Театрализованная деятельность и театротерапия в работе с одаренными детьми
Авторы: Василенко Инна Александровна, Шевелюхина Ирина Вячеславовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)
Дата публикации: 02.03.2019
Статья просмотрена: 819 раз
Библиографическое описание:
Василенко, И. А. Театрализованная деятельность и театротерапия в работе с одаренными детьми / И. А. Василенко, И. В. Шевелюхина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14893/ (дата обращения: 15.11.2024).
При слове «театр» у человека светлеют глаза, появляется улыбка, потому что есть что-то волшебное и интересное в этом слове. О нём пишут книги, слагают стихи, посвящают целые воспоминания знаменитых людей, которые отдали жизнь театральным подмосткам.
Театр придумали древние греки с тех пор, когда поняли, что подвиги героев Эллады и Богов будут производить большее впечатление, если их смотреть на сцене, а не просто слушать. Из древней Греции до нашего времени пришло много театральных терминов, и мы пользуемся ими до сих пор. Оттуда и пошло название ТЕАТР; в переводе на русский язык означает -место для зрелищ.
Из древних времён пришёл обычай рядиться животными, этим люди, вероятней всего, старались подчинить зверей своей воле. И так рождались задатки театра, ряженье, диалоги. Первые представления проходили на улице или площадях.
Большое внимание уделялось затейщику, заводиле, которые свободно и легко могли общаться со зрителями. Они показывали и разыгрывали сценки, распевали народные песни, завлекали народ на медвежьи представления.
С тех времён и дошли до нас весёлые «скоморошины», на почве которых вырос театр. Без озорных скоморохов не обходится ни одно народное гуляние.
Театр на площади, скоморохи, петрушки — всё это основа театра.
«Мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой» Карло Гоцци.
Какой же театр должен быть в детском саду, где дети не имеют определённого жизненного опыта, не умеют владеть голосом и движениями?
Может ли ребенок быть не талантлив, и не одарен? Говоря «талантливый ребенок», «одаренный ребенок» мы подразумеваем, что есть что-то такое, что ребенку «даровано». Но любой «дар» если его не развивать, оказывается бесполезен, лишен всякого смысла.
Дети не могут быть не талантливы, если созданы все условия для их успешного развития. Одним из постоянных спутников развития является творчество. Театральная деятельность основана на творческом начале и поэтому является основой для развития творческой одаренности.
«Детская одарённость проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания» так считал поэт П. Г. Антокольский.
Театр обладает огромной силой воздействия на внутренний мир ребенка, так как сочетает в себе возможности всех видов искусства: музыки, живописи, танца, литературы, актерского мастерства; развивает психические процесс; внимание, память, воображение, мышление, восприятие; расширяет и активизирует словарный запас, навыки связной речи, выразительность.
Трудно переоценить значение сказок, так как у всех детство начинается со сказки.
«Велико обаяние сказки в устах хорошего рассказчика!.. Перед нами оживают крестьянский сын и мудрая девушка, умильная лиса и простодушный волк… Образы, которые остаются на всю жизнь» (Н. Савушкина. Русский народный театр). В нашей работе мы используем для театрализации отрывки из сказок «Золушка», «Красная шапочка», «Морозко», «Теремок», «Буратино», «Спящая красавица».
Рассказанная сказка перед сном ребёнку и сказка, которую рассказывают со сцены звучат по-разному, потому что вторая требует и затрат внутренних сил, и энергии, и усилий. И нет такого театра, у которого в репертуаре не было бы сказки.
Театры бывают разные по жанру: театры, где артисты поют и действия согласуются с музыкой — это опера; там, где артисты выражают свои действия и мысли в движении — это балет; есть театры кукол –кукольные; ну и, конечно, есть театры драматические, в которых актёры разговаривают, действуют так, как бывает в нашей жизни.
В процессе работы над сказкой или другим произведением, надо обязательно вызвать у ребёнка сопереживание и понимание чувств и содержания. Заставить дошкольника громко и радостно прочитать стихотворение или строчку из сказки — несложно.
Главное- помочь уловить правильную интонацию, смысл произведения, правильно сделать паузу или логическое ударение, — для этого нужно терпение и умение.
Любой ребенок испытывает потребность в творчестве. Все ребята хотят и любят выступать: такова природа человека. Недаром сказано, что весь мир –Театр, а люди в нем-актеры. Во время проведения утренников, у ребят есть возможность показать себя в роли певцов, танцоров, музыкантов. Но наиболее полно таланты детей видны через театрализованное действие, где артисты — наши дети. Как дети будут проявлять себя в роли артистов, можно выявить на музыкальных занятиях. Есть дети, которые имеют хорошо развитую память и чувство ритма, другие легко осваивают игру на детских музыкальных инструментах, третьи танцевальны, отзывчивы, эмоциональны. Таким образом, мы определяем, что у каждого артиста «свое амплуа», и именно они будут «сиять» на сцене детского сада. Оценивая возможности воспитанников, заинтересованность родителей и педагогов мы в режиссуру каждого утренника стараемся вплести сценку, миниатюру, или построить весь праздник на едином сказочном сюжете. Что бы определить, кто из детей сможет сыграть ту или иную роль, необходимо провести анализ: способен — ли юный артист раскрепощено держаться перед зрителями, умеет ли различать эмоциональное состояние персонажей, владеет ли средствами мимики, выразительными движениями, пантомимой, сможет ли самостоятельно сыграть свою роль. Так определяются «артисты на главные» роли, но нельзя забывать и о тех детях, которые не стали главными персонажами спектакля. Вы, наверно, слышали выражение, что «короля играет свита» (итальянский мыслитель Макиавелли), поэтому в утреннике должны быть запланированы роли для всех детей. Например, в сценарии утренника «8 марта с Красной Шапочкой» помимо основных героев были еще «Птички» (дети играли в оркестре), «Цветочки» (помогали найти правильную тропинку к домику бабушки), «Ручейки» (помогли Красной Шапочке убежать от Волка). И каждый маленький артист понимает важность именно своей роли в едином сюжете. Вовлекая в театральную деятельность всех воспитанников, можно увидеть индивидуальные особенности каждого ребенка и помочь определить его собственный творческий путь развития.
Конечно, каждый дошкольник хочет играть главную роль, но уровень развития детей не одинаков, поэтому ребёнок получает роль в соответствии со своими способностями.
Например, выбирая роль Иванушки и Алёнушки на новогодний утренник, мы с воспитателями провели конкурс на эти роли. И сами дети подсказали, что лучше всех, смелее всех и выразительней были Егор и Настя, которые не испугались Бабы Яги и избушки на курьих ножках, а тихая и застенчивая девочка София справилась с ролью «скромной сказочной» Василисы. В процессе подготовки утренника или показа сказки ребёнок не должен испытывать напряжения или страха перед неудачей. И мы всегда стараемся создать атмосферу дружбы и взаимопонимания.
В нашем детском саду существуют группы для детей с ТНР. Кажется, что в такой группе артистов — театралов найти непросто. Но и для таких детей мы можем предложить несколько вариантов театральной деятельности, эта деятельность относится к «театротерапии». Известно, если у ребенка есть нарушения речи, то он замкнут, ему трудно запомнить и произнести определенный текст, возможны нарушения моторики, сложности в поведении. Мы своими руками создали ростовые куклы, и назвали их «Театр трех Медведей». Одевая на себя плоскостную куклу, ребенок как бы закрывает ей себя, и ему значительно легче говорить от лица «Медведя», или танцевать, ведь танцует не ребенок, а «Медвежонок». Плюс этой методики в том, что куклы-медведи очень мобильны, то есть их можно переодевать, подстраиваясь под настроение ребенка или необходимость сюжетной линии. Куклу может надевать как воспитанник, так и педагог, что дает больше возможности для работы. Было отмечено, что использование этой методики улучшали показатели ребенка не только на музыкальных занятиях. А значит, мы смогли вырастить талантливых детей, и преодолели все трудности и комплексы в общении.
Сказки и сценки, разученные с детьми, мы показываем не только родителям на праздниках и утренниках, но и детям младших групп. И это стало уже традицией, что воспитанники подготовительной к школе группы готовят сказку — спектакль к осенним праздникам и показывают ее ребятам первой и второй младшей группы. Как правило, для постановок выбираются сказки на сезонную тематику. И старшим детям –артистам, и детям младших групп очень нравятся сказки Михалкова «Выстрел» (по мотивам пьесы «Зайка-зазнайка»), «Туристы» (по мотивам сказки Д. Самойлова «Слонёнок-турист»), «Мешок яблок» (по мотивам сказки Сутеева).Эти сказки прививают экологическую культуру, расширяют и углубляют знания об окружающем мире.
Ведь в сказках быстро развиваются события, встречаются любимые и понятные герои, а главное добро всегда побеждает зло. Малыши смеются, когда смеются герои, переживают, предлагают свою помощь персонажам. И очень — очень верят артистам. С большим интересом и увлечением дошкольники показали «Медовую сказку», малыши узнали, что пчёлы приносят мёд и делятся им с лесными жителями, и что мёд очень полезный и нужный продукт.
Анализ работы с одаренными детьми показывает, что развитие ребенка посредствам театрализованной деятельности дает свои положительные результаты: развивается память и воображение, коммуникативные навыки, творческие способности, эмоциональность, музыкальность, познавательные функции. Результатом нашей работы стали победы в конкурсе театральных постановок «Сказочный экспресс» проводимого в рамках муниципального фестиваля детского творчества воспитанников дошкольных образовательных организаций «Кораблик детства». Наша работа приносит радость не только детям, но и родителям, и педагогам, ведь чем больше детей ты вовлекаешь в свою работу, тем больше и больше одаренных детей. Мы верим, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Каждый ребёнок — это отдельный характер, индивидуальность, да и целая отдельная история: от первого шага младшей группы до выпуска в школу. Постоянная работа, постоянный процесс занятий, репетиций, показа и выступлений, в которых мы с дошкольниками находимся, даёт возможность поддерживать интерес к занятиям театрализованной деятельности, развивает фантазию и воображение.
Есть, конечно, и специальные театральные студии, где дети трудятся, как настоящие артисты, отрабатывают каждый слог и каждое движение, работают над интонацией и мимикой. Мы в детском саду играем в «артистов» и в «театр». Настраиваем ребят, что, выступая перед зрителями, вы называетесь настоящими артистами и, если вдруг забываются слова или движения, вы всё равно молодцы! А благодарный зритель, будь то родители или малыши, очень трепетно и трогательно с благодарностью относятся к выступлению юных театралов.
«Несмотря на всю трудность педагогической профессии она приносит иногда ни с чем не сравнимые минуты счастья» (М. Кнебель «Поэзия педагогики»)