Раскрытие творческого потенциала у детей дошкольного возраста через театральную деятельность посредством метода проектов
Авторы: Петрова Надежда Васильевна, Прокулатова Ирина Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 04.02.2019
Статья просмотрена: 987 раз
Библиографическое описание:
Петрова, Н. В. Раскрытие творческого потенциала у детей дошкольного возраста через театральную деятельность посредством метода проектов / Н. В. Петрова, И. В. Прокулатова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14836/ (дата обращения: 16.11.2024).
Огромной любовью пользуется у детей сказка — древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Любимые сказки, знакомые образы сказочных героев часто становятся основой театральной деятельности детей. Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, и, в итоге — раскрытию творческого потенциала ребенка. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к сказке изменилось: родители мало читают детям, редко ходят в театр на постановку сказок. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, дети не всегда могут назвать известных сказочных персонажей, из каких они сказок. Для повышения интереса детей к театральной деятельности и воспитания любви к чтению сказок нами был разработан проект «Сказка в гости к нам спешит». Мы считаем, что метод проектной деятельности является одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы. Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское и логическое мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени развития.
Целью проекта «Сказка в гости к нам спешит» было: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности через сотрудничество педагогов, детей и родителей.
Каждый дошкольник по своей натуре — любознательный почемучка, маленький мечтатель. Поэтому девизом проекта послужили слова: «Намсказки дарят чудо, абез чудес нельзя!Они живут повсюду, и нам они друзья!»
Определив, актуальность выбранной темы проекта мы выделили следующие задачи:
- Приобщать детей к театральной культуре (продолжать знакомить с театром, театральными жанрами, разными видами театров).
- Продолжать знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, высказывать свое отношение к героям сказки.
- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
- Совершенствовать артистические навыки участников проекта; развивать эмоциональную сферу детей посредством театрализованной деятельности.
- Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе.
- Привлечь детей к посильному участию в изготовлении продуктов деятельности.
- Воспитывать партнёрские отношения между детьми, коммуникативные качества.
- Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, консультации, совместную подготовку рисунков к выставке, подбор костюма для выступления.
- Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Проект объединил две группы воспитанников ДОУ: старшую и подготовительную к школе группу. Длительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Реализация проекта проходила через различные виды деятельности с последующими этапами:
1 этап: Подготовительный.
На этом этапе была проведена следующая работа:
– определение цели, и задач;
– составление плана работы по проекту;
– подбор наглядной информации, презентации о театре, художественной литературы;
– изготовление и подбор атрибутов: декораций, масок, кукол и игрушек, костюмов и т. д. для театрализованной деятельности;
– разработка консультаций, рекомендаций для родителей;
– разработка сценария театрализованного представления-дефиле;
– подбор театрализованных игр и упражнений;
– подбор сказочных физкультминуток.
2 этап: Основной.
На данном этапе шла реализация творческого проекта: «Сказка в гости к нам спешит»
I направление: познавательная-исследовательская деятельность.
Хочется отметить, что для повышения познавательного интереса детей к театральной деятельности в начале основного этапа проекта была показана презентация «Путешествие по театру». Прошли беседы с воспитанниками: «Что такое театр», «Кто придумал театр», «Театральная азбука» — знакомство с театральными терминами (актёр, суфлёр, режиссёр, сцена, декорации, занавес, антракт и т. д.), «Виды и жанры театра», «Как вести себя в театре», «Новые виды театров» (театр на ложках, на стаканчиках и т. д.), «Путешествие в страну сказок».
II направление: коммуникативная деятельность.
Чтение художественной литературы: народные и авторские сказки. Литературные посиделки и викторина «Вежливые зрители», стихи, загадки, пословицы и поговорки, знакомство с небылицами; разучивание слов песни «Приходите в гости к нам!» Слова: Ю. Ким, Музыка: В. Дашкевич.
При проведении «Вечеров сказки» дети попробовали проявить себя как артисты: был показ настольного театра по сказке «Три медведя», «Щелкунчик и мышиный король»; а также пальчиковый театр «Курочка ряба» для малышей
III направление: игровая деятельность.
Здесь нельзя не сказать о том, что за время проведения проекта пополнилась и стала более разнообразна предметно-развивающая пространственная среда в группах: дидактическими, настольно-печатными играми и пособиями пополнился театральный уголок: «Отгадай сказку», «Громко — тихо», «Из какой сказки герой?», «Животные и их детеныши», «Произнеси слова персонажа», «Чей силуэт», «Закончи предложение», «Театральное лото», «Весёлые стихи читаем и слово-рифму подбираем», «Изменю себя друзья, догадайся кто же я!», «Сказки», «Мои любимые сказки»; игры на звукоподражание; игра на развитие эмоций «Волшебная шляпа», а так же головоломки и лабиринты, ребусы и кроссворды.
При организации сюжетно-ролевой игры «Мы играем в театр» инициаторами часто были дети: им нравилось подбирать атрибуты для игры, выбирать роли.
IV направление: продуктивная деятельность.
Как объединить театр и изобразительную деятельность, конструирование? В непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию у детей была возможность реализовать свои творческие способности в рисовании: «Нарисуем сказку», «Сказочные домики», в лепке: «Герой любимой сказки», «Козлик»; а также раскрашивание контурных картинок по сказкам.
Было задействовано и конструирование: «Теремок» (строитель), оригами «Лиса», «Заяц».
V направление: двигательная деятельность.
Научить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему, а так же развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность — в этом нам помогли подвижные игры: «Хитрая лиса», «Зайцы и медведь», «Гуси — лебеди», «У медведя во бору», «Палочка — выручалочка», «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем», физкультминутки: «Буратино потянулся», «Заячья зарядка», «Избушка на курьих ножках», «Царь Горох». Активность проявляется на сцене в действии; в действии передается и душа роли, и переживание артиста, и внутренний мир пьесы. По действиям и поступкам мы судим о людях, изображаемых на сцене, и понимаем кто они. Научиться этому сложно, но можно попробовать, помечтать, поиграть в артистов. Например, воспроизвести мимические этюды у зеркала «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх» и т. д. или поупражняться в ритмопластике: Этюд «Прогулка»; Полька; Танцы миниатюры: «Лисичка», «Волчок». Очень интересно было наблюдать с какой ответственностью дети репетировали движения для общего танца под песню «В мире много сказок» Слова Ю. Энтина, Музыка В. Шаинского. Песня волшебная, не торопливая, сказочная давала положительный эмоциональный настрой, способствовала раскрытию творческого потенциала, раскрепощению и в то же время добавляла нотку торжественности, — помогла нам соединить разные развивающие задачи.
VI направление: «Вместе с семьёй».
Главная задача взаимодействия воспитателей с родителями — установление партнёрских отношений, которые позволяют объединить усилия в воспитательном процессе, создать атмосферу общности интересов. Для решения этой задачи мы провели с родителями анкетирование «Мир сказок и мы», беседы с родителями «Любимые сказки наших детей», консультации «Воспитание сказкой», «Играем с детьми в театр дома», дали рекомендации «Совместное чтение сказок дома», «Посетите театр вместе с детьми». В родительских уголках была оформлена наглядная информация для родителей: консультации «Театр дома»; выставка книг «Моя любимая сказка». Был объявлен конкурс рисунков «Наши любимые сказки». Дети совместно с родителями дома выбирали любимую сказку и вместе рисовали. Выставки в наших группах получились очень интересные, любовались ими как гости групп, так и сами авторы работ. Большую помощь родители оказали в подготовке к театрализованному представлению-дефиле «Сказочный калейдоскоп»: костюмы для детей, атрибуты для сказочных персонажей. При этом мы не просили приобрести новые костюмы, а предлагали им идею нашего «Сказочного калейдоскопа» и просили выбрать любой сказочный персонаж, которого будет представлять ребенок. И уже, исходя из пожеланий детей и родителей, подобрали сказки, которые определили сюжет итогового мероприятия. Родители помогли нам не только в подготовке детей, но и приняли участие в представлении в качестве артистов: Баба Яга и Змей Горыныч детям очень понравились.
VII направление: «Обмен опытом»
Педагог подготовительной к школе группы Прокулатова И. В. провела мастер-класс для воспитателей нашего дошкольного учреждения «Театр на ложках».
3 этап: Заключительный.
Презентация проекта: театрализованное представление-дефиле «Сказочный калейдоскоп». Дети были все в костюмах сказочных героев. Было очень интересно, волнительно, сказочно! Каждый смог представить свой костюм, показать характер своего героя, пройтись по импровизированной Красной дорожке. Театрализованные игры, песни о сказках, упражнения в ритмопластике, умение вести себя на представлении как артист и как зритель — все это помогло сделать итоговое мероприятие по проектной деятельности увлекательным, интересным, запоминающимся.
Оригинальностью нашего проекта: «Сказка в гости к нам спешит»обеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:
– повышение интереса к театральной деятельности и к чтению сказок;
– пробуждение интереса детей и родителей к театру;
– расширение знаний детей о театре, повышение уровня художественно-эстетической воспитанности дошкольников. Развитие познавательного интереса к окружающей жизни, наблюдательности;
– обогащение активного и пассивного словаря детей, совершенствование диалогической и монологической грамматически правильной речи;
– повышение творческого потенциала воспитанников;
– сплочение детского коллектива;
– развитие интереса к коллективной работе между участниками проекта;
– повышение уровня активности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
– пополнение театрализованного центра в группах: театр на ложках, на фланелеграфе; масок-шапочек и других элементов, характеризующих сказочного персонажа; альбома-книги «Наши любимые сказки» из детских работ с одноименной выставки.
– составление картотеки «Театрализованные игры», «Сказочные физминутки»
Таким образом, мы считаем что, совместная работа над проектом помогла повысить интерес детей к театральной деятельности и к чтению сказок, стимулировала творческие способности детей, объединила всех участников проекта, создав атмосферу общности интересов, т. е. метод проектной деятельности в раскрытии творческого потенциала у детей оказался очень эффективным, результативным.
Фотоматериалы предоставлены с письменного разрешения родителей воспитанников.
Литература:
- Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. — М.: РОСМЭН, 2000.
- Гончарова О. В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. — М.: ТЦ Сфера,2010.
- Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001
- Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. — М.: Лепта-Книга, 2007.
- Лебедев Ю. А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. — М.: ВЛАДОС, 2001.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. — М.: Школьная пресса, 2000.
- Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.