Тьютеры в профессиональном инклюзивном образовании
Автор: Ручий Наталья Дамировна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)
Дата публикации: 06.03.2019
Статья просмотрена: 306 раз
Библиографическое описание:
Ручий, Н. Д. Тьютеры в профессиональном инклюзивном образовании / Н. Д. Ручий. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 3-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14895/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: инклюзивное образование, тьютор, доступная среда, профессиональная среда, социальная защита.
Создание тьюторского сопровождения в профессиональной образовательной организации обусловлено необходимостью обеспечения прав обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП) на получение доступного и качественного профессионального образования. Мониторинг поступающих в образовательные учреждения, все больше показывает значимость создания такого сопровождения, для обеспечения корректного и толерантного взаимоотношения таких студентов в профессиональных учреждениях. 3
В настоящее время в российском обществе в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов, согласно Федеральному закону от 04.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», предпринимается комплекс мер для обеспечения необходимого уровня их жизнедеятельности и социальной защиты. (1) К таким мерам принадлежат следующие: освоение жизненных и социальных навыков, реализация права на образование, содействие в трудоустройстве, создание доступной среды и адаптация в этих целях градостроительной, транспортной и иной инфраструктуры, доступ лиц с ОВЗ и инвалидов к информации (включая содействие использованию жестового языка, азбуки Брайля и иных способов и форматов общения), реабилитация и другие меры. 5
Социализация лиц с ООП требует готовности общества и государства к переосмыслению системы отношения к инвалидам и лицам с ОВЗ, признание и реализация их прав на предоставление равных возможностей в разных областях жизни, включая профессиональное образование.
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки студентов с ОВЗ, в частности тьюторского сопровождения. Это первоочередная составляющая модель в процессе инклюзивного образования любого образовательного учреждения. 4
Тьюторство — практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. 1,2
В инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свою основу, но приобретает и новые, особые составляющие. Тьютор — это специалист, который организует условия для успешной интеграции студента с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с педагогом, специалистами и родителями тьютор может создать для студента благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации, что в дальнейшем способствует к построению профессиональных компетенций будущего специалиста. 6
Основываясь на программах инклюзивной формы образования в нашем учебном заведении по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» нам удобней выбрать модель тьютора, как педагога сопровождения, классного руководителя (оказывающего помощь, выполняющего рекомендации ПМПК, ведение педагогической и воспитательной работы; обеспечение координации педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых студенту специалистов на каждом этапе образовательного процесса; показывает окружающим, как следует относиться к студенту с ОВЗ, какую помощь можно ему оказать и как правильно это сделать). Что позволит применять и формы дистанционного обучения, по дисциплинам общеобразовательного цикла и специального. Так как тьютор поможет обучающемуся в достижении поставленной цели — образования, с преодолением барьерных психологических препятствий. 7
Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов:
− психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, принятие основных принципов;
− наличие специальных условий обучения и воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья;
− наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении студентов с ОВЗ специалистами из ресурсных центров, центров психолого-педагогического развития и коррекции.
Тьюторство ‒ важный ресурс для создания эффективной, гибкой, ориентированной на студента системы образования. Введение тьюторского сопровождения в инклюзивную практику должно способствовать перестройке всей системы образования, ее индивидуализации. 4,7
Литература:
- Ботьева О. В. Социальная педагогика. — Томск, изд. Томского политехнического университета, 2011.
- Дубровская Т. А., Воронцова М. В., Кукушин В. С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. — М.: Союз, 2011. — 364 с.
- Калмыков Г. А. Общая и социальная педагогика в вопросах и ответах. — М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012.
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
- Портал психологических изданий PsyJournals.ru
- Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010. — 132 с. (Школьное образование)
- http://edu.ifmo.ru/file/pages/207/konvenciyapoinvalidam.pdf
Ключевые слова
социальная защита, инклюзивное образование, тьютор, доступная среда, профессиональная средаПохожие статьи
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) в современной школе
В статье автором рассматривается вопрос о необходимости тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы инклюзивного обучения.
Тьюторство как ресурс адаптации иностранных студентов в условиях высшего учебного заведения
В статье рассматривается возможность использования тьюторского сопровождения в адаптации иностранных студентов в условиях высшего учебного заведения. А также решение данной проблемы путём внедрения технологии тьюторского сопровождения.
Непрерывное образование в Узбекистане как требование времени
В статье рассматриваются непрерывность образования как условие обеспечения качества образования, задачи для обеспечения успешного непрерывного образования, а также значение непрерывного образование в повышении качества образования и становлении будущ...
Принципы, достоинства и недостатки современной системы инклюзивного образования
Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой — реализация права на образование без дискриминации.
Использование компьютерных технологий как одна из составляющих профессионально-ориентированного иноязычного образования
Современные образовательные технологии ориентированы на активное использование компьютеров. Статья рассматривает возможности использования компьютерных технологий в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования.
Тьютор — новая должность в ДОУ (из опыта психолого-педагогического сопровождения)
В статье рассматривается проблема организации тьюторской деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Разработаны и представлены условия и особенности реализации программы психолого-педагогического сопровождения.
Похожие статьи
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) в современной школе
В статье автором рассматривается вопрос о необходимости тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы инклюзивного обучения.
Тьюторство как ресурс адаптации иностранных студентов в условиях высшего учебного заведения
В статье рассматривается возможность использования тьюторского сопровождения в адаптации иностранных студентов в условиях высшего учебного заведения. А также решение данной проблемы путём внедрения технологии тьюторского сопровождения.
Непрерывное образование в Узбекистане как требование времени
В статье рассматриваются непрерывность образования как условие обеспечения качества образования, задачи для обеспечения успешного непрерывного образования, а также значение непрерывного образование в повышении качества образования и становлении будущ...
Принципы, достоинства и недостатки современной системы инклюзивного образования
Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой — реализация права на образование без дискриминации.
Использование компьютерных технологий как одна из составляющих профессионально-ориентированного иноязычного образования
Современные образовательные технологии ориентированы на активное использование компьютеров. Статья рассматривает возможности использования компьютерных технологий в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования.
Тьютор — новая должность в ДОУ (из опыта психолого-педагогического сопровождения)
В статье рассматривается проблема организации тьюторской деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Разработаны и представлены условия и особенности реализации программы психолого-педагогического сопровождения.