Особенности эмоциональной лексики у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью
Автор: Мангилева Татьяна Владимировна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 02.02.2019
Статья просмотрена: 284 раза
Библиографическое описание:
Мангилева, Т. В. Особенности эмоциональной лексики у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью / Т. В. Мангилева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14832/ (дата обращения: 16.11.2024).
Процесс обогащения речи ребенка оптимизируется за счет овладения эмоциональной лексикой, так как именно через эмоции дети этого возраста познают окружающий мир.
Изучение эмоциональной лексики у детей раннего возраста проводилось на базе МБДОУ в первой младшей группе (2–3 года). В эксперименте приняло участие 18 детей: 7 девочек и 11 мальчиков с разными степенями отклонений в овладении речью.
Эксперимент преследовал следующую цель: выявить состояние эмоциональной лексики у детей раннего возраста (РВ) с отклонениями в овладении речью. Так же были определены задачи:
1. Выбрать методики для диагностики речевого развития детей раннего РВ.
2. Выбрать методики для диагностики эмоциональной лексики у детей РВ.
3. Создать комфортные условия для обследования детей.
4. Провести диагностику особенностей употребления эмоциональной лексики.
5. Обобщить и проанализировать результаты эксперимента.
Эксперимент проходил в II этапа.
I этап: выявление уровня речевого развития детей раннего возраста.
Для того, чтобы выявить уровень речевого развития у детей раннего возраста, мы использовали методику Е. В. Шереметьевой «Диагностика психоречевого развития детей раннего возраста» [4]. Данная методика анализирует условия воспитания ребенка, а именно естественную языковую среду, состояние эмоционального развития ребенка, способность к волевым усилиям, зрительное восприятие, неречевое слуховое восприятие, фонематическое восприятие, понимание инструкции взрослого, пищевое поведение, предметную деятельность, игровые действия, оречевление игровых действий, неречевые средства коммуникации. После обследования детей все данные мы заносили в специальные таблицы, которые позволили обработать результаты диагностики, и определить тип отклонения речевого развития по степени выраженности.
II этап: особенности употребление эмоциональной лексики детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
Методической базой исследования стали элементы диагностики И. В. Кондратенко, Т. А. Данилиной, В. М. Минаевой, А. М. Щетининой. Задания были взяты из вышеперечисленных методик:
– Методика «Разложи картинки» направлена на определение эмоционального состояния ребенка. Суть состоит в том, что ребенку демонстрируется 8 картинок (дети бегут к воспитателю; ребенок разговаривает со взрослым; дети идут на прогулку парами; дети играют в группе; дети занимаются сидя за столами; два взрослых и один ребенок стоят рядом и смотрят друг на друга; два ребенка и один взрослый стоят рядом и смотрят друг на друга; дети сидят на стульчиках). Инструкция: «Возьми в одну руку грустные картинки, а в другую все веселые». Количество картинок фиксируется. Делается вывод об эмоциональном состоянии ребенка.
– Использование мимики для демонстрации заданной эмоции. Ребенку предлагается изобразить радостного, злого, грустного, испуганного и удивленного мальчика (девочку) [1].
– Обследование интонации. Ребенку предлагается сюжетная картинка с собакой (кошкой), и он должен составить фразу «У меня есть собака (кошка)». Затем создаются эмоциональные ситуации, в которых данную фразу надо произнести с радостью, злостью, испугом, удивлением, грустью [3].
– Называние эмоциональных состояний. Ребенку предлагается определить и назвать эмоциональное состояние по картинке (5 картинок: радость, грусть, злость, испуг, удивление). После показа картинок задать вопросы: Кто нарисован на картинке? Что он (она, они) делают? Какое у него (нее, них) лицо?
– Изучение восприятия и называния детьми графического изображения эмоций. Ребенку предлагается 5 пиктограмм с изображением на лице радости, удивления, грусти, злости, испуга. Инструкция к выполнению: дается картинка и задается вопрос «Какое это лицо?». [2]
– Беседа с педагогом, с целью выявления употребления лексики, отражающей эмоциональное состояние. Инструкция: в гости к ребенку приходит мишка Балу (кукла Би-Ба-Бо) и задает вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? У тебя дома много игрушек? Какая самая любимая? Почему она тебе нравится больше других? После игры ты убираешь за собой игрушки дома? Почему? А в детском саду? Почему? Ты любишь слушать сказки? Какая твоя самая любимая? Почему? Какой мультфильм ты часто смотришь? Почему? В какую игру тебе больше всего нравится играть? Почему? [2].
Таким образом, полученные данные позволят нам выявить особенности употребления эмоциональной лексики у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
По результатам диагностики по методике Е. В. Шереметьевой «Диагностика психоречевого развития детей раннего возраста», полученные данные мы проанализировали и сделали вывод, что из 18 детей: 6 детей с нормальным речевым развитием, 8 человек с не резко выраженными отклонениями в овладении речью, 4 человека с резко выраженными отклонениями в овладении речью.
В результате исследования мы разделили детей на три группы, которые соответствуют речевому заключению:
– 1 группа — дети с нормальным речевым развитием
– 2 группа — дети с не резко выраженными отклонениями в овладении речью
– 3 группа — дети с резко выраженными отклонениями в овладении речью.
Результаты обследования употребления эмоциональной лексики детьми раннего возраста сотклонениями вовладении речью.
1 группа— дети снормальным речевым развитием |
|
Имя ребенка |
Результаты обследования |
Юля Б. Миша Б. Юля М. Таня П. Матвей Б. Сема Ч. |
Данная группа детей адекватно использовала средства лицевой экспрессии, но при передаче на лице «удивления» большинство детей показывали «радость», а также элементы, характерные для выражения «испуга». Обследование интонационной стороны речи показало, что трудность возникала с передачей эмоции «удивления», они произносили фразу с громким восклицанием, запугивающе. При назывании эмоциональных состояний дети без особенностей назвали «радость», «злость», «грусть», смешивали эмоциональное состояние «испуга» и «удивления». Во время беседы данная группа детей отвечала на вопросы подробно, стараясь рассказать как можно больше. Поведение было раскрепощенное, трое детей садились близко к педагогу, могли трогать за руку (одежду); двое детей садились на колени и продолжали отвечать на вопросы. |
2 группа— дети свыраженными отклонениями вовладении речью |
|
Имя ребенка |
Результаты обследования |
Миша С. Саша П. Катя Р. Артем С. Алеся А. Маргарита У. Кирилл И. Андрей С. |
Для данной группы детей характерно проявление гипомимии — бедности выражения эмоций мимическими средствами. Наименьшую трудность вызывали задания изобразить «удивление», «радость», «злость». При демонстрации «грусти» и «испуга» возникали значительные трудности. Обследование интонационных средств показало, что у большинства возникли трудности с произнесением таких эмоций, как «испуг», «удивление», «радость», произносили фразы одинаково. При назывании эмоциональных состояний дети смешивали понятия «грусть» со «злостью», «испугом», «испуг» с «удивлением», «радостью». Трудностей не возникло при назывании «радости». Во время беседы дети часто отвлекались на посторонние шумы, звуки, комментируя «Я пойду смотреть», уходили, возвращались, занимали позу полулежа, говорили тихо, на вопросы отвечали односложной фразой. Практически после каждого вопроса спрашивали: «Все?», «Когда кушать?», «Я пошел?»; В те моменты, когда вопросы им нравились прибегали к жестикуляции, повышению голоса. |
3 группа— дети срезко выраженными отклонениями вовладении речью. |
|
Имя ребенка |
Результаты обследования |
Никита В. Марк Х. Варвара К. Данил Б. |
У данной группы крайне бедны мимические проявления эмоций, но при проговаривании задания многие дети начинали водить руками по телу, качать ногами, стучать ладошкой по полу (парте). Обследование интонационной стороны речи показало, что дети произвольно не могут регулировать выражение эмоций через интонацию. Если они испытывают радость, злость, то эта эмоция проявляется визгом, если эмоция «грусть», «удивление», «испуг», то эти эмоции проявляются нейтрально. Эти данные получены при наблюдении в естественной среде детей, так как при проговаривании это задание не выполнялось. При демонстрации сюжетных картинок с эмоциональными состояниями, двое детей проговорили «У-у-у» и указали пальцем на картинку с изображением «злости»; трое детей проговорили «У-а-и» на картинку с изображением «радости», на остальные картинки никакой реакции не было. Беседа с данной группой детей состояла в следующем: «Принеси любимую игрушку» — трое детей из четырех принесли свои игрушки (машинку, кубики, резинового зайца), один ребенок не принес, но показал на лего-конструктор. На просьбу «Покажи, как ты с ней играешь?» все дети демонстрировали одноактные игровые действия (катание машинки, постановка кубиков, лего-конструктора друг на друга, показ как зайка прыгает). Действия не сопровождались высказываниями, голосовыми модуляциями. |
По результатам выполнения всех заданий можно сделать вывод, что выявленные особенности использования средств мимики и интонации может отрицательно сказаться на правильности понимания эмоционального состояния, а также на овладении эмоциональной лексикой.
У детей раннего возраста с нормальным речевым развитием и различными отклонениями в овладении речью достаточно полно сформировано определение и называние таких эмоциональных состояний, как «радость», «злость», «грусть». С трудом определяются и называются эмоции «удивление», «испуг».
В процессе беседы дети с нормальным речевым развитием в два раза чаще употребляли лексику, обозначающую эмоции, дети с выраженным отклонением в овладении речи использовали меньшее количество слов для ответа, и практически не употребляли эмоциональную лексику. Дети с резко выраженным отклонением в овладении речью не сопровождали свою деятельность высказываниями.
Таким образом, можно сделать вывод, что у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью наблюдается нарушение употребления эмоциональной лексики, которые проявляются в скудном словарном запасе, интонационном сопровождении фразы, однотипных фразах, смешении различных эмоциональных состояний: радость, злость, удивление, испуг, грусть, а так же в гипомимии лица. Эти результаты показывают, что спонтанное развитие эмоциональной лексики не может происходить, для этого требуется систематическая работа, направленная на формирование эмоционального пласта лексики.
Литература:
- Данилина Т. А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина.-М.: Айрис-пресс, 2004.-160с.
- Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография.-СПб.: КАРО, 2006.-240 с.
- Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников/ В. М. Минаева.- М.: Аркти, 1999.-48с.
- Шереметьева Е. В. Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста/ Е. В. Шереметьева.-М., 2013.-112 с.
- Шереметьева Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста/ Е. В. Шереметьева.-М.,НКЦ 2012.-168с.