Формирование культуры здорового питания в младшем школьном возрасте
Авторы: Цыпнятова Ксения Михайловна, Яковлева Евгения Александровна, Цветкова Ольга Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)
Дата публикации: 25.02.2019
Статья просмотрена: 709 раз
Библиографическое описание:
Цыпнятова, К. М. Формирование культуры здорового питания в младшем школьном возрасте / К. М. Цыпнятова, Е. А. Яковлева, О. А. Цветкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14880/ (дата обращения: 18.12.2024).
Ключевые слова: младший школьный возраст (7–10 лет), психические новообразования — образования типичные для определённой возрастной категории, нарушения пищевого поведения, факторы семьи, влияющее на пищевое поведение.
В младшем школьном возрасте закладываются основные принципы здорового образа жизни, которыми ребенок будет руководствоваться в последствии. Начальная школа — это тот период детства, когда формируются очень важные психические новообразования, такие как: рефлексия и внутренний план действий. Данные новообразования опосредуют механизмы регуляции поведения младшего школьника. Рефлексия — это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия позволяет младшему школьнику оценивать собственные поступки, действия. Внутренний план действий организует деятельность, способствует удержанию целевых ориентиров, то есть работает на результат. Именно в младшем школьном возрасте важно формировать поведенческие стратегии и от того насколько верно будут сформированы данные ориентиры, будет зависеть дальнейшее качество жизни маленького человека.
Рефлексия и внутренний план действий связаны с такими понятиями, как мотивация, произвольное внимание, система отношений. В процессы рефлексии и построения внутреннего плана действий включаются тонкие душевные механизмы. Ребенку необходимо контролировать процесс, что становится возможным благодаря актуализации произвольного внимания. Для удержания целевых ориентиров и реализации плана действий также важна мотивация. Учитель, как наиболее значимый взрослый для младшего школьника, может эффективно стимулировать процесс обучения через поддержку мотивации учащихся на высоком уровне: одобрительными оценками, похвалой, демонстрацией, (путем собственного примера) правильных поведенческих реакции. Отметим, что для личности младшего школьника характерна потребность в следовании положительным эталонам в поведении.
Дети младшего школьного возраста начинают более осознанно контролировать свои поступки и поведение. Возникает разветвленная система мотивов деятельности. Ребенок данного возраста уже способен сознательно формулировать цель какого-либо занятия, тем самым мотивируя себя. Произвольность психических процессов позволяет младшему школьнику намеренно, целенаправленно управлять своим поведением, руководствуясь при этом не только сиюминутными желаниями, но и намерениями, долгосрочной перспективой.
Анализ механизмов включения новообразований в процесс развития личности младшего школьника дает педагогу инструментарий для построения обучения и воспитания школьников в вопросах здорового рационального питания.
Результатом обучения (в отношении вопроса культуры здорового питания) в соответствии с ФГОС в начальной школе является: понимание учащимися необходимости ЗОЖ, наличие знаний о строении человека, о сохранении и укреплении здоровья, формирование правил рационального питания, личной гигиены и правил безопасного поведения.
Начало систематического обучения обусловливает серию изменений в развитии ребенка. Однако следует обратить внимание на то, что формирование поведенческих реакций, особенно культуры здорового питания, связано с теми пищевыми привычками, которые сложились в семье. Воспитание у учащихся правил здорового образа жизни на одних лишь уроках окружающего мира и физической культуры не могут привести к формированию устойчивого поведения, так как всегда необходимо учитывать семейный контекст, в рамках которого осуществляется большая часть жизни ребенка. Таким образом, к процессу формирования ЗОЖ необходимо активно привлекать самих родителей.
В рамках просветительской деятельности классному руководителю важно обратить особое внимание родителей на те ошибки, которые могут повлечь серьезные последствия для ребенка в будущем. Модели пищевого поведения, которые формируются в семье могут вызывать поведенческие нарушения у детей. К подобным моделям поведения относится:
- Искажение рациона питания и составление его без учета потребностей растущего организма. Подобное поведение характерно для семьи, в которой родители не задумываются о формировании сбалансированного меню для ребенка, или идут на поводу у ребенка и предлагают только те продукты, которые предпочитает ребенок.
- «Подкрепляющее» пищевое поведение, формирующее нейронные и эмоциональные связи между питанием и подкрепляемым им поведением. Подобное поведение характерно для семей, в которых родители используют еду в качестве похвалы. «Сделал уроки. Молодец! Вот тебе конфетка». Таким образом, у ребенка формируется механизм эмоциональной компенсации, то есть «когда мне не достает внимания, похвалы, я съем конфетку». Возможен другой вариант подкрепляющего поведения, когда бабушка говорит внуку: «Съешь все, будешь большой молодец». В результате младший школьник стремиться к получению похвалы, одобрения, начинает активно есть и просить добавки, так он получает свою порцию эмоционального подкрепления.
- Семейные пищевые паттерны, то есть пищевые предпочтения, которые преобладают в семье и передаются ребенку. Так, например, обилие в рационе семьи мучного/жаренного, отсутствие овощей и фруктов является пищевым паттерном. Младшие школьники усваивают пищевые привычки родителей, так как характерным для данного возраста является пример взрослых, следование предложенным эталонам поведения.
- Искажение телесных связей в регуляции питания. Подобное поведение характерно для семей, где детям навязывается прием пищи, даже если ребенок не голоден. В подобной ситуации происходит потеря или «подмена» у ребенка ощущение голода/жажды в связи с «насильственным» кормлением.
На каждом этапе онтогенетического развития человек приобретает ряд личностных качеств и свойств, которые в дальнейшем являются фундаментом для возникновения новообразований личности. Поэтому так важно заложить в младшем школьном возрасте правильные поведенческие конструкты здорового питания.
Литература:
- Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Хрестоматия по детской психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. и ред. Г. В. Бурменская. — М., 1996. — С. 187–213.
- Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка. Хрестоматия по детской психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. и ред. Г. В. Бурменская. — М., 1996. — 385с.
- Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы образования /Ред. Безруких М. М., Сонькин В. Д.– М.: МГФПШК, 2004. — 380с.
Ключевые слова
нарушения пищевого поведения, младший школьный возраст (7–10 лет), психические новообразования — образования типичные для определённой возрастной категории, факторы семьи, влияющее на пищевое поведениеПохожие статьи
О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения
Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.
Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста
В статье рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. Колоссальное воздействие на адаптацию оказывает отношение ребенка со сверстниками. Делается акцент на повышенной склонности к расстройствам эмоционального характ...
Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...
Нервная анорексия у подростков
Данная статья освещает важную в настоящий момент проблему расстройств пищевого поведения (РПП) у детей подросткового возраста. Понятие «пищевое поведение» обозначает ценностное отношение к еде и её употреблению. Отношение к пище ориентировано на обр...
Влияние особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков
В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внут...
Тревожность у детей среднего школьного возраста
В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.
Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...
Влияние факторов образа жизни на состояние здоровья подростков
Значительную роль в формировании различных заболеваний играет образ жизни, который ведут подростки. Наиболее значимой для формирования здоровья является медицинская активность, так как она включает все виды деятельности, оказывающие самое непосредств...
Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте
В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.
Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности
В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети ...
Похожие статьи
О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения
Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.
Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста
В статье рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. Колоссальное воздействие на адаптацию оказывает отношение ребенка со сверстниками. Делается акцент на повышенной склонности к расстройствам эмоционального характ...
Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...
Нервная анорексия у подростков
Данная статья освещает важную в настоящий момент проблему расстройств пищевого поведения (РПП) у детей подросткового возраста. Понятие «пищевое поведение» обозначает ценностное отношение к еде и её употреблению. Отношение к пище ориентировано на обр...
Влияние особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков
В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внут...
Тревожность у детей среднего школьного возраста
В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.
Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...
Влияние факторов образа жизни на состояние здоровья подростков
Значительную роль в формировании различных заболеваний играет образ жизни, который ведут подростки. Наиболее значимой для формирования здоровья является медицинская активность, так как она включает все виды деятельности, оказывающие самое непосредств...
Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте
В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.
Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности
В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети ...