К вопросу о структуре культуры здорового образа жизни молодого человека: педагогический аспект
Автор: Федоров Виктор Владимирович
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)
Дата публикации: 19.02.2019
Статья просмотрена: 543 раза
Библиографическое описание:
Федоров, В. В. К вопросу о структуре культуры здорового образа жизни молодого человека: педагогический аспект / В. В. Федоров. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 4-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14868/ (дата обращения: 18.12.2024).
Современные условия развития социальных и техногенных систем все больше усиливают воздействие на организм и жизненные силы человека, который сегодня пребывает в пространстве стрессогенных, психопатических и прочих угрожающих здоровью индивида факторов, направляет усилия государства на сохранение здоровья как стратегической задачи, актуализированной вследствие обеднения генофонда и снижения адаптационных сил человека. Эксперты ВОЗ констатируют, что здоровье человека более чем на 50 % зависит от образа и условий жизни, на 15–20 % оно обусловлено влиянием наследственности, на 20 % оказывает влияние окружающая человека среда и только 10 % приходится на медицинскую помощь и состояние здравоохранения [3].
При этом в среде медицинского и педагогического сообществ достигнуто понимание того факта, что здоровье нужно не столько возвращать, сколько активизировать работу в направлении воспитания у молодежи потребности и привычку к сохранению здоровья и здоровому образу жизни.
При этом в результате теоретического анализа литературы по проблеме мы соглашаемся с определением здоровья, как «состояния полного физического, духовного и социального благополучия» [5, с. 21]. В то же время мы полагаем, что содержание здоровья определяется равновесием (балансом) адаптивных возможностей (потенциала здоровья) организма и условий постоянно меняющейся среды. Последнее особенно нашло выражение в идеях последователей З. Фрейда известных психологов К. Хорни и Э. Фромма, которые обратились к необходимости анализа негативного влияния культуры на душевное здоровье индивида. По их мнению, именно культура может провоцировать внутренние конфликты в социуме между психологическими установками и потребностями, между биологическими влечениями и моральными условностями.
Для нас особенно важным является убежденность ряда исследователей об особой неразрывной связи между здоровым образом жизни и общей культурой человека, поскольку в этом случае последняя может выступать в качестве критерия оценки способа индивидуального бытия и уровня биосоциальной активности личности (Е. П. Белозерцев, М. Я. Виленский, А. А. Клещенко и др.) [2]. В связи с этим методологически оправданно говорить о существовании и наличии особой культуры здорового образа жизни личности (далее — культура ЗОЖ), понимаемого нами как индивидуально выраженного стиля жизни человека к своему здоровью, который может быть посредством совокупности компонентов: когнитивно-смысловой, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, деятельностный, социально-культурный.
Цель работы — разработать и обосновать модель формирования культуры здоровья молодежи.
Методы исследования. Методы сбора и анализа научной литературы по проблеме, моделирование педагогического процесса.
Результаты и обсуждение.
Молодость — это путь в будущее, который выбирает сам человек. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включенности молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодежи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодежного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность [4].
Значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний.
Исследования также свидетельствуют о том, что молодые люди относятся к своему здоровью скорее формально. Полученные нами данные при опросе более 200 молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет (вторая группа 25–29 лет) с целью выделения факторов, препятствующих следованию культуре здорового образа жизни показали в целом ту же характерную картину и отсутствия у них действий, направленных на реализацию здорового образа жизни в реальном поведении (рис. 1).
У них отсутствуют действия, направленные на реализацию здорового образа жизни в реальном поведении. Это может быть связано с тем, что, молодежь не имеет достаточно разностороннего взгляда на эту проблему, фокусируя понимание здорового образа жизни только на таких его аспектах, как правильное питание и отказ от вредных привычек. Часто складывается такая ситуация, когда принципы здорового образа жизни оказываются для них навязанными извне и молодые люди не делают их основой своего поведения.
Рис. 1. Факторы, мешающие ведению здорового образа жизни молодежи (%)
В этой связи требуется обучение молодых людей культуре здорового образа жизни в целях расширения их представлений о здоровьесохранительном поведении и, тем самым, создания такой базы, которая позволила бы молодым людям действительно получать удовольствие от жизни, не подвергая свое здоровье нагрузкам, которые негативно скажутся в будущем, снижая их социальное самочувствие и возможность осуществлять свои функции в обществе.
Выделенные структурные компоненты культуры здорового образа жизни тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимно дополняют друг друга (рис. 2).
Когнитивно-смысловойкомпонент культуры ЗОЖ определяют кругозор личности способность к созидательной деятельности, направленность ее оценок, ценностей и результатов деятельности.
Мотивационно-ценностныйкомпонент культуры ЗОЖ представлен совокупность мотивов, определяющих направленность и мобилизующую активность личности в области ЗОЖ. При этом включенные в содержание данного компонента ценности отражают личностно значимое отношение человека к необходимости сохранения и укрепления собственного здоровья, осознание ЗОЖ как личностной ценности в процессе целостного саморазвития
Здоровье |
|
Здоровый образ жизни |
|
Культура здорового образа жизни |
Спортивные достижения Общая физическая подготовка Гигиена быта |
Нравственные ценности Взаимосвязь в системе «человек — окружающая среда» Физическое совершенствование |
Взаимодействие с социумом по вопросам ЗОЖ Противостояние наносящего вред здоровью поведению Соблюдение общественного порядка |
||
Биологическое здоровье |
Духовное здоровье |
Социальное здоровье |
Когнитивно-смысловой компонент |
Мотивационно-ценностный компонент |
Эмоционально-волевой компонент |
Деятельностный компонент |
Социально-культурный компонент |
Рис. 2. Структура культуры здорового образа жизни молодого человека
Эмоционально-волевойкомпонент культуры ЗОЖ — проявление волевых усилий личности в направлении развития, сохранения и укрепления собственного здоровья и ЗОЖ.
Деятельностныйкомпонент культуры ЗОЖ может быть реализован в деятельностном отношении в процессе ЗОЖ, что нами как рассматривается как главное условие активной, преобразующей жизнедеятельности человека.
Социально-культурный компонент культуры ЗОЖ — целесообразность его выделения обусловлено взаимосвязью между социально-культурными ценностями и проявлением их только психически, духовно, физически и социально здоровым человеком, который способен к пониманию потребностей и актуализации мотивов и интересов в направлении ЗОЖ в целях личностного саморазвития и самосовершенствования, что выражается в особой созидательной направленности в сохранении и укреплении здоровья собственного и окружающих, творческого отношения к рассматриваемому процессу и взаимодействия с окружающими на основе укоренившегося личностного смысла по отношению к здоровью как личностной ценности.
Таким образом, признавая единство человека на духовном, социальном и биологическом, культура ЗОЖ рассматривается нами как относительно постоянный порядок чередования повседневных занятий (ведущих видов деятельности), состояний, способствующих поддержанию здоровья на духовном, социальном и биологическом уровнях. Процесс формирование культуры здоровья представляет собой сложный педагогический процесс, осуществление которого, чаще всего, подразумевает изменение уже существующего пассивного отношения студентов к программам по улучшению и коррекции своего здоровья.
Педагогическое сообщество способно решить проблему путем проведения конкретных мероприятий по формированию культуры здоровья, где важными факторами являются здоровьесберегающая среда образовательной организации, комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья при реализации образовательного процесса на основе предложенной теоретической структурной модели культуры здорового образа жизни.
Литература:
- Белозерцев Е. П. Культурно-образовательная среда провинции и здоровый образ жизни студента (теоретико-методологический аспект) / Е. П. Белозерцев, И. Б. Щербакова. — Воронеж: Типография им. И. А. Болховитинова, 2016. — 230 с.
- Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. — М.: Изд-во «КноРус», 2015. — 240 с.
- Всемирная организация здравоохранения: официальный сайт. — https://www.who.int/ru
- Клещенко А. А. Аксиология телесности и здоровья в современной философской антропологии: автореф. дис….канд. филос. наук / А. А. Клещенко. — Белгород, 2012. — 28 с.
- Некрасова Т. А. Здоровый образ жизни в контексте современного социологического знания / Т. А. Некрасова // Сервис plus. — 2010. — № 4. — С. 20–27.