Проектная деятельность по экологии «В мире деревьев» в дошкольной организации
Авторы: Быхова Нина Олеговна, Сухорукова Галина Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)
Дата публикации: 22.02.2019
Статья просмотрена: 195 раз
Библиографическое описание:
Быхова, Н. О. Проектная деятельность по экологии «В мире деревьев» в дошкольной организации / Н. О. Быхова, Г. А. Сухорукова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14873/ (дата обращения: 15.11.2024).
Экологическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Дошкольники восторгаются при виде цветочка и в тоже время могут бездумно сломать ветку дерева, оторвать ящерице хвост.
Главная цель экологического воспитания — формирование основ экологической культуры, то есть правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как части природы.
Перед государством, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Поэтому на современном этапе работы с дошкольниками всё больше внимания уделяется поисково-исследовательской и проектной деятельности.
В ходе реализации проектной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметом и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире живой природы.
Используемое в современной терминологии в области педагогики и психологии понятие «проектная деятельность» стали применять совсем недавно. В содержание данного понятия вкладываются основы метода проектов.
Слово «проект» происходит от латинского слова projects, что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования. Итак, проект — это замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» [1]. Его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником У. Х. Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. [6; 16]
В настоящее время метод проектной деятельности — неотъемлемая часть образовательного процесса. Он мотивирует обучающихся на развитие творческих способностей, самостоятельную работу, поиск информации и получение окончательного продукта.
Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений подробно рассмотрен в научных трудах Т. А. Данилиной, Л. С. Киселевой, Т. С. Ладоги, где данный метод понимается как, вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Хотим остановится на одном из проектов по экологии «В мире деревьев».
Был придуман девиз проекта: «Ярче, ярче солнышко с неба нам светит, выше, выше деревце над землей расти, пусть услышат веточки детский голосок, пусть с любовью вырастит деревца росток».
Участники проекта: дети подготовительной группы (6–7 лет).
Состав проектной группы: дети, родители, воспитатели.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Цель проекта: формирование познавательно-исследовательских знаний, представлений о жизни деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.
Задачи:
– Обучающие:
- формировать у детей представления о деревьях;
- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
– Развивающие:
- развивать умственные способности сравнения и обобщения;
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг, любознательность, наблюдательность;
- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовать интересы;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
- развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
– Воспитательные:
- воспитывать эмоциональные к деревьям, общения с ними на равных;
- воспитывать любовь к природе, желание оберегать её, охранять.
Предполагаемый результат:
– формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
– приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно-эстетическом и практическом знании для человека;
– создание на групповом участке экологически благоприятной среды для наблюдений и опытно-экспериментальной деятельности по проекту;
– совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей и воспитанников о росте и развитии деревьев, а также повышение уровня их экологического сознания.
Этапы проекта:
I этап: Подготовительный:
– Определение актуальности и проблемы проекта;
– Постановка цели и задач проекта;
– Подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр по теме;
– Разработка занятий, бесед, мероприятий;
– Создание предметно-пространственной развивающей среды.
– Перед началом работы по проекту мы провели с детьми беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним.
– Как зовут дерево?
– Какого ты роста?
– Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
– Есть ли у тебя цветы?
– Какие семена согреют на месте твоих цветов?
– Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
– Какая у тебя кора (цвет, гладкая или шероховатая)?
Дети знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях. Рассматривают стихи, загадки. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду.
Привлекались родители к участию в проекте, совместно с детьми изготовили кормушки для птиц, сделали гербарий.
Таблица 1
План проектной деятельности сдетьми
Месяц |
Работа сдетьми |
Октябрь |
Рисование на тему: «Золотая осень» |
КИД в технике оригами на тему: «Кленовый лист» |
|
ФЦКМ «Деревья, кустарники и растения осенью» |
|
Участие в открытом занятии по ФЦКМ на тему: «В мире деревьев» |
|
Ноябрь |
Лепка из природного материала |
Беседа на тему: «Почему осенью собирают гербарий» |
|
Рисование на тему: «Деревья осенью» |
|
Январь |
Исследовательская деятельность |
Май |
Беседа на тему: «Весна пришла, деревья разукрасила» |
Беседа на тему: «Люблю березку русскую» |
|
Беседа на тему: «Леса весной» |
II этап: Основной (Реализация проекта):
– Проводится совместная работа с детьми, включающая наблюдения за жизнью деревьев.
– Проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет).
– Сочетают деятельность с рисованием, аппликацией, оригами, играми, конструированием.
– Участвуют в трудовой деятельности: уборка территории участка от опавших листьев, утепление корней снегом зимой, рыхление земли способствует росту весной.
– Закрепляют правила поведения в природе во время экскурсий, отдыха. Играют в различные игры, разучивают стихи, загадки, потешки.
– Продолжают пополнять развивающую среду, участвуют в сборе семян и листьев деревьев, изготовлении гербария, помогают детям определить последовательность работы.
– Экспериментальная деятельность по проекту.
– Консультации для родителей.
– Слушание и пение детских песен.
III этап: Завершающий:
– Проводится анализ и обобщение результатов работы.
– Закрепляются знания детей по теме.
– Проводят диагностическое обследование.
– Разрабатывают рекомендации воспитателям.
– Изготавливают поделки для выставки из природного материала.
– Составляют гербарий листьев.
Результаты проекта:
Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев. Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
– Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
– Знать строение дерева: корень, ствол, ветви, почки, листья, семена.
– Любить свой край, любить природу!
По окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе, повышению познавательного интереса.
Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из бесед с родителями.
Литература:
- Горлицкая, С. И. История метода проектов/С. И. Горлицкая// Компьютерные инструменты в образовании. — 2001. — № 5. — С.95–98.
- Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. — М.: ТЦ «Сфера», 2009. — 240 с.
- Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду». — М.: Мозаика-Синтез, 2013. — 247 с.
- Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду, М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 112 с.
- Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 110 с.
- Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.
- Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 104 с.
- Шорыгина, Т. А. Деревья. Какие они? — М.: Гном, 2006. — 64 с.