Безопасность трудовой деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2019)

Дата публикации: 02.02.2019

Статья просмотрена: 434 раза

Библиографическое описание:

Аспедников, М. Г. Безопасность трудовой деятельности / М. Г. Аспедников. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 31-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14827/ (дата обращения: 16.10.2024).



Образовательная защита определяет педагогические условия, направленные на использование в образовательном процессе здоровьесберегающих, развивающих, гуманитарных образовательных технологий, организацию комфортных условий досуговой деятельности, рационального режима дня школьников, включая уровни учебной нагрузки в урочное и внеурочное время, а также объемы домашних самостоятельных работ.

Ключевые слова: безопасность, инструктаж, труд, правил, техника безопасности.

Понятие «безопасность жизнедеятельности» определяется как деятельность образовательного учреждения, направленная на обеспечение сотрудниками и учащимися комфортных условий жизнедеятельности; на создание условий деятельности, труда и учебы, исключающих возникновение ущерба жизни и здоровью персонала и обучаемых в процессе нахождения на территории образовательного учреждения [4].

Для анализа безопасной образовательной среды в школе необходимо:

− обеспечение условий комфортного пребывания в школе участников образовательного процесса;

− соблюдение правил безопасности на уроках;

− безопасность на школьной территории и во время внеурочной деятельности [2].

Выбор той или иной модели безопасности школы осуществляется руководством образовательного учреждения, исходя из анализа:

− исходного состояния здания, аудиторного фонда, состояния электро,пожаро- и иной безопасности;

− ресурсного обеспечения задачи безопасности школы;

− кадрового обеспечения решения задач безопасности;

− общей культуры безопасности руководства, педагогического состава и школьников.

К работе в качестве учителя технологии в учебной мастерской общеобразовательного учреждения могут быть допущены лица, имеющие специальное педагогическое образование, подтвержденное документом установленной формы (дипломом), изучившие инструкцию по охране труда для учителя технологии [6]. При поступлении на работу все работники в обязательном порядке проходят предварительный медицинский осмотр.

Вышестоящий орган проводит с учителем инструктажи по охране труда:

− вводный (при поступлении на работу);

− первичный на рабочем месте;

− повторный (не реже одного раза в 6 месяцев);

− целевой (в случае необходимости) [2].

Учитель технологии должен соблюдать инструкцию по технике безопасности, а также:

− правила внутреннего трудового распорядка;

− инструкцию по пожарной безопасности в кабинете труда;

− инструкцию по охране труда заведующего мастерской;

− инструкцию по охране труда в учебной мастерской;

− другие инструкции по технике безопасности в кабинете технического труда [1].

Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень разрешенного к использованию оборудования в общеобразовательных учреждениях.

В должностные обязанности учителя технологии входит:

− соблюдать режима труда и отдыха учащихся;

− проветривать помещение учебных мастерских;

− не допускать к работе учеников без защитной одежды (халат х/б, головной убор);

− проводить вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте перед получением учащимися заданий;

− проводить соответствующий выполнению технологических операций инструктаж по технике безопасности;

− систематически контролировать выполнение инструкций по технике безопасности учащимися;

− не допускать нахождение учащихся в мастерских без учителя;

− показывать правила безопасного обращения с рабочими инструментами и систематически контролировать выполнение учениками этих правил;

− не допускать учащихся к самостоятельному включению станков и электрооборудования;

− содержать рабочие места учащихся и ручной инструмент в исправном состоянии;

− проверять исправность электроосвещения и станков, наличие защитных устройств и заземления;

− материал, используемый на уроках труда, должен соответствовать нормативам и правилам безопасности. Он должен быть чистым, гипоаллергенным и не вызывающим повреждение или раздражение кожи ребенка, а также должен содержать минимальное количество вредных химических соединений. Запрещено применять лакокрасочные покрытия, содержащие мышьяк или свинец, и подобные им яды [3].

Техника безопасности поможет в значительной мере минимизировать вероятность травм на уроках труда. Но в первую очередь безопасность зависит от сознательности каждого отдельно взятого ученика. Задача учителя — донести школьникам важность соблюдения правил техники безопасности и контролировать их неукоснительное соблюдение.

Литература:

1 Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений / С. В. Алексеев и др.; под общей редакцией С. В. Алексеева, Т. В. Мельниковой. — СПб: СПб АППО, 2013. — 280 с.

2 Охрана труда в образовательных учреждениях. Часть II. Сборник инструкций по охране труда. — Мытищи: ЛГСВ, 2014. — 180 с.

3 Требования и контроль за организацией трудового обучения в школе // Гигиена детей и подростков / Сост. Р. С. Тулинская. — М.: Владос, 2011. — С.11–23.

4 Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений / С. В. Алексеев и др.; под общей редакцией С. В. Алексеева, Т. В. Мельниковой. — СПб: СПб АППО, 2013. — 280 с.

5 Обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения / под общ. ред. Л. Н. Антоновой, Н. В. Буркова; отв. ред. Л. Я. Олиференко, В. Ф. Пилипенко; сост. Б. В. Вилков, М. А. Гаврилов, Б. В. Коваленко, и др. — М.: Айрис-пресс, 2013. — 410 с.

Основные термины (генерируются автоматически): техник безопасности, образовательное учреждение, охрана труда, инструкция, образовательный процесс, рабочее место, урок труда, учитель технологии.

Похожие статьи

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...

Программа внеурочной деятельности «Будь здоров!». Направление: безопасность жизнедеятельности

Одной из важнейших проблем человечества является восприятие и отработка лавинообразного потока информации в любой отрасли его жизнедеятельности, умение адаптироваться в окружающем нас мире и выжить. Но в наше время появилась возможность нового вида д...

Формирование эмоциональной устойчивости с использованием средств физического воспитания в условиях ФГОС ДО

В статье рассматриваются методы и приемы, применяемые в работе дошкольного учреждения, которые повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и ук...

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культур...

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения

В статье представлен опыт работы отделения по психолого-педагогическому и здоровьесберегающему сопровождению предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся старших классов, представлена система здоровьесберегающей и психолого-педагогиче...

Комплексная программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт»

В статье подчеркивается важность профессионально-прикладной физической подготовки студентов как одной из составляющих в формировании специалиста, готового к высокопроизводительному труду. Учитывая особенности педагогической деятельности, на основании...

Использование модульной технологии на уроках внеклассного чтения в начальных классах

Статья о совершенствовании содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований. В ней раскрыты особенности использования модульной технологии, создающих благоприятные условия для совершенствования содержания о...

Пожарно-адресный минимум — программа противопожарного инструктажа для маломобильных групп населения при пожаре на рабочем месте

Обеспечение доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, активное участие данной категории граждан в жизни общества (спорт, культура, труд и т. д.) приводит и к решению вопроса о их безопасности [17]. Труд...

Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы

Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...

Похожие статьи

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...

Программа внеурочной деятельности «Будь здоров!». Направление: безопасность жизнедеятельности

Одной из важнейших проблем человечества является восприятие и отработка лавинообразного потока информации в любой отрасли его жизнедеятельности, умение адаптироваться в окружающем нас мире и выжить. Но в наше время появилась возможность нового вида д...

Формирование эмоциональной устойчивости с использованием средств физического воспитания в условиях ФГОС ДО

В статье рассматриваются методы и приемы, применяемые в работе дошкольного учреждения, которые повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и ук...

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культур...

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения

В статье представлен опыт работы отделения по психолого-педагогическому и здоровьесберегающему сопровождению предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся старших классов, представлена система здоровьесберегающей и психолого-педагогиче...

Комплексная программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт»

В статье подчеркивается важность профессионально-прикладной физической подготовки студентов как одной из составляющих в формировании специалиста, готового к высокопроизводительному труду. Учитывая особенности педагогической деятельности, на основании...

Использование модульной технологии на уроках внеклассного чтения в начальных классах

Статья о совершенствовании содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований. В ней раскрыты особенности использования модульной технологии, создающих благоприятные условия для совершенствования содержания о...

Пожарно-адресный минимум — программа противопожарного инструктажа для маломобильных групп населения при пожаре на рабочем месте

Обеспечение доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, активное участие данной категории граждан в жизни общества (спорт, культура, труд и т. д.) приводит и к решению вопроса о их безопасности [17]. Труд...

Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы

Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...