Формирование у дошкольников представлений о безопасном поведении в природе
Авторы: Ермакова Татьяна Александровна, Шагалина Елена Ивановна, Мусифуллина Альфия Халиловна, Сирачева Ольга Николаевна, Герасимова Алена Николаевна, Ямбулатова Зульфия Габдурахмановна, Пузанова Любовь Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)
Дата публикации: 09.02.2019
Статья просмотрена: 2216 раз
Библиографическое описание:
Формирование у дошкольников представлений о безопасном поведении в природе / Т. А. Ермакова, Е. И. Шагалина, А. Х. Мусифуллина [и др.]. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14856/ (дата обращения: 18.12.2024).
На современном этапе формирование представлений детей о безопасном поведении выделяется одним из приоритетных направлений дошкольного образования, закрепленных на государственном уровне в ФГОС ДО. В связи с этим возрастает необходимость педагогического просвещения детей по аспектам поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций, а так же в повседневных (для взрослого человека) ситуациях, не знакомых ребенку. Активность и природная любознательность ребенка в вопросах познания окружающей действительности иногда становятся небезопасным для него. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
В педагогике существует несколько подходов к освещению вопроса безопасного поведения детей в природе: проектирование педагогических условий (Садретдинова А. И. [4]), использование специальных иллюстрации с опасными ситуациями для составления описательных рассказов по ним в совместной работе детей и родителей (Григорович Л. А. [4]), инициирование ситуации «правильного подражания» (К. Белая и В. Зимонина [2]).
Формирование представлений о безопасном поведении в природе неразрывно связано с ознакомлением с природой родного края. Так воспитатель постепенно переходит от общих вопросов безопасного поведения дошкольников к частным. Предлагаем перспективный план работы воспитателей средней группы по формированию у дошкольников представлений о безопасном поведении в природе.
Месяц |
Тема, задачи |
Формы работы |
||
сентябрь |
«Осторожно ядовито!» — формировать умения детей внимательно относиться к растениям в природе понимать, что среди них есть ядовитые; продолжать формировать умение соблюдать осторожность, развивать любознательность. |
Беседа «Осторожно ядовито»; наблюдение за грибами, растущими на территории учреждения; Д/и «Безопасность в природе»; Д/и «Можно — нельзя»; Д/и «Наши помощники растения»; Д/и «Выбери съедобные грибы и ягоды»; Обыгрывание ситуаций; Д/и «Опасно — неопасно»; Показ презентаций «Опасные растения». |
||
октябрь |
«Дикие животные»- формировать представление детей о том, что встречающиеся в природе дикие животные, могут быть опасны. Сформировать понимание, что животные, имеющие детенышей могут себя вести более агрессивно, почувствовав угрозу и с ними следует вести себя очень осторожно. |
П./и «У медведя во бору»; Показ презентаций; Беседы; Рисование (цветными карандашами) «Моё любимое животное»; С. Маршак «Детки в клетке»; |
||
ноябрь |
«Домашние животные» —объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Среди общих правил поведения с животными у детей должны закрепиться знания о безопасном контакте с животными, к примеру, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки; можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но при этом учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам |
П./и «Лохматый пёс»; П./и «Кот и воробушки»; Рисование (цветными карандашами) «Моё любимое животное»; Наблюдение па прогулке за домашними животными (собака и кошка); Чтение стихотворений и загадок про животных; |
||
декабрь |
«Правила безопасности на льду» — формировать представления детейоправилах поведения на льду. |
Д/и «Как избежать неприятностей»; Речевая игра «Да-нет»; Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуаций; Беседа «Правила безопасности на льду»; Наблюдения за лужами, затянутыми льдом. Памятка для родителей «Правила безопасности на льду» |
||
январь |
«Что такое метель. Берегись мороза»- формировать представления детей о правилах поведения во время метели. Закреплять знания детей о правилах безопасности на морозе. |
Прогулка «Не страшны нам метель и пурга»; Беседа «Что такое метель»; Информация в родительском уголке «Опасная метель». |
||
февраль |
||||
март |
«Будь осторожен с открытым огнём» — формировать умение детей не подходить к огню, помнить правила безопасности. |
Д/и «Огонь»; Рассматривание иллюстрации Ю.Васнецова «Кошкин дом» Д/и «Если случилась беда — вызывай 01, 02, 03 всегда»; Игровая ситуация «Алгоритм тушения пожара»; Д/и «Вызови пожарных» Беседа «Будь осторожен с огнём»; Игра «Если случилась беда — вызывай 01, 02, 03 всегда»; Игровая ситуация «Алгоритм тушения пожара»; Игра «Вызови пожарных» |
||
апрель |
|
Разучивание стихотворений о насекомых Просмотр презентации «Жалящие насекомые», «Клещи». |
||
май |
«Чем опасно солнце»— познакомить детей с правилами поведения в жаркие летние дни. |
Д/и «Что Катя должна взять с собой на пляж» Беседа: «Чем опасно солнце»; Индивидуальные беседы и консультации с родителями на тему: «Головной убор»; Консультация для родителей «Перегревание. Солнечные ожоги». |
||
июнь |
«Гроза» — познакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы. |
Рассматривание репродукций картин: К. Маковского «Дети, бегущие от грозы», И. Айвазовского «Гроза». Вопросы к беседе: В какое время года бывает гроза? По каким признакам в природе можно догадаться, что будет гроза? Знаете ли вы правила поведения во время грозы? |
||
июль |
«Водоемы»- познакомить детей с представлениями о том, что родники и прочие традиционно считающиеся чистыми питьевыми источниками (колодцы, водоемы) уже таковыми не являются из-за сложной экологической обстановки и пить сырую воду из них без предварительной ее обработки (длительного отстаивания с последующим кипячением, фильтрации) не стоит. |
Знакомить детей с правилами поведения на воде. Вопросы к беседе: Какие правила поведения на воде вы знаете? Почему нельзя купаться в незнакомом месте? Чем опасны шалости на воде? Режиссерские игры. Для выработки чувства брезгливости к «грязной воде» с дошкольниками можно проводить эксперименты, проводить опыты, наглядно продемонстрировать микробы, живущие в воде (с помощью микроскопа, фильтров для воды). |
||
август |
Азбука безопасности в природе» |
Д/и «Запрещается — разрешается»; Просмотр презентации «Азбука безопасности»; Оформление книжки-малышки «Правила поведения в природе». |
Эффективность работы, конечно, зависит и от положительного примера взрослых, как педагогов, так и родителей дошкольников. Сотрудниками ДОУ обязательно должна вестись просветительская работа с родителями воспитанников. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Следует отметить особое значение необходимости целенаправленной деятельности педагогов и родителей в тесном сотрудничестве по вопросу формирования у дошкольников представлений о безопасном поведении в природе.
Литература:
- Авдеева Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Князева, Р. Б. Стеркина — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. — 144 с.
- Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская. — М.: Просвещение, 2004. — 94 с.
- Никифорова З. Н. и др. «Игры с разрезными картинками: учебно-дидактический комплект по освоению опыта безопасного поведения. Средняя группа. — Волгоград: Учитель 2014
- Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания.2008. — № 8. — С.98–106
- Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. — М.: Просвещение, 2007.
- Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста / Т. Г. Хромцова. — М.: Педагогическое общество России, 2005. Основные термины (генерируются автоматически): родной край, безопасное поведение, старший дошкольный возраст, ребенок, процесс ознакомления, природа, живая природа, методический аспект формирования представлений, окружающая среда, животное.
- Хамраева З. М. Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем // Молодой ученый. — 2017. — № 2. — С. 639–642. — URL https://moluch.ru/archive/136/38063/ (дата обращения: 04.02.2019).