальностей, проживающих на разных континентах.

На занятиях дети выполняют игровые упражнения в стиле «Заметки охотника», графические задания, играют в игру «Я знаю 5 городов России», оформляют выставки, участвуют в конкурсах, рассматривают иллюстрации, книги, отгадывают загадки, отвечают на вопросы, слушают музыку.

Практическая реализация задач курса осуществляется в процессе продуктивных видов деятельности (рисования, лепки), специфические задачи курса направлены на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности, на компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы детей. Ребенок знакомится с искусством, учится рисовать, лепить. Знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения, ребенок успешно реализует в самостоятельной художественной деятельности. На занятиях по изобразительной деятельности закрепляются математические представления, происходит формирование элементарных трудовых навыков (подготовка и уборка «рабочего места», уход за кисточкой, красками, пластилином). Занятия по изобразительной деятельности приносят ребенку удовольствие, удовлетворяют его потребности в активности, творчестве, но и приобретают социальную мотивацию (слепить конфету для куклы, нарисовать цветы для мамы и т. п.)

Изобразительное искусство дается ребенку в системе видов искусства. Во время занятия дети прослушивают инструментальную и оркестровую музыку, рассматривают репродукции картин, знакомятся с отрывками литературных произведений. Происходит синтез искусств — соединение знаний об отдельных видах искусства в единый сплав. Это поможет создать у ребенка представление об образе мира в его вечности и бесконечности. Успех такого подхода — формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем нас мире.

Кому мы только не помогаем! Кого мы только не спасаем! Рисуем морковки для голодающих зимой зайцев и отправляем их в конвертах в зимний лес по почте. Лепим мухоморы для больных зверей. Вылепленные из пластилина витамины для кукол укрепляют им здоровье.

Особая роль принадлежит таким формам изобразительной деятельности как рисование и лепка, которые являются мощным воспитательным механизмом и позволяет корректировать поступки ребенка, направляя его в нравственное русло. Особенно важна та связь, которая устанавливается между рисованием, мышлением и речью. Ребенок в рисунке выражает свое знание о предметности и социальном мире, компенсируя нехватку слов. Ребенок в рисунке выражает свое знание о предметности и социальном мире, компенсируя нехватку слов. Рисование выступает коррекционным инструментом, способствующим решению психологических проблем (страх и тревога, неуверенность в себе, одиночество и т. д.) и является мощным воспитывающим методов воздействия на детскую личность. Коррекционная направленность обучения предполагает работу по укреплению моторики рук, по развитию координации и дифференциации движений пальцев, что способствует совершенствованию синтеза изобразительной и трудовой деятельности.

В связи с неорганизованностью, импульсивностью большинства детей, неумением внимательно выслушивать инструкцию, необходима постоянная работа воспитанников объединения под руководством педагога по принципу «делай как я».

Развитию самостоятельности способствует постепенное сокращение «доз» помощи: от показа нужного приема работы до повторной инструкции или только некоторой организации деятельности ученика, привлечения его внимания. Решению актуальной проблемы восстановления ребенка с ограниченными возможностями здоровья способствует привлечение его к продуктивной деятельности. Многолетний опыт работы показывает возможность использования природного материала в коррекционной работе.

Изготовление поделок из природного материала интересное дело, но, вместе с тем — это труд. Почти ювелирный, кропотливый, хотя увлекательный и очень приятный, особенно — своим результатом. Работа над поделками требует от ребенка большой усидчивости. Повышенная утомляемость и истощаемость детей с ОВЗ приводят к трудностям концентрации внимания, неспособности к длительному физическому и умственному напряжению. Но с появлением определенных навыков развивается усидчивость, гибкость пальцев, хватательные умения и фантазия. Появляется согласованность в работе зрения и действий руки, совершенствуется координация движений, гибкость и точность в выполнении нужных действий.

Работа с природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появление элементов творчества.

Взаимодействие взрослого с детьми, имеющими отклонения в здоровье, направлено на пробуждение осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, на формирование и необходимых свойств личности (активности, произвольности и самостоятельности, инициативности, ответственности).

Встречи с природой неизменно расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления. Дети с ОВЗ часто отдыхают в санаториях, домах отдыха, ездят с родителями к морю. С поездок они привозят красивые камешки и ракушки, шишки и ветки и др.

Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают его, ощупывают и обследуют. А это, в свою очередь, способствует запоминанию формы, красок и других свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи бывают по форме круглые или продолговатые, по расцветке — коричневые или светло-желтые, их поверхность — бугристая или шершавая. Что желуди — овальные, блестящие, желтовато-коричневые. Обо всем этом, конечно, можно узнать, посмотрев картинки в книге, но самому добывать подобные знания куда интереснее.

Подчеркивая значимость эмоционального развития ребенка, А. В. Запорожец говорил, что истоки высших человеческих эмоций лежат в переживаниях детства. У детей с проблемами здоровья, особенно с интеллектуальной недостаточностью, наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. Изготовление поделок из природного материала происходит на общем фоне благоприятного эмоционального настроя детей, их радости общения с педагогом, родителями, сверстниками во время труда, наслаждения, которое они переживают при создании забавной игрушки. Нередко бывают так, что самостоятельно выполненный зверек или человечек надолго становится любимой игрушкой, вытесняя интерес к дорогостоящим покупным развлечениям. Так важные личностные качества способствуют получению чувства удовлетворения от собственного трудового процесса, а, в свою очередь, труд, который необходимо для изготовления игрушек из природного материала, способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера.

Ведь любую, даже самую примитивную поделку, сделать не так-то просто, эта работа требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить, даже если ребенку не удается выполнить с первого раза необходимую работу. Но с помощью взрослого ребенок учится выявлять причины своей неудачи и самое главное — преодолеть ее.

В результате таких действий у ребенка формируются такие качества, как настойчивость и целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.

Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы у детей с ОВЗ отражаются более всего на моторно-двигательном развитии детей. Недостаточность касается как общей, так и мелкой моторики. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое.

Изготовление поделок из природного материала развивает мелкую моторику рук. Ребенок учится пользоваться инструментами (ножницами, шилом, ножиком, линейкой и т. д.) Навыки пользования инструментами пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Кроме того, изготовление поделок из природного материала — это еще и превосходная школа эстетического воспитания, базирующаяся на формировании у детей художественного взгляда на мир. Дети учатся искать в окружающей действительности детали прекрасного. А приобщить ребенка к миру прекрасного надо, как можно раньше. По словам Н. А. Некрасова о том, что «нет безобразия в природе», поэтому каждого человека волнует красота цветов, плодов различных растений, разноцветье осенних листьев и порхающей тополиный пух, необычная форма, окраска и поверхность морских ракушек. Перед тем, как сделать природный материал деталью своей поделки ребенок обращает внимание на его своеобразность. Запоминательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей таких качеств, как внимание, терпение, любознательность. Показательно, что при данной работе не бывает конца совершенствованию игрушки, в этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Достижение хорошего контакта с ребенком. Хороший контакт может возникнуть только в случае, если педагогу небезразлично, как к нему относится ребенок-партнер, как он его воспринимает. В противном случае ребенок сразу поймет, что в нем не видят равного в общении, а лишь пытаются манипулировать им, а следовательно, не относятся к нему как к полноценной личности.

Привлекаю внимание детей друг к другу, обращаюсь к ним по имени, хвалю детей в присутствии их сверстников, подчеркиваю достоинства. Только в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению: чаще улыбаются, доброжелательнее относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникает общение.

В процессе занятий пользуюсь оценкой как одним из методов воспитания и обучения. Так, например, при наличии у детей ошибок, недостатков в ответе, пассивность в работе, вынуждена высказывать свое осуждение в форме замечания, порицания. Положительные действия, результаты работы одобряю. Воспитывающее значение оценки состоит в том, что она выступает и как форма предъявления определенных требований ребенку и всей группе или как стимулирующее средство. Чтобы заслужить похвалу, ребенок-дошкольник стремится быть лучше, не нарушать установленных правил, хорошо заниматься.

Поощрение — это оценка, подтверждение правильности действия ребенка, развивающая у него чувство человеческого достоинства. Порицание помогает осознать недостатки, преодолеть плохие навыки и привычки. Поощрение и осуждение может порождать соперничество среди детей, разъединять их. Поэтому пользуюсь поощрением и осуждением очень осторожно. Обнаруживается прямая зависимость решения воспитательных задач от правильного отбора методов обучения детей. При этом процессы обучения и воспитания сливаются, обеспечивая комплексное воздействие на детей.

Опираясь на возникающие ситуации, имеется возможность формировать у детей ответственное отношение к заданиям. Разъясняю детям, в чем проявляется старательность человека, убеждаю выполнять задания в соответствии с требованиями. Использую положительные примеры деятельности самих детей. Оцениваю не только качество выполненного задания, но и факты проявления настойчивости, доброжелательного отношения к сверстникам. Такая работа формирует у детей представления о правилах поведения на занятиях и отношение к ним, расширяет опыт поступков.

Малыши очень эмоциональны, впечатлительны, не могут с достоинством переносить даже маленькие поражения. Поэтому стараюсь не злоупотреблять разного вида соревнованиями.

Во время обучения в объединении у ребенка с ОВЗ появляется интерес и потребность в эмоциональном общении с педагогами, детьми. В детях воспитывается доброжелательность, заботливое отношение друг к другу, готовность оказать помощь друг другу, родителям, педагогам

Дети с ДЦП обычно бывают чрезмерно привязаны к матери, с трудом адаптируются к новым условиям, долго привыкают к коллективу. В коллективе у многих из них наблюдаются случаи проявлений повышенной робости, застенчивости, трусости, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации, иногда при повышенной самооценке. Все эти особенности личности могут быть причиной нарушений адаптации к социальному окружению в целом.

Трудности в обучении данных детей связаны не только с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, но и с их повышенной психической утомляемости быстрым истощением активного внимания.

Если учесть, что воспитанники объединения «домашние дети», которые испытывают «голод общения», то использование комплексного метода позволяет утолить жажду эмоционального общения с педагогом, детьми, расширяет представление детей об окружающем мире, развивает связную речь. И это немаловажно для детей с ослабленным здоровьем, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, а значит, улучшает результативность в усвоении знаний. Дети, которые растут дома и видят детей только на прогулке, со сверстниками встречаются мало, остаются без опыта коллективных отношений. Отсутствие этого опыта может стать серьезной проблемой для ребенка и для школьного учителя. За оставшийся год до школы, посещая объединение «Букварик», ребенок учится общаться с другими детьми как с партнерами, играть по правилам,

Одной из задач педагогической деятельности является поиск эффективных форм работы в области воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.

Воспитательная работа по своей сущности является целостным процессом, состоящим из частей, компонентов, элементов, функций, которые обеспечивают формирование гармонично-развитой личности.

Наиболее интересным звеном воспитательной работы в объединении «Букварик» является привлечение детей к театральной деятельности, в процессе которой, дети получают определенные знания и умения.

Данная программа является частью целостного процесса по формированию гармонично-развитой личности. Интересным звеном воспитания любви к родному языку является привлечение детей к театральной деятельности, в процессе которой дети применяют полученные на занятиях умения и навыки, необходимые для адекватного поведения ребенка в обществе и подготовке его к жизни. Разучивая роли, дети учатся понятно и красиво выражать мысли героя, которого они играют, его эмоции, чувства через стихи, песни и танцы. Сценарии готовятся с учетом того, чтобы ни один ребенок в спектакле не оказался безучастным, и чтобы каждый получил свою, пусть небольшую роль. Участие ребенка в театрализованных представлениях способствует развитию внимания, памяти, речи, движений, жестов, мимики, эмоций. Наполняет время, проведенное ребенком в объединении эмоционально насыщенным и значимым. Таким образом, закладывается эмоциональное отношение к жизни, людям и стимулируется эмоциональное развитие. Ранний опыт сценических выступлений ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов, повышает умственную активность. Важную роль в театрализациях играет умения управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, развивать внимание к окружающим людям. Выступления в спектаклях дарят детям яркие, незабываемые впечатления. Тематика спектаклей приурочена к временам года, например, «В гостях у Виноградинки», «Чьи в лесу шишки?», «Заюшкина избушка», а также к праздничным датам, например, «Как маму украли», «Как дети разбудили Солнышко» и «Выпускной бал».

Это целый комплекс действий педагога, детей, родителей, направлены на сплочение коллектива, развитие творческих способностей, таланта.

Данное направление работы организовано в рамках досуга.

Цель воспитательной работы — приобретение навыков умений и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствуют наилучшему развитию личности ребенка и подготовка его к жизни.

Создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развития и укрепления партнерских отношений между ними. Задачи воспитательной работы в развитии коммуникативных умений, повышение культуры общения в детском коллективе, создание условий для развивающего познавательного досуга.

Очень важно определить тему, увлечь детей и их родителей. Главная функция педагога — организаторская. Составить сценарий, распределить роли, организовать репетиции, назначить ответственных родителей (за пошив костюмов, художественное оформление, музыкальное сопровождение и т. д.)

Координировать действия всех членов воспитательного поля — значит формировать единство разнообразного. Но главное — результат. Это проведение красивого мероприятия, в котором задействованы как дети, так и взрослые.

Выпускники объединения «Букварик» поступают в лицеи и гимназии по профилям: театральная, изобразительная деятельность.

Участие в досуговых мероприятиях родителей способствует активизации деятельности родителей. Работа с родителями-очень важная часть моей работы. Участие родителей в жизни объединения в качестве постоянных его участников помогает им повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности. Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка. Относиться к ребенку кк к равному, развить умение объективно оценивать свои поступки знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей, установить хорошие, доверительные отношения с ребенком; освоить разнообразные игры и способы совместного времяпровождения в семье.

Постоянное участие детей в досуговых мероприятиях помогает им: расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого воплощения своих идей и фантазий, узнать разнообразные игры, в которых можно поиграть дома с родителями и друзьями, научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых, выработать коллективное мышление.

На праздниках глаза родителей загораются, часто родители впервые видят своего ребенка танцующим, рассказывающим стихи, играющим какую-то роль. Родителей это радует, умиляет, вызывает новое видение своего ребенка и, быть может, новое, более теплое к нему отношение, поэтому праздники и театрализованные действия и нужны, и полезны.

Чтобы родители стали проявлять больший интерес к воспитанию своих детей нужно, чтобы они видели результаты творчества детей, слышали о своем ребенке позитивное, имели возможность приобщаться к делам объединения, встречали доброе отношение педагога, атмосфера творчества, добра, сплоченности очень положительно влияет на родителей.

Взаимопонимание редко возникает сразу. Это длительный процесс, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удерживаться от всплеска эмоций, разочарований и закладывается эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию. Эти годы оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Благодаря участию в театрализованных представлениях дети имеют возможность побывать в чудесной стране, которая зовется Театром, пытаются понять законы этой страны, узнать, как нужно и можно видеть и понимать себя и своих сверстников, этот странный сложный мир.

Театрализованные игры имеют большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельность детей дошкольного возраста, в развитии основных психических процессов, способностей ребенка, волевых нравственных качеств личности, происходит формирование форм самооценки самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. В театрализованных играх развиваются: движения, жесты, мимика, пантомимика, эмоции, внимание, память, мышление и др.

В основе каждого сценария — сказочный сюжет с волшебными превращениями. Сценарии построены так, что, встретившись с любимыми персонажами мультфильмов, сказок и кино, каждый ребенок становится непосредственным участником праздника и имеет свою, пусть небольшую, роль Оказавшись в центре развития сюжета, дети радуются, сопереживают друзьям помогают им «бороться» со злом и «нечистой силой», предполагаемый музыкально-литературный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, эмоции через песни, танцы и стихи.

Немаловажную роль в сценариях праздников отводится родителям Некоторые праздники предусматривают их активное участие в играх и соревнованиях, помощь и психологическую поддержку детям. При написании сценария очень важно, чтобы ни один ребенок на празднике не оказался безучастным и чтобы каждый получил свою, пусть небольшую роль.

«Букварик» — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения — дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

Воспитание невозможно без учета психологических различий мальчиков и девочек. Мальчику становится стыдно быть грубым рядом с девочкой, что способствует полноценному развитию личности как мальчика, так и девочки.

В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения — дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Объединение и согласование усилий детей и взрослых, направленных на подготовку утренника, спектакля способствует развитию форм общения. Появляется не только личностное общение, но и деловое, познавательное. Ранний опыт сценических выступлений ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов, повышает умственную активность ребенка. Нужную роль в театрализованных играх играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь, поступки, развивать внимание к окружающим людям.

Ребенок избирательно относится к взрослым. Постепенно начинает осознавать свои отношения с ними: как они относятся к нему и что от него требуют, как он к ним относится и что он от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками педагогом в объединении. В свою очередь качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, приносятся в семью.

Некоторые дети слишком стеснительны и избегают демонстрационных выступлений. Излишняя застенчивость приносит только вред. Такие дети считают других гораздо лучше себя, поэтому и стесняются выступать на сцене. Таких детей надо убедить, что они ничуть не хуже своих сверстников. Сценарии рассчитаны на определенный исполнительский уровень детей. В праздниках дети становятся главными действующими лицами и, оказавшись в центре развития того или иного сюжета радуются, сопереживают, активно борются со злом, добиваясь справедливости. Изображая образ животного, маленькие артисты развивают последовательное изучение поз, походки и другие выразительные движения. Глаза малышей светятся радостью — это значит, что они счастливы. В основе каждого сценария — сказочный сюжет с волшебными превращениями.

Музыкальное искусство — продукт культуры и важнейшая составная части культурного багажа человечества, пение благотворно сказывается на работе всех внутренних органов человека, стабилизирует активность мозга. Движения под музыку развивает умственные способности ребенка, так, как происходит активное образование сенсомоторной схемы, соотнесение сенсорной информации с моторной. Это является первым этапом в организации мышления.

Праздники любят все дети. Они с удовольствием поют, танцуют, участвуют в конкурсах, помогают сделать праздник интересным и увлекательным развивают музыкальные и драматические способности. Разнообразный музыкальный репертуар подчинен сюжетам праздника, сценария. Дети читают стихотворения известных поэтов. Надеюсь, праздники дарят детям яркие, незабываемые впечатления.

Лечебное воздействие музыки имеет давнюю историю. Основа музыки звук. Звуки могут оказывать на клетки, ткани и органы человеческого тела, сердечно — сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляют удовольствие и создают приятное настроение. Музыка улучшает память, чувство времени, оживляет условные рефлексы. Музыка является составной частью всех спектаклей.

Нужны ли спектакли детям?

Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его — вот то, в чем нуждается ребенок. Общение с педагогами, родителями приносит ребенку массу положительных, радостных переживаний. Чем больше мы, взрослые, общаемся с ребенком, тем интенсивнее идеи физическое и психическое развития.

Сострадание и сопереживание героям сказки воспитывает у детей моральные качества, они начинают проявлять заботу о тех, кто в ней нуждается, понимать боль и огорчение других.

Танцы воспитывают чувство ритма, синхронности движений, вырабатывают умение тонко регулировать свою физическую активность, способность подстраиваться к ритму партнера.

Изменяется содержание общения его мотивы, формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе — коммуникативного.

Цель работы с родителями — помочь родителям радоваться своим детям, даровать им опыт человеческого общения со своими детьми.

Родители помогают разучить роль, шьют костюмы, сопереживают ребенку во время его выступления. Постоянное участие детей в досуговых мероприятиях помогает им:

– расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого воплощения своих идей и фантазий;

– узнать разнообразные игры, в которых можно поиграть дома с родителями и друзьями;

– научиться с уважением относиться к мнению своих друзей и взрослых выработать коллективное мышление.

На праздниках глаза родителей загораются, часто родители впервые видят своего ребенка танцующим, рассказывающим стихи, играющим какую-то роль. Большинство родителей это радует, умиляет, вызывает новое видение своего ребенка и, быть может, новое, более теплое к нему отношение, поэтом) праздники и театрализованные действия и нужны, и полезны. Дети весело и с пользой проводят время отмечают любимые праздники.

Улыбка одна из самых привлекательных реакций малышей на окружающий мир, на хорошее самочувствие. Встреча с театром становится началом пути в мир добра и красоты. Дети чувствуют себя востребованными в жизни и счастливыми. Происходит возвращение детям и их родителям чувства смысла и целей жизни, близкого к нормальным. Наблюдения за занятиями детей с ОВЗ показывают, что дети с удовольствием посещают объединение «Букварик», у них появляется тяга к общению, к дружбе. С радостью приходят на встречу с педагогом.

Интегрирование педагогического процесса ведет к очеловечиванию воспитательных отношений, признания ребенка с ограниченными возможностями здоровья как к личности. Технология поддержки ребенка помогает ему в личностном росте.

Литература.

  1. Безруких М.М «Ступеньки к школе «Азбука для дошкольников». Издательство «Дрофа», 2017г.
  2. Безруких М. М. «Ступеньки к школе «Мир чисел и фигур». Издательство «Дрофа», 2017г.
  3. Безруких М. М. «Ступеньки к школе «Учимся писать». Издательство «Дрофа», 2017г.
  4. Безруких М. М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2016г.
  5. Безруких М. М., Готов ли ребёнок к школе, М. «Вента-Граф», 2016 г
  6. Бунеев, Р. Н. Образовательная система нового поколения: теория и практика: [Монография] / Р. Н. Бунеев. — М.: Баласс, 2009.
  7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991.
  8. Чиндилова О. В. Педагогическая диагностика готовности старших дошкольников к обучению в школе. Начальная школа: плюс До и После. — 2010. — № 8.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, природный материал, игра, ограниченная возможность здоровья, окружающий мир, работа, родитель, умение, изобразительная деятельность.

Ключевые слова

мотивация, адаптация, социальная среда, творческое и личностное развитие, оздоровительные технологии

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Развитие двигательной и познавательной активности в физкультурно-экологической работе с детьми

Использование современных технологий во внеурочной деятельности в условиях дистанционного обучения

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Организация рефлексивной деятельности у воспитанников детского дома в условиях их краткосрочного пребывания

В статье представлен опыт преодоления проблем у воспитанников детского дома, которые они приобрели, проживая с родителями.

Организационно-психологические условия интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу

Развитие обучающихся старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов

Дошкольная инклюзия: как создать комфортную среду для всех детей

Данная статья посвящена внедрению инклюзивного образования в дошкольные учреждения. Она рассматривает ключевые аспекты создания комфортной и поддерживающей среды для всех детей, независимо от их особых образовательных потребностей. Обсуждаются принци...

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Развитие двигательной и познавательной активности в физкультурно-экологической работе с детьми

Использование современных технологий во внеурочной деятельности в условиях дистанционного обучения

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Организация рефлексивной деятельности у воспитанников детского дома в условиях их краткосрочного пребывания

В статье представлен опыт преодоления проблем у воспитанников детского дома, которые они приобрели, проживая с родителями.

Организационно-психологические условия интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу

Развитие обучающихся старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов

Дошкольная инклюзия: как создать комфортную среду для всех детей

Данная статья посвящена внедрению инклюзивного образования в дошкольные учреждения. Она рассматривает ключевые аспекты создания комфортной и поддерживающей среды для всех детей, независимо от их особых образовательных потребностей. Обсуждаются принци...